logo
ИТУ-МГУДТ

1.1. Понятие информации.

С развитием средств приема-передачи и обработки информации понятие информации стало общенаучным. Оно широко используется в самых разных областях человеческой жизни и деятельности. Обмен информацией становится необходимым условием развития науки и техники, экономики, культуры. Словарь Ожегова дает следующие значения слова «информация»: 1) сообщение о чем-либо; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи, напр. генетическая информация; 3) в математике, кибернетике – количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы; теория информации – раздел кибернетики, изучающий количественные закономерности, связанные со сбором, передачей, преобразованием и вычислением информации.

Для целей настоящего пособия особый интерес представляют следующие значения термина «информация», указываемые Философским словарем: «1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксической, семантической и прагматической характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы)»1

Значимые для управления аспекты понятия информации отражаются в следующих определениях. «Информация – это определенное свойство материи, присущее не только человеческому сознанию, живым существам, но и неживой природе, в том числе технике, созданной человеком».1 «Информация не только является категорией, определяемой жесткими техническими характеристиками, но и обладает интеллектуально-духовным потенциалом, воздействующим на человека, на его внутренний духовный мир и сферы его деятельности».2

Некоторые авторы предлагают различать информацию в широком и узком смысле. Так, «в широком смысле информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами. В узком смысле информация – это сведения, являющиеся объектом хранения, преобразования, передачи и использования».3

Понятие информации имеет следующие основные аспекты: синтаксический (математический, количественный), семантический и прагматический. Синтаксические теории нацелены на измерение информации, они описывают знаковую структуру сообщений. В синтаксическом аспекте информация рассматривается как снятая, сокращающаяся неопределенность, как антипод неопределенности. Количество информации при этом определяется как степень уменьшения неопределенности в результате передачи сообщений. Синтаксические теории изучают формальные аспекты несущих информацию знаковых систем, количество информации в пределах знаков и статистических отношений между ними. Объектом исследования являются сигналы, их частота и надежность, а также содержащееся в них количество информации, рассматриваемые вне связи с ее содержанием, смыслом, ценностью. Синтаксический аспект позволяет оценить предельные, теоретически достижимые показатели, характеристики информационных систем. На основе результатов исследования информации в это аспекте обеспечивается правильность передачи сигналов как физических носителей информации в некоторой среде. Содержание процесса передачи информации рассмотрено в параграфе 4.4 настоящего пособия. Широко известны три основные концепции измерения информации: статистическая К. Шеннона, комбинаторная Р. Хартли и алгоритмическая А.Н. Колмогорова.

Потребности управления, прежде всего, социально-экономическими системами не позволяют ограничиваться исключительно количественным, синтаксическим подходом к социальной информации. Для социального управления необходимо осмысливать информацию, принимать решение, исходя из ее смыслового содержания и практической ценности. Вместе с тем, семантические аспекты информации имеют свое отражение и на синтаксическом уровне, в свою очередь, синтаксис оказывает большое воздействие на семантику.

Семантические (логико-семантические) теории рассматривают не только формальные правила, но и смысловое содержание сообщений и отношение этого содержания к изучаемым объектам, процессам, событиям, соотношение знаков и реальных объектов, процессов, явлений, а также взаимосвязей, которые эти знаки обозначают. Дело в том, что информация, как объект воздействия, характеризуется не только формой представления (текстовая, аудио- или видеоинформация), но и содержательной интерпретацией. Содержательная интерпретация отражает смысл, который несет в себе информация конкретной формы представления применительно к некоторой сфере деятельности или к определенному субъекту управления. Так, одна и та же математическая формула может описывать самые различные механические, химические, электрические и иные процессы, объекты, явления, в зависимости от интерпретации составляющих ее операндов. Один и тот же звук разными языками изображается по-разному. Одинаковое написание имеют различные буквы в разных языках народов мира (например, «В» в русском и английском языках). Одно и то же слово (звучание) в переводе с различных языков может означать совершенно разные вещи.

При семантическом подходе в центре внимания оказываются отношения между приемником и передатчиком информации. Семантическая информация изменяет запас знаний приемника информации, при этом подготовка, уровень развития приемника определяющим образом влияет на количество получаемой им информации, т.е. на объем и смысл усваиваемого.

В рамках прагматического подхода исследуются зависимости и взаимосвязи между информацией, приемником информации и целью, которую он перед собой ставит. В центре внимания - ценность информации для пользователя (получателя). Такого рода ценностный подход к информации особенно важен для решения задач управления, где необходима не всякая информация, но лишь та, которая способствует достижению цели, стоящей перед системой. Прагматический уровень информации предполагает изучение собственно человеческого общения, обмена информацией, целесообразное использование конкретной информации конкретными людьми в конкретных обстоятельствах и ситуациях.

В соответствии с существующими философскими воззрениями1 простейшими элементами, содержащими информацию, являются тон, цвет и знак. Из знаков и тонов образуются символы, из символов – матрицы, из матриц – фразы. Каждому символу, матрице, фразе соответствует свой набор, своя последовательность цветов. Это относится в равной мере и к взаимодействию тона и цвета, цвета и знака. В свою очередь, тон и цвет образуют ноту, несколько нот образуют звучание. Звучания рождают мелодию. Все ноты имеют соответствующие им символы, звучания - матрицы, мелодии – фразы. Цвет и знак вместе создают фигуру. Из фигур рождаются образы, из образов – картины. Каждой фигуре соответствует своя нота, образу – звучание, а картине – мелодия.

  1. В этой связи особый интерес представляет так называемая «энергетическая концепция информации». Указанную концепцию разрабатывает, в частности, М.И. Сетров1, который совершенно справедливо указывает на неоправданное пренебрежение энергетическими характеристиками информации, и необходимость трактовки ее воздействия как исключительно «несилового». Сущность информации нельзя понять, не рассмотрев ее как специфическую форму энергетических процессов. Более того, «все те процессы, которые обычно называются информационными, по своему существу являются энергетическими процессами»2.

В развитие указанных идей З. Цацковский утверждает, что «…информация необходимым образом связана с действием и выполняет в нем регулирующую роль».3 Количество переданной информации и тем более эффект воздействия информации на получателя не определяется количеством энергии, затраченной на ее передачу. Сущность использования информации состоит в том, что приведение в действие больших масс вещества и процессов передачи и преобразования больших количеств энергии могут направляться, контролироваться при помощи небольших масс и количества энергии, несущих информацию. Так, автоматизированные робототехнические комплексы функционируют под воздействием весьма маломощных в энергетическом смысле управляющих сигналов, подаваемых на исполнительные органы станков и роботов встроенными в технологическую линию микропроцессорами.

В обществе информация выполняет следующие основные функции: интегративную, направленную на сплочение членов общества и социальных групп, объединение их в единой целое; коммуникативную, обеспечивающую общение и взаимопонимание; инструментальную, предполагающую ее участие в организации производства и управления; познавательную – информация выступает как средство отражения объективной реальности и передачи данных.

Следует различать информацию и данные. Данные, описывающие факт, событие, процесс, явление, существуют в виде сообщения независимо от того, какой смысл придает им потребитель. Так, одно и то же событие может иметь различный смысл для разных систем, людей, организаций. Этот смысл зависит от уровня развития, характера образования и имеющегося опыта человека, от цели функционирования организации, от стадии существования системы, от ее соотношения с другими однопорядковыми системами и множества иных факторов. Различие между информацией и данными комментируются, в частности, следующим образом: «Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые в данный момент не оказывают воздействия на поведение. Однако данные могут превратиться в информацию, если такое воздействие на поведение будет иметь место. Например, основной массив данных для электронно-вычислительных систем состоит из массивов таких признаков, которые не воздействуют на поведение. До тех пор, пока эти данные не рассматриваются конкретно и не организованы соответствующим образом, с тем, чтобы управляющий действовал на их основе, они не являются информацией… С точки зрения принятия решений можно утверждать, что информацией являются используемые данные.»1

Подчеркнем различие между понятиями «информация» и «знание». Информация нередко определяется как отчужденное знание, выраженное на определенном языке в виде знаков алфавита, записанное на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации (опубликованное).2 Более правильным является следующее представление. Знание есть результат процесса познания действительности, результат прилагаемых при этом человеком усилий. Это адекватное отражение действительности в сознании и подсознании человека в виде представлений, ощущений, состояний, понятий, суждений, теорий и т.д. Знание относится не только к интеллектуальной, но в равной степени и к эмоциональной сфере человека. Более точно, знание – это состояние, отражающее тонкую настройку человека на определенное направление, сферу, образ действий, подход к разрешению управленческой ситуации. Это своего рода внутреннее руководство к действию. В основе принятия управленческого решения как волевого акта лежит знание, как состояние субъекта управления.