11.2.1. Иерархия протоколов internet
При взаимодействии систем процессы происходят по заранее определенному сценарию
По мере продвижения пакета данных по сети на каждом этапе его взаимодействия с другими сетевыми элементами отрабатывают протоколы разных уровней. Полную совокупность таких протоколов, необходимых для успешного взаимодействия разных элементов в рамках сети данного типа, принято называть семейством или стеком. Internet работает под семейством протоколов TCP/IP, которое имеет многоуровневую структуру.
Самый нижний (уровень IV) соответствует уровню доступа к сети. В протоколах TCP/IP он не регламентируется, но поддерживает все популярные стандарты протоколов физического и канального уровня, такие, как Ethernet, Token Ring, SLIP, PPP и другие (по причинам, которые станут понятны ниже, пока не будем расшифровывать эти аббревиатуры). Протоколы данного уровня обеспечивают передачу пакетов данных в сети на уровне аппаратных средств.
Следующий уровень (уровень III) - это уровень межсетевого взаимодействия, который обеспечивает передачу пакетов данных из одной подсети в другую. В качестве протокола в стеке используется протокол IP.
Следующий уровень (уровень II) называется основным. На этом уровне функционирует протокол управления передачей TCP, который обеспечивает надежную передачу сообщений между удаленными друг от друга различными прикладными программами за счет образования виртуальных соединений между ними.
Все перечисленные выше протоколы с легким сердцем можно отнести к <уровню секретарей> из примера, описанного выше, и, почувствовав себя начальниками, на время забыть о них. Для конечного пользователя (<начальника>) наиболее необходима компетентность на самом верхнем уровне (уровень 1), или <уровне начальников>, который называется на языке стека TCP/IP прикладным.
За долгие годы использования в сетях различных стран и организаций стек TCP/IP накопил большое количество протоколов и сервисов прикладного уровня. Предметом нашего детального рассмотрения будут следующие четыре: протокол копирования файлов FTP < File Transfer Protocol), протокол эмуляции терминала telnet, протокол Gopher для доступа к ресурсам всемирного пространства GopherSpace и наиболее популярный на данный момент протокол HTTP (Hyper Text Transfer Protocol) доступа к удаленным гипертекстовым базам данных во всемирный паутине WWW (World Wide Web).
Для того чтобы предотвратить путаницу в терминах, связанную с одинаковыми именами протоколов, программ и информационных ресурсов, сделаем несколько замечаний.
Так, под термином FTR понимается как сам стандарт протокола, так и программа-клиент на компьютере пользователя, которая инициирует соединение с одноименной (или с добавлением буквы <d> - ftpd) программой-сервером. Последняя в свою очередь исполняется на машине-сервере и пребывает в режиме постоянного ожидания запроса от клиента. Кроме того, о самих ресурсах, доступ к которым осуществляется по протоколу ftp, принято говорить как об ftp-архивах. Аналогичная ситуация характерна и для остальных протоколов.
11.2.2. МОДЕЛЬ <КЛИЕНТ-СЕРВЕР> КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЕРВИСОВ INTERNET
В основу взаимодействия компонентов информационных сервисов Сети в большинстве случаев положена модель <клиент-сервер>. Как правило, в качестве клиента выступает программа, которая установлена на компьютере пользователя, а в качестве сервера - программа, установленная у провайдера. В данном контексте под провайдером понимаем организацию или частное лицо, которые ведут (поддерживают) информационные ресурсы.
При этом возможны два варианта организации самой информационной системы, которая обеспечивает доступ к информационному ресурсу. Большинство систем Internet построены по принципу взаимодействия <каждый с каждым>, например система World Wide Wed, т.е. каждый пользователь может напрямую взаимодействовать с каждым сервером без посредников. Такой подход позволяет упростить всю технологическую схему построения системы, однако приводит к порождению большого трафика в Сети. Альтернативный вариант построения системы, например системы Usenet, когда пользователь может взаимодействовать только со <своим> сервером и не может обратиться к произвольному серверу в Сети. Однако доступ он получает ко всей информации, которая присутствует в данной информационной системе, так как серверы обмениваются ею между собой.
В ряде случаев возможен выбор между первым способом реализации информационного обслуживания и вторым, например, это возможно в службе доменных имен DNS. Администратор сервера может настроить его для работы через другой сервер или непосредственно с программами-клиентами. Аналогично настраиваются и специальные серверы-посредники для различных информационных серверов Internet.
Принципиальным различием между схемой с посредником и схемой Usenet является то, что при посреднике работа по доступу к ресурсу перекладывается на его плечи. При этом он будет устанавливать соединение с каждым сервером в сети. По схеме Usenet это делать не обязательно, так как информацию в принципе можно получить с любого сервера.
- Глава 4 информационные ресурсы и информатизация общества 64
- Раздел II прикладная информатика 82
- Глава 5. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации 82
- Глава 6. Технические средства реализации информационных процессов 105
- Глава 11 глобальная информационная сеть internet 222
- Глава 12 искусственный интеллект 270
- Глава 13 экспертные системы 297
- Острейковский в.А. Информатика
- Введение
- Раздел I теоретическая информатика глава 1 основные понятия и определения информатики
- 1.1. Терминология информатики
- 1.2. Объект информатики
- 1.3. Предметная область информатики как науки
- 1.4. Краткая история развития информатики
- Контрольные вопросы
- Глава 2 информатика как наука
- 2.1. Категории информатики
- 2.2. Аксиоматика информатики
- 2.3. Виды и свойства информации
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Математические основы информатики
- 3.1. Методы и модели оценки количества информации
- 3.2. Основные понятия теории алгоритмов
- 3.3. Системы счисления
- 3.3.1. Позиционные системы счисления
- 3.3.2. Двоичная система счисления
- 3.3.3. Другие позиционные системы счисления
- 3.3.4. Смешанные системы счисления
- 3.3.5. Перевод чисел из одной системы счисления в другую
- 3.4. Формы представления и преобразования информации
- 3.4.1. Числовая система эвм. Представление целых чисел без знака и со знаком
- 3.4.2. Индикаторы переноса и переполнения
- 3.4.3. Представление символьной информации в эвм
- 3.4.4. Форматы данных
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Глава 4 информационные ресурсы и информатизация общества
- 4.1. Особенности информационного ресурса
- 4.2. Формы и виды информационных ресурсов
- 4.3. Информатизация общества
- 4.3.1. Сущность и цели информатизации
- 4.3.2. Создание информационных структур
- 4.3.3. Формирование индустрии информатики
- 4.3.4. Развитие интеллектуального и информационного рынков
- 4.4. Перспективы перехода к информационному обществу
- Контрольные вопросы
- Раздел II прикладная информатика глава 5. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации
- 5.1. Восприятие информации
- 5.2. Сбор информации
- 5.3. Передача информации
- 5.4. Обработка информации
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Технические средства реализации информационных процессов
- 6.1. Определение и принципы организации информационных процессов в вычислительных устройствах
- 6.2. Функционирование эвм с шинной организацией
- 6.3. Функционирование эвм с канальной организацией
- 6.4. Информационная модель эвм
- 6.5. Основные команды эвм
- 6.6. Персональные эвм
- 6.6.1. Общие сведения о пэвм и их классификация
- 6.6.2. Структурная схема пэвм
- 6.6.3. Внешние устройства пэвм
- 6.6.4. Внешние запоминающие устройства пэвм
- 6.6.5. Печатающие устройства пэвм
- 6.6.6. Перспективы развития пэвм
- 6.7. Вычислительные системы
- 6.8. Поколения вычислительных средств
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Глава 7 алгоритмизация и программирование
- 7.1. Определение алгоритма
- 7.2. Методы разработки алгоритма
- 7.2.1. Метод частных целей
- 7.2.2. Метод подъема
- 7.3. Программирование с отходом назад
- 7.4. Алгоритмы ветвей и границ
- 7.5. Жизненный цикл программного обеспечения
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Раздел III элементы информационных технологий глава 8 базы и банки данных
- 8.1. Автоматизированные банки данных
- 8.2. Модели данных
- 8.3. Схема функционирования субд
- 8.4. Организация поиска данных
- 8.5. Администратор базы данных
- Контрольные вопросы
- Глава 9 пакеты прикладных программ
- 9.1. Классификация ппп
- 9.2. Проблемно-ориентированные ппп
- 9.4. Интегрированные ппп
- 9.4. Пакеты прикладных программ для решения научно-технических задач
- 9.5. Библиотеки стандартных программ
- Контрольные вопросы
- Глава 10 вычислительные сети
- 10.1. Принципы построения и классификация вычислительных сетей
- 10.2. Способы коммутации и передачи данных
- 10.3. Программное обеспечение вычислительных сетей
- 10.4. Локальные вычислительные сети
- 10.4.1. Классификация лвс
- 10.4.2. Организация обмена информацией в лвс
- 10.4.3. Методы доступа в лвс
- 10.4.4. Модели взаимодействия в лвс
- 10.5. Обеспечение безопасности информации в вычислительных сетях
- Контрольные вопросы
- Глава 11 глобальная информационная сеть internet
- 11.1. Краткая характеристика основных информационных ресурсов internet
- 11.2. Принципы функционирования internet
- 11.2.1. Иерархия протоколов internet
- 11.2.3. Спецификация универсального адреса информационного ресурса в internet
- 11.3. Технология world wide web (www)
- 11.3.1. Общая характеристика www
- 11.3.2. Программы-клиенты www
- 11.3.3. Стратегия поиска информации в сети
- 11.3.4. Язык гипертекстовой разметки web-документов html
- 11.3.5. Поисковые машины www
- 11.4. Электронная почта в internet
- 11.5. Технологии доступа к ресурсам internet, отличные от www
- 11.5.1. Удаленный доступ к ресурсам сети telnet
- 11.5.2. Обмен файлами по протоколу ftp. Служба архивов ftp
- Контрольные вопросы
- Глава 12 искусственный интеллект
- 12.1. Направление исследований в области искусственного интеллекта
- 12.2. Машинный интеллект и робототехника
- 12.3. Интеллектуальные роботы
- 12.4. Моделирование биологических систем
- 12.5. Эвристическое программирование и моделирование
- 12.6. Система знаний
- 12.7. Модели представления знаний
- 12.7.1. Логическая модель представления знаний
- 12.7.2. Сетевая модель представления знаний
- 12.7.3. Фреймовая модель представления знаний
- 12.7.4. Продукционная модель представления знаний
- Контрольные вопросы
- Глава 13 экспертные системы
- 13.1. Общая характеристика эс
- 13.2. Структура и режимы использования эс
- 13.3. Классификация инструментальных средств эс
- 13.4. Организация знаний в эс
- 13.5. Отличие эс от традиционных программ
- 13.6. Виды эс
- 13.7. Типы задач, решаемых эс
- Контрольные вопросы
- Приложение 3 глоссарий экспертных систем