7.8. Технологии интегрированных программных пакетов
К настоящему времени существует большое разнообразие специализированных прикладных программных пакетов, ориентированных на эффективное выполнение функций подготовки текстов, выполнение вычислений, работу с базами данных, сетевую обработку информации и т.д. Оптимизация выполнения этих функций определяющим образом влияет на построение соответствующих программных средств, влечет за собой создание специфичных форматов данных, протоколов взаимодействия с пользователем, структур программного обеспечения и т.д.
Вместе с тем, с позиций пользователя совместное применение такого рода специализированных пакетов для решения комплексных практических задач, в рамках которых требуется последовательно-параллельное выполнение всех или некоторых из указанных функций компьютерной обработки информации, оказывается недостаточно эффективным по затратам времени и ресурсов. Эти программные средства дублируют друг друга по целому ряду внутренних служебных функций и процессов обработки. Для размещения совокупности специализированных программ требуется дополнительные объемы памяти. Их совместная работа в силу отсутствия заранее продуманных и спроектированных протоколов взаимодействия приводит к потерям производительности вычислительной системы, а иногда и к снижению качества работы. Вследствие различий в пользовательском интерфейсе дополнительные затраты необходимы для обучения пользователя приемам работы с разнообразными специализированными программными средствами. Требуются значительные усилия со стороны пользователя по информационному сопряжению промежуточных результатов работы различных специализированных систем, сведению этих результатов в общий формат, переходу от одного специализированного программного средства к другому.
Задача устранения дублирования некоторых элементов программных средств в составе совместно используемых на одном участке, направлении работы организации, автоматизированном рабочем месте, в офисе специализированных программных продуктов, автоматизации их взаимодействия, унификации интерфейса с пользователем приводит к принципам интегрированных информационных технологий.
Под интегрированными информационными технологиями понимается взаимосвязанная совокупность группы специализированных технологий с развитым информационным взаимодействием между ними и общим интерфейсом пользователя, при этом интеграция осуществляется на уровне программ, данных, аппаратных средств. Общий интерфейс пользователя позволяет применять одни и те же или весьма похожие приемы работы с различными приложениями пакета (иначе говоря, с разными специализированными технологиями). Общность интерфейса снижает затраты на обучения пользователя. Развитое информационное взаимодействие специализированных технологий означает, что пользователь избавлен от необходимости самостоятельно осуществлять сопряжение форматов, оптимизировать переход от одного приложения к другому, компоновать окончательный результат своей работы и т.д.
Традиционные или полносвязанные интегрированные программные пакеты представляют собой многофункциональные автономные пакеты, в которых сведены в одно целое функции и возможности различных специализированных проблемно-ориентированных пакетов, родственных по технологии обработки данных на отдельном рабочем месте. В рамках такого интегрированного пакета обеспечивается связь между данными, при этом сужаются возможности каждого компонента по сравнению с аналогичным специализированным пакетом. В качестве примера таких пакетов назовем Framework, Symfony, Microsoft Works, Lotus Works.
Объектно-связанные программные пакеты отражают более современный подход к интеграции программных средств и предполагает объединение специализированных пакетов в рамках единой ресурсной базы, обеспечение взаимодействия приложений (программ пакета) на уровне объектов и единого упрощенного центра-переключателя между приложениями. Объектно-связанная интеграция базируется на следующих видах совместного доступа к ресурсам: использование общих для всех программ комплекса утилит; применение объектов, которые находятся в совместном использовании нескольких программ; реализация простого способа перехода из одного приложения в другое; наличие макроязыка – построенных на единых принципах средств автоматизации работы с приложением.
Профессиональная редакция таких пакетов содержит следующие приложения: текстовый редактор, табличный процессор, система управления базой данных, средства телекоммуникаций, программы дистанционной графики. Представители пакетов этого типа: Borland Office for Windows, Lotus, SmartSute for Windows, Microsoft Office. Помимо указанного в состав конкретного интегрированного пакета могут входить и иные программные продукты.
Интегрированные программные пакеты требуют для своего размещения существенно меньшие объемы памяти, по сравнению с набором соответствующих специализированных пакетов. Позволяют достигнуть большей производительности вычислительной системы. Цена комплекта из трех и более приложений, поддерживаемых одним и тем же производителем, значительно ниже, чем суммарная цена, уплачиваемая в случае приобретения соответствующих специализированных пакетов по отдельности.
Интегрированные пакеты являются основой для реализации концепции электронного офиса. Электронный офис – это комплексное использование современных технических средств для автоматизации процедур и функций управления (обработка текстов, их редактирование, хранение и поиск, передача информации по каналам электросвязи внутри офиса и за его пределы, информационное обслуживание персонала офиса, некоторые аспекты процесса подготовки и принятия решения и т. д.), средств программной поддержки, подходов к проектированию помещений офиса, охраны труда персонала.
Важное место в составе электронного офиса занимают автоматизированные рабочие места (АРМ). АРМ призвано облегчить и ускорить решение пользователем характерного для него круга конкретных задач. Программное обеспечение АРМ должно отвечать требованиям адаптивности и настраиваемости на применение в соответствии с требованиями пользователя. Оно строится в виде интегрированных много функциональных пакетов прикладных программ, имеющих единый интерфейс пользователя. Типичное АРМ состоит из персонального компьютера, оснащенного необходимым периферийным оборудованием (принтер, сканер, графопостроитель и т.д.).
Наиболее распространены следующие выполняемые АРМ в рамках одной программной среды функции: обработка текстов, табличная обработка данных, управление базами данных, деловая графика, поддержка работы в сети, защита информации. В его состав может включаться уникальное программное обеспечение, предназначенное для решения специфичных для конкретного участка работы или конкретного пользователя задач. Широкое применение имеют, в частности, АРМ конструктора, АРМ технолога, АРМ экономиста, АРМ бухгалтера, АРМ разработчика технической документации, АРМ руководителя.
Автоматизированное рабочее место оборудуется обычно в составе локальной сети организации. Имеющиеся в офисе АРМ объединяются посредством коммуникационных средств в единую систему (сеть), имеющую доступ к вычислительным ресурсам офиса, базам данных, а также к внешним источникам информации.
Практическая реализация концепции электронного офиса постепенно приводит к изменению стиля и методов управления, пересмотру и перераспределению функций персонала, повышению производительности труда при ведении делопроизводства.
- Московский государственный университет
- Оглавление
- Раздел 1. Методология информационных технологий управления
- Глава 1. Информация и управление
- 1.1. Понятие информации.
- Свойства информации.
- 1.3. Виды информации
- Источники информации
- Виды информации на различных уровнях управления
- Глава 2. Структура информационных технологий управления
- 2.1. Сущность информационной технологии управления
- 2.2. Виды информационных технологий управления
- 2.3. Объекты информационных технологий управления
- 2.4. Элементы информационных технологий управления
- 2.5. Методология проектирования автоматизированных информационных технологий управления
- 2. Технические науки.
- 2.2. Информатика
- 5.1. Геология, геохимия, геофизика и горные науки.
- 6.2. Философия, социология, психология и правовые науки.
- Раздел 2. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
- Глава 3. Информационная база управления
- 3.1. Предметная область использования информационных технологий
- 3.2. Понятие и структура информационной базы управления
- 3.3. Информационные ресурсы и фонды
- 3.4. Языковые средства
- 3.5. Словари.
- 3.6. Ведение словарей
- Глава 4. Информационные процессы
- 4.1. Понятие и виды информационных процессов
- 4.2. Сбор (получение) информации.
- 4.3. Оценка информации в управлении
- 4.4. Передача информации.
- 4.5. Накопление информации
- 4.6. Хранение информации
- 4.7. Обработка информации
- 4.8. Выдача (представление) информации
- Глава 5. Информационные потоки
- 5.1. Информационные потоки в системе управления
- 5.2. Виды информационных потоков
- 5.3. Методы исследования информационных потоков
- 5.6. Оптимизация информационных потоков
- Глава 6. Аппаратные средства информационных технологий
- 6.1. Организационная техника
- 6.2. Вычислительная техника
- 6.3. Персональные компьютеры
- 6.4. Суперкомпьютеры
- 6.5. Периферийные устройства персонального компьютера
- 6.6. Презентационная техника
- Раздел 3. Организация компьютерных информационных систем
- Глава 7. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности
- 7.1. Основы построения инструментальных средств информационных технологий
- 7.2. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
- 7.3. Компьютерные технологии обработки экономической информации на основе табличных процессоров
- 8.4. Технологии использования систем управления базами данных
- 7. 5. Сетевые компьютерные технологии
- 7.6. Компьютерные технологии распределенной обработки данных
- 7.7. Компьютерные технологии поиска документальной информации
- 7.8. Технологии интегрированных программных пакетов
- 7.9. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- Темы курсовых работ
- Информация как главное средство управления.
- Информационные ресурсы в предпринимательстве.
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Литература