50__Онтологии. Основные понятия и типы онтологий.
Важнейшим элементом современных информационных технологий являются онтологии, которые позволяют производить автоматизированную обработку семантики информации, предоставленной через Интернет, с целью её эффективного использования (представления, преобразования, поиска). Соответствующий принцип обработки данных Интернета базируется на представлении Интернета как глобальной базы знаний и ориентирован не на осмысление информации человеком, а на обеспечение семантической интероперабельности информационных ресурсов, т.е. автоматизированную интерпретацию и обработку информации.
Онтологии являются новыми интеллектуальными средствами для поиска ресурсов в сети Интернет, новыми методами представления и обработки знаний и запросов. Они способны точно и эффективно описывать семантику данных для некоторой предметной области и решать проблему несовместимости и противоречивости понятий. Онтологии обладают собственными средствами обработки (логического вывода), соответствующими задачам семантической обработки информации.
Известны несколько подходов к определению понятия онтологии, но общепринятого определения до сих пор нет, поскольку в зависимости от каждой конкретной задачи удобно интерпретировать этот термин по-разному: от неформальных определений до описаний онтологий в понятиях и конструкциях логики и математики. Онтология - формальная спецификация разделяемой концептуализации, которая имеет место в некотором контексте предметной области. При этом под концептуализацией будем иметь ввиду, кроме сбора понятий, также всю информацию, касающуюся понятий - свойства, отношения, ограничения, аксиомы и утверждения о понятиях, необходимые для описания и решения задач в избранной предметной области.
Онтология - это точная спецификация некоторой предметной области. Формальное и декларативное представление, которое включает словарь (или имена) указателей на термины предметной области и логические выражения, которые описывают, что эти термины означают, как они соотносятся друг с другом, и как они могут или не могут быть связаны друг с другом.
Онтология предметной области определяет формальное приближение концептуализации. В онтологии зафиксирована та часть концептуализации, которая зависит от взгляда на мир применительно к конкретной области интересов. Неформально онтология состоит из терминов и правил использования этих терминов, ограничивающих их значения в рамках конкретной области. На формальном же уровне, онтология это система, состоящая из набора понятий и набора утверждений об этих понятиях, на основе которых можно строить классы, объекты, отношения, функции и теории.
Поскольку в каждой области могут существовать различные понимания одних и тех же терминов, онтология определяет соглашение о значении терминов и является посредником между человеко- и машинно-ориентированным уровнем представления информации. Онтология существует в рамках договоренностей между членами сообщества, например, между пользователями некоторой информационной системы. Концептуальное (или онтологическое) моделирование имеет дело с вопросом о том, как декларативным образом, допускающим повторное использование, описать предметную область, соответствующие словари типов, как ограничить использование этих данных, в предположении понимания того, что может быть выведено из этого описания.
Онтологию можно применять в качестве компоненты баз знаний, схемы объектов в объектно-ориентированных системах, концептуальной схемы базы данных, структурированного глоссария взаимодействующих сообществ, словаря для связи между агентами, определения классов для программных систем. Онтологии в том числе позволяют соответствующим программным средствам (интеллектуальным агентам) автоматически (без участия человека) определять смысл терминов использованных при описании ресурсов и сопоставлять его со смыслом поставленной задачи.
Цели создания онтологий Почему возникает потребность в разработке онтологии? Вот некоторые причины:
Для совместного использования людьми или программными агентами общего понимания структуры информации.
Для возможности повторного использования знаний в предметной области.
Для того чтобы сделать допущения в предметной области явными.
Для отделения знаний в предметной области от оперативных знаний.
Для анализа знаний в предметной области.
Часто онтология предметной области сама по себе не является целью. Разработка онтологии сродни определению набора данных и их структуры для использования другими программами. Методы решения задач, доменно-независимые приложения и программные агенты используют в качестве данных онтологии и базы знаний, построенные на основе этих онтологий.
Типы онтологий Для онтологий характерны две особенности: они могут быть множественными (составными), в которых различаются представления контекста одного и того же домена, а могут идентифицировать абстрактные уровни онтологий (быть уровнем выше других онтологий). Что касается второго случая, то возможно идентифицировать несколько уровней абстракции, на каждом из которых могут быть определены онтологии. Например, в области каждой научной дисциплины можно определить онтологии, еще уровнем выше можно описать онтологии научных областей, находящихся на стыке отдельных научных дисциплин. Еще выше поставим онтологию научной дисциплины вообще. Следующим уровнем абстракции мы поставим общие категории структур знаний. Такого рода обобщение приводит к необходимости различать виды онтологий, чтобы организовывать их в библиотеки онтологий. 1. Предметно-ориентированные
Специфичные для данного домена
Медицина => кардиология => сердечная аритмия
система управления светофорами
Обобщение предметной области
компоненты, органы, документы
2. Ориентированные на прикладную задачу
Специфичные для данной задачи
дизайн конфигурации, инструкция, планирование
Обобщающие задачи
решение проблем, напрмер, UPML
3. Базовая техническая онтология
тепло, энергия, сила
4. Общие онтологии
Категории верхнего уровня
Элементы и измерения
Предметно-ориентированная онтология специфична для определенного типа артефактов. Примером может служить онтология для кораблей, нефтяных платформ, электрических цепей. Онтология предметной области обобщает понятия использующиеся в некоторых задачах домена, абстрагируясь от самих задач. Так онтология предметной области для конструирования кораблей должна быть независима от любых видов прикладных задач. Онтология, ориентированная на задачу - это обычно онтология, используемая приложением. Она содержит термины, которые мы используем при разработке системы прикладных программ выполняющих задачу. Она может отражать специфику приложения, а может также содержать некоторые общие характеристики. Часто нужно определить, как понять значение частей онтологии задачи для их повторного использования, и как построить часть онтологии задачи из существующей предметно-ориентированной онтологии.
Базовая техническая онтология описывает общие характеристики артефактов. Базовая техническая онтология обычно определяет знание, связанное c видами физических процессов: струя, тепло, энергия, мощность, электричество.
Обобщающая онтология описывает категории - понятия верхнего уровня. Это базовый механизм "разделения мира". Она связана с понятиями из онтологии (в философском смысле), например Аристотеля. Пример: такие понятия как физические, функциональные, поведенческие, отношение "часть-целое".
Требования к онтологиям
С одной стороны, онтология должна быть ограничена проблемной областью, чтобы можно было договориться об используемых понятиях, с другой стороны, для поддержки процесса интеграции знаний онтология должна выходить за пределы этой области
Онтология должна содержать концептуальные, а не эпизодические знания
Онтология не должна зависеть от естественного языка, используемого для описания знаний
Онтологии должны быть совместимы друг с другом на предмет дальнейшей интеграции и обмена содержащейся в них информацией
Онтология должна быть полезной для решения задачи в области, для которой данная онтология предназначена
Онтология должна поддерживать точные аксиомы вывода (должна быть хорошо специфицирована) и внутренне согласована со структурой, именами и содержимым для всех определенных в ней понятий
Онтология должна быть совместима с другими источниками/ресурсами знаний
Онтология должна быть хорошо структурированной
Онтология должна быть простой для понимания и для поиска понятия
Онтология должна запоминать и предоставлять информацию о своих предыдущих состояниях по мере развития
Онтология должна поддерживать следующие функции: возможность трансляции с одного языка/формата в другой, предоставлять возможность многократного использования, быть редактируемой, быть дополненной или дополнять другую онтологию, обеспечивать возможность совместного доступа пользователей.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Ит (Гутгарц р.Д.)
- 1__Признаки группировки информации в компьютере
- 2__Программное обеспечение: понятие, структура системного и прикладного по.
- 3__Характеристики оценки прикладных программ: стандартные, технические, технологические, инструментальные, взаимодействие с другими пакетами, функциональные.
- 4__Практические рекомендации по оценке программных продуктов
- 5__Понятие информация (определение, формулы измерения информации)
- Синтаксическая мера информации
- Семантическая мера информация
- Прагматическая мера информации
- 6__Информационный процесс. Его стадии и особенности
- 7__Качества или свойства информации
- 8__ Понятия данных и знаний. Взаимосвязь информации, данных и знаний (пример)
- 9__Видеоконференция. Особенности работы и области применения
- 10__Телеработа. Понятие. Преимущества для работника и работодателя. Особенности применения
- 11__Дистанционное обучение и мультимедиа системы. Особенности и направления использования
- 12__Интернет – тестирование. Плюсы и минусы. Область применения
- 13__Трудоустройство в Интернет. Структура Интернет – услуг по трудоустройству
- По системологии(Гутгарц р.Д. )
- 14__Принципы системного подхода.
- 15__Неформализуемые этапы системного анализа.
- 16__ Формулирование и классификация проблем
- 17__ Выявление целей и формирование критериев
- 18__ Генерирование альтернатив: источники альтернатив, способы увеличения и сокращения числа альтернатив
- 19__Способы генерирования альтернатив
- 20__Методы анализа систем управления: проведение интервью (структура, советы по применению), анкетирование, обзор документов, наблюдение
- 4.1 Интервьюирование
- 4.2 Анкетирование
- 4.3. Обзор документов
- 4.4 Наблюдение
- Информационные сети (Бахвалов с.В.)
- 21__Понятия о функциональной, структурной организации и архитектуре вм; основные характеристики вм, методы оценки
- 22__Классификация вычислительных систем (вс) по способу организации обработки. Многопроцессорные и многомашинные комплексы.
- 23__Особенности архитектуры локальных сетей ( стандарты ieee 802).
- 24__Сеть Internet, доменная организация, семейство протоколов tcp/ip. Информационно-вычислительные сети и распределенная обработка информации.
- По Операционным системам (Скрипкин с.К. )
- 25.__Обзор современных операционных систем и операционных оболочек
- 1. Семейство Microsoft Windows.
- 4. Семейство unix
- 26.__Машинно-зависимые свойства операционных систем
- 27.__Машинно-независимые свойства операционных систем
- 28__Динамические, последовательные и параллельные структуры программ;
- 29__Способы построения операционных систем
- По Мультимедиатехнологии (Скрипкин с.К. )
- 30__Классификации и области применения мультимедиа
- 3.1. Различные области применения мультимедиа
- 31__Звуковые файлы: музыка, речь и звуковые эффекты.
- 32__Графика (растровая, векторная, трехмерная, фрактальная и др.) и анимация
- Растровая и векторная графика
- 33__Линейный, нелинейный и смешанный монтаж для видео.
- 34__Виртуальная и расширенная реальности.
- Моделирование систем (Петров а.В.)
- 35__Модели и моделирование
- 36__Математическое моделирование
- 37__Имитационное моделирование
- 38__Динамическое моделирование по Дж. Форрестеру
- 39__Индивидуальное имитационное моделирование объектов
- Надёжность, эргономика и качество асоиу, Управление проектами Засядко а.А.)
- 40__Показатели надёжности
- 41__Факторы надёжности информационных систем
- 42__Принципы управления проектами
- 43__Методология управления проектами
- 44__Автоматизация управления проектами
- Интеллектуальные информационные системы (Массель л.В.)
- 45__Основные понятия и принципы организации хранилищ данных.
- Data Mart (Витрины данных)
- 46__Классификация искусственных нейронных сетей. Самоорганизующиеся карты Кохонена.
- Многослойные нейронные сети прямого распространения. Базовая архитектура.
- 47__Модель искусственного нейрона. Активационная функция.
- 49__Нечеткие множества.
- 50__Онтологии. Основные понятия и типы онтологий.
- Представление знаний. (Массель л.В.)
- 51__Классификациям моделей представления знаний.
- 52__Архитектура экспертной системы. Типы экспертных систем.
- 53__Классификация методов извлечения знаний.
- 54__Инструментальные средства и стадии разработки эс.
- 55__Отличие данных от знаний. Формы данных и знаний.
- Проектирование информационных систем.( Массель л.В.)
- 56__Определение и классификация информационных систем
- 57__Структурный подход к проектированию информационных систем.
- 58__Объектный подход к проектированию информационных систем.
- 59__Rad-технология разработки информационных систем.
- 60__Каскадный и спиральный жизненные циклы разработки информационных систем.
- 61__Виды обеспечения и этапы разработки автоматизированных информационных систем
- Основы сппр(Массель л.В.)
- 62__Определение, типы и классы сппр. 63__Состав и структура сппр.
- 64__Сппр. Критерии принятия решений и их шкалы.
- 65__Сппр. Основные составляющие задачи принятия решения.
- 66__Сппр. Генерация решений: формирование когнитивной карты.
- Психологические основы проектирования интерфейсов.( Массель л.В.)
- 67__Принципы проектирования и критерии эффективности интерфейсов.
- Окна диалогов с закладками
- 68__Организация пространства при компоновке интерфейса. Организация пространства
- Расположение большого числа элементов
- Перегруженность элементами управления
- Расположение информации на экране
- 69__Элементы дизайна при проектировании интерфейса: шрифты, эффекты, цвета.
- Эффекты
- Выравнивание текста
- Рекомендуются следующие правила использования цвета:
- Способы уменьшения видимости задержки:
- Рекомендуются следующие правила использования цвета:
- Управление данными (Трипутина в.В.)
- 72__Классификация моделей данных
- 73__Понятие базы данных. Основные характеристики баз данных
- 74__Методика проектирования баз данных. Этапы проектирования баз данных
- 75__Реляционная модель данных. Основные понятия
- 76__Нормальные формы отношений
- 77__Модели доступа к данных в архитектуре «клиент-сервер»
- 78__Понятие транзакций. Свойства, обработка, блокировки транзакций
- 79__Субд. Понятие, основные функции, требования к серверу баз данных
- Анализ бизнес-процессов (Гонегер п.А.)
- 80_Процессный и функциональный подходы в управлении. Организация управления в соответствии с госТами исо 9000-2001 и исо 9001-2001.
- 81_Основные понятия процессного подхода. Виды бизнес-процессов. Схема управления бизнес-процессом. Цели описания бизнес-процессов. Информация, необходимая при описании бизнес-процессов.
- 82_Характеристика методов улучшения бизнес-процессов.
- 83_Требования к организационной структуре. Характеристика основных организационных структур. Связь процессов и структуры.
- 84_Характеристика методологий, используемых для описания бизнес-процессов.
- Основы теории управления (Ружников г.М.)
- 85__Передаточные функции последовательного и параллельного соединения звеньев.
- 86__Передаточная функция замкнутой системы.
- 87__Устойчивость линейных систем (вывод).
- 88__Критерий устойчивости Михайлова (вывод - случай вещественных корней).
- 89__Частотная передаточная функция и частотные характеристики (определения, формы записи, графики).