logo
Lektsii_MIR_zaochniki

5. Информационные услуги.

Новые информационные технологии, в отличие от тра­диционных, предполагают предоставление пользователю не только информационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т.д.). Эти средства позволяют пользователю не только визуали­зировать содержание компьютерных файлов, в которых воплощен информационный продукт, но и получить ин­формацию в объеме и формате, которые являются реле­вантными именно его потребностям.

В идеальном случае средства доступа должны обеспе­чить поиск и представление информации, соответствую­щей потребностям пользователя, где бы она ни находи­лась. Подобная возможность традиционно связывается с понятием информационная услуга.

Появление информационных товаров и услуг расшири­ло спрос на информационные продукты, так как способ­ствовало индивидуализации предложения данных — его приближению к индивидуальным предпочтениям отдель­ных пользователей, а также сближению информационных моделей производителей и пользователей. Кроме того, пользователю не обязательно уже обладать целиком ин­формационным продуктом, что при прочих равных усло­виях удешевляет реально полученную информацию.

Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителю следующие виды услуг:

Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга.

В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.

Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что пользователями услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.

Возможны различные аспекты классификации пользователей. Так пользователи могут быть разделены на следующие группы:

Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировалось три группы информационных служб: