5. Информационные услуги.
Новые информационные технологии, в отличие от традиционных, предполагают предоставление пользователю не только информационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т.д.). Эти средства позволяют пользователю не только визуализировать содержание компьютерных файлов, в которых воплощен информационный продукт, но и получить информацию в объеме и формате, которые являются релевантными именно его потребностям.
В идеальном случае средства доступа должны обеспечить поиск и представление информации, соответствующей потребностям пользователя, где бы она ни находилась. Подобная возможность традиционно связывается с понятием информационная услуга.
Появление информационных товаров и услуг расширило спрос на информационные продукты, так как способствовало индивидуализации предложения данных — его приближению к индивидуальным предпочтениям отдельных пользователей, а также сближению информационных моделей производителей и пользователей. Кроме того, пользователю не обязательно уже обладать целиком информационным продуктом, что при прочих равных условиях удешевляет реально полученную информацию.
Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителю следующие виды услуг:
непосредственный доступ к базам данных - режим on-line;
пакетный доступ к базам данных - режим off-line;
в виде баз данных на компакт-дисках и др. внешних носителях;
в виде консультаций, оказываемых специалистами в области информационных ресурсов;
в виде обучения доступу к мировым информационным ресурсам.
Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга.
В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.
Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что пользователями услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.
Возможны различные аспекты классификации пользователей. Так пользователи могут быть разделены на следующие группы:
специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;
специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных агентств;
работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;
работники государственных учреждений;
работники общественных организаций;
индивидуальные пользователи.
Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировалось три группы информационных служб:
центры-генераторы (производители информации) - специализируются на добыче информации, формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии;
центры распределения (поставщики информации), которых обычно называют вендорами, занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе центрами-генераторами;
информационные агентства, осуществляющие как функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, так и функции обслуживания пользователей.
- Тема 1 информация и бизнес. Рынки информационных ресурсов: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия (6ч.)
- 2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов.
- 3. Параметры информационных ресурсов.
- 4. Информационные продукты, их виды. Отличительные особенности информационного продукта.
- 5. Информационные услуги.
- 6. Спрос, предложение и ценообразование на рынке информационных ресурсов.
- 7. Структура рынка информационных ресурсов.
- Тема 2 мировые информационные ресурсы: определение, Классификация и характеристика основных структур (4 ч.)
- 2. Правовая информация.
- 3. Биржевая и финансовая информация.
- 4. Коммерческая информация.
- 5. Классификация информационных ресурсов Интернет.
- Тема 3 Основы разработки Web-страниц (4 ч.)
- 1. Программные средства разработки web-страниц. Основные понятия языка html.
- 2. Структура документа html. Основные процедуры.
- 1. Программные средства разработки web-страниц. Основные понятия языка html.
- 2. Структура документа html. Основные процедуры.
- Метаданные
- Тема 4 Базы данных как мировой информационный ресурс (4 ч.)
- 2. Службы-генераторы баз данных.
- 3. Информационные ресурсы с онлайновым доступом.
- 4. Онлайновые библиотечные каталоги.
- Тема 5 Источники и поставщики информационных ресурсов (6ч.)
- 2. Библиотечный фонд.
- 3. Архивный фонд.
- 4. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов.
- 5. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации.
- 6. Источники и поставщики патентной информации.
- 7. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации.
- 8. Источники и поставщики информации по статистике.
- Тема 6 мировые информационные сети: структура информации. (4ч.)
- 2. Принцип построения групп Usenet.
- 3. Информационная система Gopher.
- 4. Система архивов ftp и их структура.
- 5. Распределенная гипертекстовая информационная система World Wide Web.
- 6. Программные средства просмотра электронных документов.
- Тема 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов (4ч.)
- 2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов.
- 3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов.
- Тема 8 Основы правового регулирования на информационном рынке (2ч.)
- 2. Оценка эффективности информационного поиска.
- 3. Сравнительный анализ информационно-поисковых систем.
- 4. Структурно-функциональная организация типовой поисковой машины Интернет.
- 5. Поисковый сервис Интернет.
- 6. Простой и расширенный поиск информации в Интернет.