logo
ИТУ-МГУДТ

1.3. Виды информации

С позиций управления наибольший интерес представляют следующие основания классификации информации: приоритетность для использования в целях управления, источник возникновения, способ восприятия человеком, способ распространения, функции управления, которую обслуживает информация, направленность движения, степень упорядоченности, кратность возможного использования, характер применения, вид носителя, степень доступа. По приоритетности для использования в целях управления выделяются следующие виды информации: фиксирующая и методологическая. Фиксирующая информация отражает протекание различного рода социально-политических, социально-экономических и иных процессов, явлений в реальной жизни, фиксирует наличие тех или иных аспектов реально существующих объектов, явлений, событий, процессов.

Методологическая информация дает ключ к пониманию смысла значимых взаимосвязей межу процессами, выявлению соответствующих причин и следствий, позволяет субъекту управления прогнозировать ход развития событий, делать правильный, этичный выбор в конкретных жизненных ситуациях, принять единственно верное управленческое решение. Методологическая информация – это «информация мировоззренческого характера, формирующая методологические стереотипы, методологию. Она позволяет видеть общий и частный ход процессов в мирозданьи и является основой управления» 1. Мировоззренческое знание руководителя отражает систему его взглядов на объективный мир и место в нем человека, его отношение к окружающей действительности и к самому себе. Сюда относятся также жизненная позиция руководителя, его убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Методологическая информация касается принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности человека. В составе методологических знаний особое значение имеют методы, пути достижения истинного и практически эффективного знания, а также внутренние механизмы, логика движения и организации знания. Мировоззренческие и методологические знания являются основой управления социальными процессами. Следует иметь в виду, что подобного рода методологические знания, даже будучи физически доступными для индивидуума, могут оказаться им неусвоенными в полной мере и даже невостребованными в силу непонимания их истинного смысла, недостаточной зрелости его мировоззрения для адекватного восприятия методологии управления, в этом случае информация так и не приобретает для него значения знания. Методологическая информация имеет свою структуру, однако основная ее часть не поддается формализации, моделированию, а значит и обработке с помощью средств вычислительной техники.

В свою очередь, в составе фиксирующей информации различаются хронологическая, фактологическая и экономическая информация. Хронологическая информация – отражает порядок следования фактов и явлений во времени. При условии владения субъектом управления методологией она позволяет выделить из, на первый взгляд, хаотичного набора фактов и явлений частные процессы в составе объемлющих их процессов. Информация данного вида позволяет, в большинстве случаев, субъекту управления установить причинно-следственные связи между происходящими событиями, явлениями, процессами, отдельными фактами. А это – необходимое условие для правильного понимания смысла происходящего.

Фактологическая информация представляет собой описание имевших место в действительности фактов, событий, явлений, процессов (как частных, так и объемлющих их процессов) самого разного характера, а также их взаимосвязей. Что касается хронологической и фактологической информации, то речь идет о неискаженной, объективной информации, но не об информации, представленной в выгодном тому или иному субъекту управления свете.

Экономическая информация освещает происходящее в экономическом аспекте. Экономическая информация фиксирует финансовые потоки, обслуживающие продуктообмен в общественном разделении труда и таким образом в деталях отражает малейшие изменения в этом сложившемся общественном разделении труда. «По своей сущности деньги являются наиболее общим носителем экономической информации … и в своем историческом развитии освобождаются постепенно от всех иных потребительских качеств, став в конце концов тем, что они и есть реально: кодовой группой в банковском компьютере, магнитной записью на кредитной карточке, т.е. информацией «в чистом виде».1

По временному признаку принято выделять: текущую информацию (это информация о настоящем, о том, что есть в действительности, в реальности в настоящее время в управляемой системе (иначе говоря, оперативная или оперативно-техническая информация); прогностическую, плановую информацию (это сведения о будущем – предвосхищающие состояние управляемой системы в будущем); ретроспективную информацию (отражает состояние управляемой системы в прошлом, позволяет познать историю развития системы, а значит обосновать подходы к управлению ею в настоящем). Эффективно управлять можно только опираясь на ретроспективную информацию, в полной мере используя текущую информацию, выявляя тенденции развития системы управления, предвидя возможные альтернативы развития событий в будущем, планируя собственные действия, т.е. создавая прогнозную информацию.

Информация, используемая в системе управления, по способу возникновения подразделяется, прежде всего, на два вида: первичная (фактическая, фактуальная) информация и выводная информация (информационная продукция). Первичная информация есть сведения, данные о конкретных фактах, событиях, явлениях, имеющих отношение к деятельности управляемого объекта, системе управления в целом. Первичная информация может быть получены гласным, официальным путем (заявления граждан, сообщения юридических лиц, сообщения СМИ и т.п.). Выводная (производная) информация является результатом аналитической (мыслительной, аналитико-синтетической) обработки (в том числе, проверки) первичной информации. Выводная информация отражается обычно в разного рода справках, обзорах, информационных записках и других материалах, содержащих выводы, рекомендации, предложения. Выводная информация используется в качестве основания для выработки и принятия соответствующих решений и осуществления других управленческих функций.

В зависимости от способа восприятия информации человеком различается визуальная информация (видимая, видеоинформация, в частности, документальная, письменная) и звуковая информация (слышымая, аудиоинформация, в частности устная). Вместе с тем, в окружающем нас мире, в природе, в социальных системах содержится нередко информация, не проходящая через сознание, не осознаваемая человеком. Человек не подозревает о ее существовании, не обладает необходимой чувствительностью для ее восприятия, либо не располагает достаточными научными и техническими средствами для того, чтобы ее извлечь и использовать. Такого рода скрытую, неиспользуемую человеком информацию нередко называют потенциальной (иначе говоря, структурной или «информацией в себе»), в отличие от актуальной информации (в другой терминологии, свободной информации), в полной мере используемой человеком. Необходимо отметить, что для разных субъектов управления одна и та же информация может оказаться актуальной, т.е. используемой в процессе управления, и потенциальной, т.е. даже не воспринимаемой и не осознаваемой.

Потенциальная информация отражает фрагменты реальности, которые не осознаются огромным большинством людей, тем не менее, влияют на поведение и предпочтения социальных групп и классов и выступают как факторы управления, но лишь как стихийные факторы, не учитываемые сознательно людьми в практике управления. Только отразившись в человеческом сознании в форме идеальных образов (теорий, законов и закономерностей, в понятийном аппарате науки и т.д.) они превращаются в сознательные факторы управления и фиксируются в актуальной информации.

По функции управления, которую обслуживает информация, выделяют: исходную информацию; организационную информацию; регулирующую информацию; учетную и контрольную информацию. Исходная информация используется при выполнении функции выработки и принятия управленческого решения. Эта информация отражает особенности складывающейся управленческой ситуации, наличие проблемы, которую предполагается разрешить, а также состояние объекта управления, его готовность выполнить решение – наличие ресурсов, уровень квалификации исполнителей и т.д.

Организационная информация необходима для реализации организационной функции управлении. Эта информация относится к процессу создания состояния упорядоченности как объекта, так и субъекта управления, к формированию прямых и обратных связей между ними. Подобная информация используется для определения и закрепления структуры системы управления, рационализации связей между субъектами и объектами управления, распределения функций между уровнями, звеньями управления, отдельными подразделениями и работниками и т.д. В составе организационной информации – так называемая метаинформация (информация об информации), которая порождается, в частности, в процессе разработки, а также в период внедрения и эксплуатации автоматизированных систем управления

Регулирующая информация, требуется, прежде всего, при выполнении функции организации исполнения принятого решения (функции регулирования). Такого рода информация, в свою очередь, разделяется на предписывающую (прескриптивную) информацию и осведомляющую (дескриптивную) информацию. Под предписывающей информацией понимаются различного рода правила, нормы, стандарты, предписания, указания, приказы, команды. Они доводятся до сведения объекта управления, их исполнение контролируется. Появление предписывающей информации возможно только на основе осведомляющей информации. К осведомляющей информации относятся сведения о состоянии управляемой системы, об отклонениях от заданных параметров состояния объекта управления.

Учетная и контрольная информация используется для осуществления функции учета и контроля. Учетная информация выражается, как правило, в виде количественных показателей о результатах выполнения управленческих решений, об имеющих ресурсах, о состоянии системы управления. Важной составляющей учетной информации является качественная сторона управляемого объекта, управленческого процесса. Так, в учетной информации может быть отражена номенклатура изделий, степень их соответствия государственным стандартам и т.д. Учетная информация подразделяется на статистическую, бухгалтерскую и оперативно-техническую. Статистическая информация оперирует, главным образом, с большими числами. Социальное управление имеет дело в значительной мере с массовыми явлениями и процессами, большим количеством людей и действий. Бухгалтерская информация включает в себя сведения о наличии и движении денежных средств, а также материалов, людских ресурсов, выраженные через финансы. Оперативно-техническая информация отражает текущее состояние объекта управления – протекание технологических процессов, повседневное движение техники, материалов, работников и т.д.

Контрольная информация в большей степени, чем учетная отражает качественную сторону исполнения решения, она фиксирует степень соответствия результатов исполнения управленческого решения предписывающей информации, содержащейся в решении. Расхождение контрольной информации с предписывающей является основанием для оказания управляющего воздействия на объект управления или корректировки принятого решения.

Другим основанием классификации информации является направленность ее движения. Различают горизонтальную информацию, которая циркулирует между объектами одного уровня управления (от одного предприятия к другому, между министерствами и ведомствами и т.д.), и вертикальную информацию, потоки которой движутся между объектами различных уровней управления (в частности, от министерства, ведомства к учреждению, от объединения предприятий, финансово-промышленной группы к отдельному предприятию и т.д.). В дальнейшем вертикальную информацию разделяют на прямую информацию (движется от субъекта управления к управляемому объекту) и обратную (движется в обратном направлении – от объекта управления к субъекту). Прямая информация является преимущественно директивно-нормативной, тогда как обратная информация – главным образом, контрольно-отчетной.

С учетом различий в способах распространения информации выделяют телеинформацию, радиоинформацию, газетную и иную печатную информацию, интернет-информацию и т.д. От способа распространения в значительной мере зависит уровень воздействия информации на получателя, прежде всего на массовую аудиторию.

Кратность возможного использования информации является основанием для членения информации на фиксированную и нефиксированную. Фиксированная информация может быть использована неоднократно разными субъектами управления в течение длительного времени. Нефиксированная информация используется, в большинстве случаев, в момент ее получения (возникновения) однократно.

По характеру применения различают информацию функциональную, пообъектную и универсальную. Функциональная – предназначена для осуществления конкретной функции управления. Пообъектная применима лишь на конкретном объекте управления (предприятие, организация, ведомство, отрасль и т.д.). Универсальная информация может быть использована на любом объекте управления. Универсальная информация включена в информационные ресурсы массового использования – это информационные массивы, содержащие адресные данные, сведения о работе предприятий бытового обслуживания, органов власти, транспорта, связи, об организации отдыха, обучения и т.д. Универсальный характер имеет информация, содержащаяся в библиотечной сети, Архивном фонде страны, Государственной системе статистики, Государственной системе научно-технической информации.

В зависимости от степени структурированности (организованности) выделяют систематизированную и несистематизированную информацию. Систематизированная информация имеет четко определенную внутреннюю структуру, для этой информации, как правило, регламентированы состав отправителей и получателей, форма представления, периодичность и сроки поступления. Систематизированной информацией является, в частности, бухгалтерская отчетность. Несистематизированной информацией считаются сведения неупорядоченные или упорядоченные лишь частично, такого рода информация поступает обычно вне всякого регламента.

По признаку наличия кодирования различают кодовую (кодированную) и естественную информацию. Структура естественной информации полностью определяется ее источником – явлениями, объектами, процессами, протекающими в природе и обществе, которые эта информация отражает. Кодовая информация образуется в процессе кодирования, т.е. формирования информации с помощью кода или преобразования естественной информации с помощью кода. В настоящее время информационные технологии управления ориентированы в значительной мере на использование кодированной информации.

По виду носителя различают информацию на бумажном носителе, звуковую, видеоинформацию, компьютерную, в объемно-пространственной форме, устную, энергетическую (биологическую) при энергоинформационном обмене.1

По степени доступа различают следующие виды информации: с ограниченным доступом, без права ограничения доступа, объекты интеллектуальной собственности, коммерческая тайна, общедоступная. В составе информации с ограниченным доступом по признаку наличия государственных секретов выделяется информация, составляющая государственную тайну – секретная, совершенно секретная, особой важности.

По сфере применения может быть выделена массовая информация, распространяемая через СМИ, отраслевая информация (используемая преимущественно в машиностроении, в сельском хозяйстве и т.д.), профессиональная информация (правовая, медицинская, научная, техническая и т.д.).

По характеру влияния на общественное сознание: конструктивная и деструктивная. Конструктивная информация носит созидательный характер, пропагандирует этичное поведение, поддерживает традиции, способствует психо-физическому развитию и совершенствованию человека, единению и сплочению общества. Деструктивная информация оказывает разрушительное влияние на общество - пропагандирует порнографию, насилие, искажает или дискредитирует историю государства, способствует размыванию традиционных духовных ценностей, запугиванию, «оболваниванию» населения, создает условия для манипулирования массовым сознанием, разделяет общество по различным признакам – половому, национальному, религиозному, профессиональному и т.д.