9.1. Комплексные решения кис
Усиление интеграционных процессов в деловом мире приводит к тому, что предприятия вовлекаются в экосистему, объединяющую внутреннюю сферу бизнеса предприятия, всех деловых партнеров, клиентов, акционеров, потенциальных инвесторов и других заинтересованных лиц. Вследствие этого предприятиям важно сформировать оптимальные организационные границы своей бизнес-среды и на основе современных технологий управления обеспечить рентабельное использование широкого арсенала внешних ресурсов, важнейшим из которых становится эффективное сотрудничество всех участников бизнеса.
Корпоративная информационная система предприятия управляет его бизнес-процессами, позволяет увязывать функции отдельных подразделений с движением финансовых и товарных потоков по всей технологической цепочке управленческих процедур. Основными особенностями КИС являются комплексный охват функций управления, повышение упорядоченности деловых процессов, возможность внедрения по отдельным подсистемам, адаптация к изменениям инфраструктуры, возможность развития, обеспечение информационной поддержки производственных, административных и управленческих бизнес-процессов.
КИС включает множество функциональных подсистем (управление складом и логистикой + бухгалтерия + учет контрактов + производство + финансовое планирование + + CRM + ...)(рис.
Рис. 9.1. Функциональные подсистемы КИС
Из-за сложности решаемых задач современные КИС имеют гибкую архитектуру, включают в себя множество настроек, с помощью которых осуществляется адаптация системы к требованиям конкретного предприятия. Кроме того, они предоставляют возможности модификации и развития силами любых разработчиков, имеют развитый инструментарий для создания новых экранных форм, отчетов и другого функционала. В них предусматривается динамичное обновление данных, что позволяет осуществлять непрерывный мониторинг и контроль отклонения от плановых показателей.
Целями внедрения КИС являются:
• осуществление перехода на качественно новый уровень принятия оперативных и стратегических управленческих решений;
• достижение максимальной контролируемости и управляемости деятельностью предприятия;
• увеличение реальных доходов в результате наведения порядка в операциях учета и контроля за финансовыми и материальными потоками;• сокращение времени производственных, логистических и управленческих процессов;
• ведение качественной и подробной аналитики, позволяющей определять наиболее выгодные направления развития бизнеса, на основе сравнительного анализа, прогнозирования и моделирования.
В зависимости от того, на каком уровне управления (стратегическом, тактическом и оперативном) используется КИС и каковы уровни принятия решений (долгосрочные, среднесрочные, оперативные), выделяют различные типы систем. Эти системы могут составлять одну систему класса ERP либо использоваться по отдельности в зависимости от размера предприятия, целей и задач, стоящих в настоящее время перед ним.
Основными коммерческими решениями в области КИС являются:
1. Решения Microsoft Business Solutions — подразделения корпорации Microsoft, лидера в области разработки систем управления предприятием.
Решения Microsoft Dynamics позволяют управлять предприятиями со сложной распределенной структурой: дистрибьюторскими, производственными компаниями, холдингами.
Microsoft Dynamics NAV (ранее Microsoft Business Solu-tions-Navision) — интегрированная комплексная система управления предприятием, предназначенная для компаний среднего и малого бизнеса, объединяет возможности финансового управления, анализа состояния бизнеса, управления производством, дистрибуцией, электронной коммерцией и взаимоотношениями с клиентами. Система эффективна для компаний со сложными бизнес-процессами, нуждающихся в комплексной автоматизации. Она не предъявляет высоких требований к ИТ-инфраструктуре предприятия и легко интегрируется со всеми серверными и офисными приложениями Microsoft.
Система включает продукты для электронного бизнеса (ролевой портал для сотрудников компании, средства для электронного взаимодействия программных комплексов компаний самой разной отраслевой специализации и любого размера, поддержки электронного документооборота в различных форматах, Интернет-портал для самообслуживания клиентов, поставщиков, деловых партнеров и т.д.).
На базе комплексного решения создано множество отраслевых решений для фармацевтики, розничной торговли, страховых компаний, автодилеров, гостиничного бизнеса, телекоммуникаций и т.д. Система предназначена для быстроразвивающихся компаний с большим потенциалом роста, отличается оптимальным соотношением цена/качество и минимальными сроками внедрения (2—5 месяцев).
Microsoft Dynamics AX (ранее Microsoft Business Solu-tions-Axapta) — система управления бизнесом класса ERPII для средних предприятий и крупных холдинговых структур. Интегрированная объектная среда разработки обеспечивает возможности для реализации специфики бизнеса. Мощные функциональные возможности, оптимальное соотношение цены и качества, легкость в освоении, удобство в использовании и настройке системы, позволяют построить на предприятии информационную систему управления, которая соответствует его отраслевым и индивидуальным особенностям. Реализована в трехзвенной архитектуре, хорошо масштабируется, обеспечивает создание на основе сети Интернет единого бизнес-пространства, что позволяет использовать систему в международных территориально-распределенных корпорациях.
Систему характеризуют полноценная поддержка электронного бизнеса и соответствие современным процедурам управления в сферах финансово-хозяйственной деятельности; ресурсного обеспечения; персонала и кадровой политики; взаимодействия с клиентами и бизнес-партнерами (CRM) и др.
Microsoft Dynamics AX предоставляет инструменты для всестороннего и своевременного анализа ситуации на предприятии, для принятия верных управленческих решений. Анализ данных в системе выполняется средствами OLAP с использованием Microsoft Analysis Server.
Система поддерживает работу корпоративного портала, что позволяет работать непосредственно с ERP-системой через web-сайты в сети Интернет.
Интегрированная объектная среда разработки Microsoft Dynamics AX включает полный набор инструментов для разработки и предоставляет доступ к исходному коду объектов приложения. Серьезные изменения в бизнес-процессах выполняются с помощью объектно ориентированного языка Х++, вобравшего в себя лучшие возможности C++, Java и SQL и оптимизированного для разработки решений для бизнеса. Microsoft Dynamics AX полностью поддерживает промышленные стандарты интеграции приложений.
2. Корпорация Oracle объединяет свои продукты в три группы — базы данных, связующее ПО и бизнес-приложения. Вся стратегия компании основана на интеграции и взаимодействии продуктов путем поддержки открытых стандартов и интеграции продуктов, практически реализуя весь спектр потребностей клиентов.
Выделяют три вида решений:
• отраслевые (вертикальные) решения, построенные с учетом специфики определенной отрасли, позволяющие учитывать индивидуальные потребности конкретного заказчика;
• функциональные (горизонтальные) решения, представляющие собой расширения стандартной функциональности систем и затрагивающие бизнес-процессы, которые не имеют жесткой привязки к специфике отрасли;
• технологические решения, объединяющие опыт компании-разработчика по интеграции с другими системами (бил-линговыми, учетными, бухгалтерскими, банковскими и т.д.), по разработке web-интерфейса, реализации web-доступа и т.д.
Семейство Oracle Applications, включающее бизнес-приложения Oracle E-Business Suite, PeopleSoft Enterprise, JD Edwards EnterpriseOne, JD Edwards World и Siebel Business Applications, позволяет эффективно управлять всеми ключевыми направлениями бизнеса (взаимодействие с клиентами, управление финансами, кадрами и цепочкой поставок, закупками, логистикой, маркетингом, продажами, обслуживанием, отношениями с поставщиками).
Oracle E-Business Suite объединяет и автоматизирует весь поток бизнес-процессов всех подразделений компании независимо от их географического положения. Система предоставляет исчерпывающую информацию обо всех направлениях деятельности компании, включая маркетинг продаж, контракты, управление заказами, разработку продукта, снабжение, планирование материальных ресурсов, управление производством и ремонтами, управление финансами, управление проектами, управление персоналом, автоматизация процессов поддержки и сопровождения заказчика.
Oracle JD Edwards EnterpriseOne — комплекс модульных, интегрированных бизнес-приложений для растущего бизнеса, ориентированный на компании из различных секторов экономики, не сложен во внедрении и позволяет автоматизировать ключевые бизнес-процессы современного среднего предприятия.
Oracle Retail — это полнофункциональная система управления для розничных сетей, которая обеспечивает уникальную, интегрированную платформу для сферы розничной торговли.
Финансовые приложения Oracle управляют внутренними и внешними денежными потоками, движением активов предприятия, при этом система работает с большим объемом информации, рассчитывает налоговые обязательства, определяет показатели работы для отдельных департаментов и подразделений, прогнозирует будущее развитие компании и т.п.
Пакет приложений для электронного бизнеса поддерживает управление всем жизненным циклом проекта.
Oracle предлагает отраслевые комплексы для различных отраслей; аналитический и функциональный инструментарий, в том числе в области BI, управления эффективностью бизнеса — Enterprise Performance Management (EPM), управления жизненным циклом продукции — Product Life-cycle Management (PLM), транспортного планирования — Transportation Management, управления и прогнозирования спроса — Demand Planning и др.; полнофункциональные горизонтальные системы для бэк-офиса (ERP) и фронт-офиса (CRM); основанную на открытых стандартах платформу для интеграции в рамках сервис-ориентированной архитектуры для ERP-, CRM- и отраслевых комплексов Oracle, любых других приложений — Oracle Application Integration Archi tecture (AIA); семейство технологий промежуточного ело Oracle Fusion Middleware.
3. Корпорация SAP AG предлагает программные продув ты для малых, средних и крупных предприятий.
SAP Business One — система управления предприятием, создана для компаний малого и среднего бизнеса, отличается полной интеграцией всех функциональных компонент, позволяет управлять ресурсами предприятия (ERP), отношениями с клиентами (CRM), строить электронный бизнес. Система поддерживает большинство стандартных бизнес-процессов, включая финансовый менеджмент, оперативное управление складскими запасами, закупки, учет товаров, работу с банком и управление взаимоотношениями с клиентами. Система обладает двухуровневой клиент-серверной архитектурой, поддерживает работу с СУБД Microsoft SQL Server. В состав системы входит набор инструментов разработчика, облегчающий интеграцию с программами и службами сторонних разработчиков. SAP Business One позволяет распространить бизнес-процессы в сеть Интернет за пределы компании, превращая электронную торговлю в новый эффективный образец ведения бизнеса.
Это решение позволяет формализовать бизнес-процессы компании и автоматически осуществлять контроль их выполнения, предоставляет сотрудникам, клиентам и партнерам удобный доступ к информации, необходимой для принятия взвешенных решений, позволяет быстро адаптировать свои процессы к новым требованиям бизнес-среды, что обеспечивает предприятию стабильный рост. Важными преимуществами системы являются доступная цена и короткие сроки внедрения. Решение SAP Business One обеспечивает доступ к критически важной информации в режиме реального времени. Гибкая открытая технология позволяет изменять и адаптировать систему по мере роста бизнеса.
В холдингах и компаниях с распределенной структурой несколько отдельно стоящих решений SAP Business One могут быть интегрированы с приложениями my SAP Business Suite, установленными в головном офисе. Для интеграции нескольких приложений в единое информационное пространство компания SAP предоставляет инструмент интеграции Integration Toolkit, который включает в себя шаблоны бизнес-процессов, инструменты настройки и документацию. SAP Business One Integration Toolkit обеспечивает интеграцию на уровне справочников и бизнес-процессов.SAP ERP охватывает все сферы финансового и управленческого учета, управления персоналом, оперативной деятельности и корпоративных сервисных служб, а также предоставляет мощные аналитические инструменты. Это решение призвано оптимизировать бизнес-сценарии, включающие не только внутренние процессы предприятия, но и бизнес-процессы деловых партнеров и клиентов. Корпоративные порталы предприятия, приложения для организации совместной работы и системы самообслуживания сотрудников формируют общее информационное поле компании. Мобильные устройства обеспечивают сотрудникам доступ ко всем необходимым инструментам и информационным ресурсам компании. Внедрение системы может осуществлять помодульно.
В решении обеспечивается полное соответствие международным нормам ведения бизнеса, реализация требований местного законодательства в области бухгалтерского и налогового учета, расчета заработной платы и управления персоналом.
SAP ERP предоставляет аналитические средства поддержки принятия управленческих решений, которые позволяют выполнять оценку результатов деятельности компании в целом и осуществлять детальный анализ различных аспектов бизнеса (производственной деятельности, процессов логистики, использования финансовых и человеческих ресурсов), обеспечивать многомерный анализ достигнутых результатов, прогнозировать направления развития и планировать будущие показатели деятельности компании, выявлять возможные риски и принимать меры по их устранению.
Решение позволяет оптимизировать внутренние операции в ключевых областях деятельности за счет внедрения интегрированных функций управления сквозным логистическим процессом: осуществляется комплексная поддержка логистических функций в сфере снабжения, производства, хранения, транспортировки, сбыта и обслуживания; обеспечивается сотрудничество между фирмами, деловыми партнерами и клиентами, что обеспечивает достижение нового уровня использования всех имеющихся ресурсов.
Все решения SAP базируются на технологической платформе SAP Net Weaver, которая способна связывать информационные системы между собой и обеспечивать полную интеграцию бизнеса, что позволяет обеспечить всех участников бизнес-процессов необходимой информацией, создать единый интерфейс работы с бизнес-приложениями и предоставить все функциональные возможности, которые необходимы им для продуктивного выполнения работы, на базе единой информационной среды.
4. Компания ТБ. Софт предлагает продукт класса ERP: ТВ. Корпорация — система, предназначенная для комплексной автоматизации учета, контроля и управления деятельностью предприятия. Она эффективно решает задачи оперативного управления средними и крупными предприятиями, имеющими интенсивный документооборот, а также десятки, сотни рабочих мест в единой информационной сети. Система позволяет формировать планы и бюджеты и осуществлять контроль их исполнения; планировать себестоимость и получать точную структуру затрат, контролировать движение денежных средств и оборачиваемость товарных запасов; оценивать прибыльность бизнеса в целом и по различным бизнес-процессам, проводить мониторинг отношений с покупателями и поставщиками; вести финансовый и управленческий учет.
Программный комплекс ТБ. Корпорация включает: ТБ. Бухгалтерия для автоматизированного ведения бухгалтерского и налогового учета финансово-хозяйственной деятельности с целью подготовки отчетности для налоговых органов;
ТБ. Торговля для управления заказами, учета связанных с заказами движений товара и платежей; обеспечивает резервирование товара; учет товаров, переданных на реализацию; партионный учет; учет накладных расходов при отпуске товара. Система поддерживает несколько форм расчетов: предоплата, кредит, договоры реализации, бартер (взаимозачеты), расчеты с торговыми агентами;
ТБ. Склад автоматизирует учет движения товара (прием, отгрузка, внутренние перемещения, инвентаризация, списание и пр.), классификацию товаров по номенклатуре, группам, сортам, производителям; учет товаров в различных единицах измерения и по различным уровням сборки (упаковки, комплекты и т.д.); ведение истории поступления товара; учет начальных остатков товаров по складам; учет остатков товаров на складе с автоматическим расчетом учетных цен методами средних, FIFO, LIFO; партионный учет товаров; учет простых сборочных операций (комплектация и разукомплектация) с расчетом себестоимости продукции; учет дополнительных расходов при хранении (аренда, коммунальные услуги и др.).
ТБ. У правление персоналом предназначен для ведения кадрового учета и расчета заработной платы.
ТБ. Основные фонды позволяет вести детализированный учет, списание, переоценку и износ конкретного объекта на протяжении всего срока эксплуатации.
ТБ. Торговля решает задачи оперативного учета товарных потоков и связанных с ними денежных потоков.
ТБ. Планирование, которая включает автоматизированное планирование материальных, производственных и трудовых ресурсов, сравнение плановых показателей с фактическими.
ТБ. Контроль поручений позволяет решать основные задачи календарно-ресурсного планирования работ (определение структуры работ и декомпозиция на более мелкие элементы, назначение сроков и исполнителей), управления деловыми процессами и процедурами (задание схем состояний процессов, изменения процессов, мониторинг процессов и документов), анализа состояния проектов и использования ресурсов.
ТБ. Корпорация рассчитана на поддержку и ведение больших объемов данных с распределенной структурой. Сетевое решение системы для предприятий, имеющих территориально распределенную структуру, предусматривает три схемы работы: репликация данных на уровне документов; протокол TCP/IP предполагает работу через сервер приложений; терминальный режим — работа удаленных рабочих мест поддерживается технологией «терминального сервера», при этом возрастает потребность в ресурсах корпоративного сервера.
Весь информационный поток в системе интегрируется в единую базу документов, из которой можно получить любую информацию о финансовых, трудовых и материальных потоках. Система может применяться на предприятиях различных отраслей и форм собственности, легко адаптируется под любые изменения, происходящие на предприятии (выпуск новой продукции, выполнение новых видов услуг, структурные изменения и т.д.). Система ТБ. Корпорация обладает хорошей масштабируемостью, которая базируется на следующих возможностях: гибкое перераспределение вычислительной нагрузки с помощью изменения настроек сервера расчетов и сервера данных системы; увеличение количества клиентских мест в функционирующей системе; выбор аппаратной и программной платформы для установки системы; размещение информационной базы на физических базах данных различных типов СУБД.
Система ТБ. Корпорация предоставляет несколько уровней интеграции с другими приложениями и системами: доступ к данным ТБ .Корпорации через языковые средства СУБД; написание собственных приложений, использующих опубликованный интерфейс клиента к серверу ТБ.Корпорация; механизм Auto Object, обеспечивающий связывание на уровне приложений и на уровне Automation-объектов приложений; механизм импорта/экспорта данных в различные форматы (XML, DBF и др.).
ТБ.Корпорация работает с большинством операционных систем Microsoft, серверные и клиентские части системы могут работать под управлением различных систем, с широким спектром СУБД: MS SQL Server, Oracle, IB Date Base, Informix, допустима работа с несколькими СУБД одновременно. Система реализована в трехуровневой архитектуре с «тонкими» клиентами.
Система ТБ.Корпорация предоставляет широкий набор средств и утилит для администрирования СУБД, позволяющих распределять сетевые компоненты по вычислительным ресурсам, структуры данных по различным типам СУБД; автоматически создавать и реорганизовывать таблицы СУБД согласно структуре пользовательских проектов; выполнять «сборку мусора» и проверку целостности БД; выполнять резервное копирование и восстановление СУБД; формировать схемы репликации данных; запускать работы с БД с помощью планировщика заданий; выполнять подключение к внешним СУБД других приложений. В процессе эксплуатации на действующей системе можно добавлять и создавать новые специализированные рабочие места.
5. Корпорация Галактика предлагает программный продукт:
Галактика ERP — это полномасштабная управленческая информационная система, разработанная специально для крупных и средних отечественных предприятий. Отличием от западных систем является отсутствие избыточного функционала.
Комплекс бизнес-решений обеспечивает эффективную поддержку управленческих задач, позволяет гибко реагировать на внешние и внутренние изменения в деятельности, поддерживает достижение бизнес-целей предприятия и продуктивную и комфортную работу каждого сотрудника. В едином информационном пространстве поддерживаются типовые и специализированные задачи управления предприятием, холдингом, группой компаний.
Комплекс бизнес-решений обеспечивает: управление ресурсами предприятия в соответствии с функциональностью ERP-системы; принятие управленческих решений за счет определения, планирования, достижения и анализа ключевых показателей деятельности предприятия; построение сводной отчетности группы компаний, холдинга, многофилиальной организации; управление жизненным циклом заказов; управление корпоративным финансированием; разработку и интеграцию бизнес-приложений в сервис-ориентированной архитектуре.
Возможности системы Галактика ERP дополняются системой поддержки принятия решений для высшего руководства предприятия Галактика Business Intelligence, специальными и отраслевыми решениями. Бизнес-приложения разработаны с применением современных средств разработки: Microsoft.NET, SOA, web-сервисов, OLAP-технологий.
В комплексе решений отражены передовые методологии и концепции управления, новейшие разработки в области информационных технологий:
• управление эффективностью бизнеса (ЕРМ) — решение задач распределенных многоуровневых бизнес-сообществ, холдингов и корпораций, возможность организации единого информационного пространства внутри корпорации, по отношению к клиентам и партнерам, интеграции внешних приложений синхронизации данных и бизнес-процессов;
• предприятие реального времени (Real-Time Enterprise, RTE) — получение оперативной и достоверной информации о выполнении важных и критических процессов, помощь в принятии решений, способность быстро адаптироваться к потребностям изменяющейся бизнес-модели управления предприятием;
• сервисная шина предприятия (Enterprise Service Bus, ESB) — интеграция в единое информационное пространство распределенных структур, работающих с гетерогенными системами;
• система управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) — повышение эффективности функционирования процессов и качества управления, контроль и управление регламентными операциями, динамическое совершенствование процессов, гибкость и удобство в работе;
• построение мобильного бизнеса с динамичной структурой, интеграция с партнерами через сеть Интернет (решения В2С и В2В), поддержка мобильных устройств, интернет-магазинов.
Для небольших предприятий на базе системы Галактика ERP разработано решение Галактика Старт, позволяющее быстро и с минимальными затратами провести автоматизацию основных бизнес-процессов предприятия.
Средние по масштабам бизнеса, динамично развивающиеся компании могут воспользоваться специальным предложением корпорации «Галактика» — решением Галактика Прогресс.
Система Галактика соответствует концепции ERP и стандарту MRP-II; поддерживает национальные и международные стандарты финансовой отчетности; обеспечивает защиту конфиденциальной информации; масштабируемостью; оптимальное соотношение «цена/качество решения»; возможность быстрого внедрения.
В системе Галактика ERP реализованы трехуровневая архитектура и возможность комбинирования двух- и трехуровневой архитектуры в рамках одной инсталляции, что позволяет добиться существенного снижения стоимости владения информационной системой.
Модульная структура Галактики ERP позволяет приобретать и использовать только те модули и контуры, которые необходимы конкретному предприятию. В системе Галактика ERP реализована концепция компонентной модели: все единицы системы сформированы в компоненты, взаимодействующие через специальные интерфейсы. Компоненты логически объединены в модули системы. Наличие версий у компонентов позволяет перейти от обновления системы к обновлению отдельных компонентов.
В зависимости от задач и ресурсов компания имеет возможность построения и использования любой конфигурации системы Галактика ERP, оптимально соответствующей конкретным потребностям предприятия, причем с максимальным сохранением инвестиций.
Поддержка открытых стандартов разработки (XML, COM, ActiveX, ODBC) предоставляет заказчику широкие возможности интеграции системы Галактика ERP с любым специализированным или отраслевым программным обеспечением и офисными приложениями, а также возможность замены компонентов и подсистем Галактики ERP собственными разработками. Дополнительные возможности для интеграции Галактики ERP с продуктами сторонних производителей и построения глобальных распределенных систем дает реализация в системе сервис-ориентированной архитектуры и технологий web-сервисов.
В состав системы Галактика ERP включены средства для централизованной настройки параметров системы, ее обновления, установки необходимых приложений, что существенно повышает безопасность системы, улучшает защиту от несанкционированного доступа и значительно облегчает процесс ее администрирования.
- 6. Системы искусственного интеллекта
- 6.1. Основные понятия искусственного интеллекта
- 6.3. Интеллектуальный анализ данных. Управление знаниями
- 6.4. Экспертные системы
- 6.5. Системы поддержки принятия решений
- 7. Обеспечение безопасности информационных систем
- 7.1. Основы информационной безопасности
- 7.2. Критерии оценки информационной безопасности
- 7.3. Классы безопасности информационных систем
- 7.4. Угрозы информационной безопасности
- 7.6. Правовые аспекты информационной безопасности
- 7.7. Обеспечение безопасности в компьютерных сетях
- 8. Проектирование корпоративной информационной системы
- 8.1. Жизненный цикл корпоративной информационной системы
- 8.2. Основы проектирования ис
- 8.3. Реинжиниринг бизнес-процессов
- 8.4. Стандартизация и сертификация информационных технологий
- 9. Решения в области информационных систем
- 9.1. Комплексные решения кис
- 9.2. Критерии выбора кис