3. Информационная технология поддержки принятия решений
Информационная технология поддержки принятия решений –важный вид ИТ, помогает человеку с помощью компьютера оперировать огромными объемами управленческой, обычно не поддающейся математической формализации, информации и принимать решения. ОсобенностьИТподдержки принятия решения в том, что человек участвует в данном процессе на начальной и завершающей стадиях (управляет сбором первоначальных данных в системе и принимает окончательное ответственное решение на основе полученной информации). «Черновую» же работу по переработке и выдаче заданной информации в требуемой форме эффективно выполняет компьютер.
Подобное взаимодействие между человеком и компьютером, где человек выступает в качестве управляющего звена, а компьютер под управлением человека создает новую информацию, называется итеративным процессом.
Для итеративного процесса характерны:
ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;
сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;
направленность на непрофессионального пользователя компьютера;
высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.
Информационная технология поддержки принятия решенийможет использоваться на любом уровне управления. Кроме того, решения, принимаемые на различных уровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.
В состав системы поддержки принятия решений входят три главных компонента:
база данных;
база моделей;
программная подсистема, которая состоит из системы управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ) и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером.
База данных- совокупность информации, используемая в работе информационной технологии принятия решений.
Указанная база формируется из нескольких источников. Часть данных поступает от информационной системы операционного уровня. Чтобы использовать их эффективно, эти данные должны быть предварительно обработаны:
или через систему поддержки принятия решений;
или за пределами системы поддержки принятия решений путем создания специальной базы данных.
Второй вариант более предпочтителен для фирм, производящих большое количество коммерческих операций. Обработанные данные об операциях фирмы образуют файлы, которые для повышения надежности и быстроты доступа хранятся за пределами системы поддержки принятия решений.
Помимо данных об операциях фирмы, для функционирования системы поддержки принятия решений требуются и другие внутренние данные, например данные о движении персонала, инженерные данные и т. п., которые должны быть своевременно собраны, введены и поддержаны.
Важное значение, особенно для поддержки принятия решений на верхних уровнях управления, имеют данные из внешних источников. В числе необходимых внешних данных следует указать данные о конкурентах национальной и мировой экономике. В отличие от внутренних данных, внешние данные обычно приобретаются у специализирующихся на их сборе организаций.
Система управления данными должна обладать следующими возможностями:
составление комбинаций данных, получаемых из различных источников, по средством использования процедур агрегирования и фильтрации;
быстрое прибавление или исключение того или иного источника данных;
построение логической структуры данных в терминах пользователя;
использование других данных для экспериментальной проверки рабочих альтернатив пользователя;
обеспечение полной логической независимости этой базы данных от других операционных баз данных, функционирующих в рамках фирмы.
Целью создания базы моделейявляется описание и оптимизация некоторого объекта или процесса. Использование моделей обеспечивает проведение анализа в системах поддержки принятия решений.
Модели, базируясь на математической интерпретации проблемы, при помощи определенных алгоритмов способствуют нахождению информации, полезной для получения вариантов правильных управленческих решений.
По цели использования модели подразделяются на:
оптимизационные, связанные с нахождением точек минимума или максимума некоторых показателей (например, управляющие часто хотят знать, какие их действия ведут к максимизации прибыли или минимизации затрат);
описательные, описывающие поведение некоторой системы и не предназначенные для целей управления (оптимизаций).
По способу оценки модели классифицируются на:
детерминистские, использующие оценку переменных одним числом при конкретных значениях исходных данных;
стохастические, оценивающие переменные несколькими пара метрами, так как исходные данные заданы вероятностными ха рактеристиками.
Детерминистские моделиболее популярны, чемстохастические, потому что они менее дорогие, их легче строить использовать. К тому же часто с их помощью получается вполне достаточная информация для принятия решения.
В системах поддержки принятия решения база моделейсостоит из
стратегических моделей;
тактических моделей;
оперативных моделей;
математических моделей(в виде совокупности модельных блоков, модулей и процедур, используемых как элементы для их построения).
Стратегические моделииспользуются на высших уровнях управления для установления целей организации, объемов ресурсов, необходимых для их достижения, а также политики приобретения и использования этих ресурсов. Они могут быть также полезны при выборе вариантов размещения предприятий, прогнозировании политики конкурентов и т. п. Для стратегических моделей характерны значительная широта охвата, множество переменных, представление данных в сжатой агрегированной форме.
Тактические моделиприменяются управляющими среднего уровня для распределения и контроля использования имеющихся ресурсов. Среди возможных сфер их использования следует указать: финансовое планирование, планирование требований к работникам, планирование увеличения продаж» построение схем компоновки предприятий.
Оперативные моделииспользуются на низших уровнях управления для поддержки принятия оперативных решений. Возможные применения этих моделей включают в себя ведение дебиторских счетов и кредитных расчетов, календарное производственное планирование, управление запасами и т. д. Оперативные модели обычно используют для расчетов внутрифирменных данных.
Математические моделисостоят из совокупности модельных блоков, модулей и процедур, реализующих математические методы. Сюда могут входить процедуры линейного программирования, статистического анализа временных рядов, регрессионного анализа и т.п.
Эффективность и гибкость информационной технологии во многом зависят от характеристик интерфейса системы поддержки принятия решений. Интерфейс определяет:
язык пользователя;
язык сообщений компьютера, организующий диалог на экране дисплея;
знания пользователя.
Язык пользователя— это те действия, которые пользователь производит в отношении системы путем использования возможностей клавиатуры; электронных карандашей, пишущих на экране; джойстика; «мыши»; команд, подаваемых голосом; и т. п. Наиболее простой формой языка пользователя является создание форм входных и выходных документов. Получив входную форму (документ), пользователь заполняет его необходимыми данными и вводит в компьютер. Система поддержки принятия решений производит необходимый анализ и выдает результаты в виде выходного документа установленной формы.
Наибольшую популярность имеет визуальный графический интерфейс. С помощью манипулятора «мышь» пользователь выбирает представленные ему на экране в форме картинок объекты и команды, управляя таким образом работой ИТ.
Управление компьютером человеческим голосом — самая простая ,но еще не самая популярная форма языка пользователя в интерфейсе. Существующие разработки требуют от пользователя серьезных ограничений:
определенного набора слов и выражений;
специальной надстройки, учитывающей особенности голоса пользователя;
управления в виде дискретных команд, а не в виде обычной гладкой речи.
Язык сообщений— это символы, графика, цвет, данные, полученные на принтере; звуковые выходные сигналы, которые выводятся на дисплей. Важным измерителем эффективности используемого интерфейса является выбранная форма диалога между пользователем и системой. В настоящее время наиболее распространены следующие формы диалога:
диалоговый (запросно-ответный) режим;
командный режим;
режим меню;
режим заполнения пропусков в выражениях, предлагаемых компьютером.
Каждая форма диалога в зависимости от типа задачи, особенностей пользователя и принимаемого решения может иметь свои достоинства и недостатки.
Способами реализации языка сообщений являются:
отпечатанный или выведенный на экран дисплея отчет или сообщение;
машинная графика, которая дает возможность создавать на экране
и бумаге цветные графические изображения в трехмерном виде, что повышает наглядность и интерпретируемость выходных данных;
мультипликация, которая оказывается особенно эффективной для интерпретации выходных данных систем поддержки принятия решений, связанных с моделированием физических систем и объектов;
человеческий голос, который в настоящее время применяется в системе поддержки принятия решений в сфере финансов, где в процессе генерации чрезвычайных отчетов голосом поясняются причины исключительности той или иной позиции.
Знания пользователя— это информация, которой пользователь должен обладать, работая с системой. К ним относятся не только план действий, находящийся в голове у пользователя, но и содержимое учебников, инструкций, справочных данных, накопленных им.
Совершенствование интерфейса системы поддержки принятия решений определяется успехами в развитии каждого из трех указанных компонентов. Интерфейс должен обладать следующими возможностями:
манипулировать различными формами диалога, изменяя их в процессе принятия решения по выбору пользователя;
передавать данные системе различными способами;
получать данные от различных устройств системы в различном формате;
гибко поддерживать (оказывать помощь по запросу, подсказывать) знания пользователя.
- 1. Понятие об информационных технологиях и их классификация
- 2. Итология - наука об информационных технологиях
- Iso (International Organization for Standardization — Международная ор ганизация по стандартизации);
- Х/Ореп ( Организована группой поставщиков компьютерной техники);
- 3. Информационная технология поддержки принятия решений
- 4. Информационная технология экспертных систем
- 5. Информационная система управления
- 6. Ит автоматизации офиса
- 7. Аудио- и видеоконференции в автоматизации офиса
- 8. Технологии баз данных
- 9. Корпоративные информационные системы
- 10. Классификация локальных вычислительных сетей
- 15. Топология локальных вычислительных сетей
- 12. Локальные сети Ethernet
- 13. Защита информации в сетях
- 14. Глобальные телекоммуникационные сети
- 15. Модель osi
- 16. Подключение к Internet
- 17. Протоколы tcp/ip
- Internet Protocol (ip).
- 18. Система имен (адресов) в Internet
- 19. World Wide Web
- 21. Электронная почта
- Система электронной почты состоит из трех компонентов:
- 22. Роль электронной почты
- 23. Мультимедиа
- 24. Ip-телефония
- 24. Достоинства и недостатки ip-телефонии
- 25. Межсетевой протокол ip
- Протокол ip имеет следующие характерные черты:
- Оглавление