logo
Информационные технологии 52 ответа 2009

Вопрос 13. Корпоративные информационные системы

1. Внедрение корпоративных информационных систем как основы для комплексной автоматизации деятельности предприятий направлено на поддержку принятия управленческих решений менеджерами высшего звена корпорации.1 Это предполагает, что предварительно должны быть решены задачи автоматизации рабочих мест, связанных с выполнением текущих производственных функций и оперативным управлением производственными процессами на уровне нижнего и среднего звена менеджеров.

Существует два подхода к решению задачи комплексной автоматизации деятельности предприятия:

• поэтапная разработка корпоративной системы собственными силами (включая использование готовых или заказных программных продуктов сторонних фирм и организаций, позволяющих автоматизировать отдельные рабочие места или производственные процессы);

внедрение готовой информационной системы корпоративного уровня.

Преимущество первого подхода состоит в том, что в создаваемой собственными силами системе в наибольшей степени можно было учесть потребности и специфику работы конкретного предприятия. Это качество не всегда является достоинством. Поэтому разработке информационной системы должен предшествовать анализ, а если необходимо, то и реинжиниринг производственной деятельности.

Корпорации, располагающие необходимыми финансовыми средствами, отдают предпочтение готовым программным системам Успех от внедрения такой системы в значительной степени зависит от готовности (и возможности) корпорации работать по "правилам", диктуемым приобретаемой информационной системой. "Готовая" информационная система имеет модульную архитектуру и процесс внедрения такой системы может быть выполнен по этапам — начиная с модулей, автоматизирующих наиболее критические участки работы. При этом обеспечивается "целостность" системы, позволяющая воспользоваться на соответствующих рабочих местах новыми функциями подключаемых модулей.

2. Опыт разработки "готовых" информационных систем позволил сформировать новый подход к созданию корпоративных информационных систем, основанный на "сборке" систем из программных "компонентов" различных фирм-производителей. Компонентная архитектура корпоративных информационных систем стала возможной благодаря поддержке ведущими производителями программного обеспечения общих стандартов на проектирование, разработку и технологию компонентной "сборки' информационных систем, реализуемых на различных программно-аппаратных платформах.

На современном этапе развития информационных технологий компонентная технология создания корпоративных информационных систем выглядит наиболее привлекательной и перспективной. Она объединяет гибкость в выборе необходимых компонентов информационной системы, свойственную разработке системы собственными силами, с надежностью кода и функциональной полнотой, проверенными многократным использованием, характерным для коммерческих программных продуктов.

Компонентная технология позволяет оперативно вносить изменения в существующую информационную систему, не нарушая ее работоспособности. При этом новые приложения могут работать с новыми модулями, а старые — с прежними модулями, которые остаются в системе. Снимается проблема "унаследованных" систем — нет необходимости их замены для изменения или расширения функциональности, а значит, уменьшаются затраты на сопровождение и модернизацию информационной системы.

Для того чтобы компонентная архитектура информаиионных систем стала реальностью, необходимы три условия:

• наличие методологии анализа и проектирования информационных систем, обеспечивающих компонентную разработку и "сборку" систем;

• сформированный рынок готовых программных компонентов, поддерживающих общие стандарты на технологию разработки и "сборки" компонентов;

• стандартные компоненты программного обеспечения "инфраструктуры" информационной системы, поддерживающие взаимодействие между компонентами системы. '

Особенно сильно тенденция к созданию многокомпонентных систем проявилась в технологии Internet/Intranet. Воспользоваться преимуществами компонентной технологии, основанной на общих стандартах, стремятся и такие производители готовых систем, как SAP (R3).

Ключевым фактором успеха в реализаиии компонентной технологии становятся:

• методология;

• средства анализа и проектирования многокомпонентных информационных систем.

Методология создания информационных систем с компонентной архитектурой "выросла" из объектно-ориентированной методологии проектирования распределенных систем. Значительный вклад в развитие компонентной методологии внесли сотрудники фирмы Rational Software.

Компонентная технология проектирования и разработки информационных систем располагает необходимым арсеналом средств — начиная от инструментов визуального анализа и моделирования, поддерживающих существующие средства разработки, и кончая широким выбором библиотек готовых компонентов, включая компоненты "инфраструктуры" для различных программно-аппаратных платформ. Это значит, что информационные технологии развиваются в направлении "конструкторов" готовых систем, состоящих из наборов компонентов от различных производителей.