1.3. Методы и организация создания информационных систем и информационных технологий в управлении организацией
Для наиболее эффективного управления работой предприятия необходимо иметь достаточную информацию о положении дел на предприятии и возможность оперативного реагирования на изменения ситуации. Рыночная экономика приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями продукции, оперативное управление которыми невозможно без организации современной автоматизированной информационной системы (ИС).
Информационная система управления — совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.[8]
Главной целью создания автоматизированной информационной системы в управлении организацией является своевременное предоставление достоверной, в необходимом количестве информации специалистам и руководителям для принятия обоснованных управленческих решений.
В связи с этим информационная система организации должна выполнять следующие функции:
-
определение потребности каждого конкретного руководителя в характере и содержании необходимой ему информации для целей оперативного управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы;
-
определение потребностей в технических средствах фирмы в целом и каждого управляющего для обеспечения всей необходимой информацией;
-
централизованное планирование всех затрат на приобретение, аренду технических средств для обеспечения бесперебойного функционирования системы информации;
-
определение уровня затрат на использование технических средств в системе информации (содержание и обучение обслуживающего персонала, оплату используемых помещений, затраты на приобретение дисков, дискет, бумаги и пр.);
-
обеспечение должного уровня сбора, хранения и предоставления информации;
-
разработка программных средств, прикладных программ.
Существуют различные подходы к классификации информационных систем. Но наиболее распространенными являются деления ИС по видам выполняемых работ и по типу пользовательского интерфейса.
Классификация информационных систем по виду выполняемых работ:
Схема 1. Классификация информационных систем по типу пользовательского интерфейса
Командный интерфейс - самый простой. Он обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команд.
WIMP-интерфейс расшифровывается как Windows(окно) Image(образ) Menu(меню) Pointer(указатель). На экране высвечивается окно, содержащее образы программ и меню действий.
SILK -интерфейс расшифровывается как Speach(речь) Image(образ) Language(язык) Knowledge(знание). При использовании такого интерфейса на экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых
Предъявляемые современными условиями требования к системам управления могут быть удовлетворены лишь при помощи современных средств автоматизации управления. В настоящее время для решения этих задач не обойтись без помощи компьютерной техники, позволяющей в наиболее удобной форме хранить и представлять пользователям интересующую их служебную информацию. Для наиболее слаженной работы различных служб предприятия компьютеры удобно объединять в т.н. локальные вычислительные сети, однако такие сети требуют для своей работы соответствующего программного обеспечения. Кроме того, к такому программному обеспечению предъявляются такие требования как удобство доступа к необходимой информации, простота в обращении и защита от несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, а также, защита от порчи различного рода программными вирусами.
В самом обобщенном виде информационная система - это набор связанных между собой компонентов, который собирает, обрабатывает, сохраняет и распространяет информацию для поддержки деятельности организации. На уровень информационных систем влияет два фактора:
1. уровень научно-технического развития в организации, т.е. насколько современны используемые технологии;
2. люди и существующая в организации культура.
Последний фактор является определяющим, поскольку именно от него будет зависеть первый. Действительно, усложнение информационных систем растет пропорционально росту формализации культуры и увеличению размера организации. Например, на малой фирме с ограниченным кругом задач, где в ходу простые и неформальные отношения рядовых сотрудников с ее управляющими зачастую отсутствует потребность в сложных ИС. И наоборот, в больших организациях с сильно разветвленной структурой такие системы являются жизненной необходимостью. Основная задача ИС для менеджера - поддержка принятия решений и управление потоками входящей/исходящей информации.
Основной составляющей частью автоматизированной информационной системы является информационная технология, развитие которой тесно связано с развитием и функционированием ИС.
Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.
Информационные технологии управления. Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех руководителей, имеющих дело с принятием решений. Она необходима на любом уровне управления.
ИТ управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных потребностей руководителей различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления частью.
Основная цель автоматизированной информационной технологии — получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения. Это достигается за счет интеграции информации, обеспечения ее актуальности и непротиворечивости, использования современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления.
Информационная технология справляется с существенным увеличением объемов перерабатываемой информации и ведет к сокращению сроков ее обработки. ИТ является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов в управлении. Автоматизированные ИС для ИТ — это основная среда, составляющими элементами которой являются средства и способы для преобразования данных.
- Глава 1. Информационные системы и технологии как инструмент формирования управленческих решений
- Глава 2. Анализ информационной системы типографии «Мистер Принт»
- Глава 3. Совершенствование информационных систем и технологий
- Глава 1. Информационные системы и технологии как инструмент формирования управленческих решений
- 1.1. Автоматизированные информационные технологии, применяемые в управлении организацией
- 1.2. Формирование системы поддержки принятия решений
- 1.3. Методы и организация создания информационных систем и информационных технологий в управлении организацией
- Глава 2. Анализ информационной системы типографии «Мистер Принт»
- 2.1. Организационная характеристика компании
- 2.2. Экономическая характеристика компании
- 2.3. Анализ информационной системы, технических и программных ресурсов
- Описание коммуникаций и информационных потоков организации «Мистер Принт» По отношению к организации коммуникации бывают двух типов: внешние и внутренние.
- Глава 3. Совершенствование информационных систем и технологий
- 3.1. Внедрение информационных систем в работу компании «Мистер Принт»
- 3.2. Рекомендации по формированию внутрифирменной управленческой системы
- Вводить автоматизированные информационные технологии в отдельные элементы организации;
- Вводить автоматизированные информационные технологии в отдельные элементы организации;
- Расширять ассортимент продукции, вовремя реагируя на требования покупателей;