Пояснительная записка
«Математика-2: ЭММ в управлении» является элементом регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалистов по специальности 061100 «Менеджмент организации». Она относится к категории общих математических и естественно-научных дисциплин (шифр ЕН.Р.01).
«Экономико-математические методы в управлении» представляют собой научную и учебную дисциплину, базирующуюся на курсе математического программирования и исследования операций. Ее предмет – математические алгоритмы поиска оптимальных управленческих решений.
Данная дисциплина имеет связь как с теоретическими, так и с практическими курсами, включенными в ООП подготовки специалистов по менеджменту организации. Концептуальная основа курса заложена экономической теорией, в частности, микроэкономикой, практическая ориентация данной дисциплины задается теорией принятия решений, а спектр возможных приложений охватывает разнообразные сферы деятельности менеджера, например, планирование, логистику и т.д.
Наиболее тесна связь экономико-математических методов с теорией принятия решений, поскольку данная дисциплина знакомит студентов с количественными методами принятия решений. Управление любой организационной системой предполагает, что при решении возникающих проблем субъект управления сталкивается с достаточно большим количеством альтернатив. Для рационализации процесса поиска и обоснования наиболее приемлемого (а, возможно и оптимального) решения субъект управления должен располагать определенными алгоритмами. Применение математически обоснованных алгоритмов требует умения представлять управляемый процесс или ситуацию в виде математической модели.
В курсе «Экономико-математические методы в управлении» поиск оптимального управленческого решения трактуется как решение многомерной экстремальной задачи с ограничениями, то есть задачи на экстремум функции многих переменных с ограничениями на область изменения этих переменных. Функция, экстремальное значение которой требуется найти, именуется целевой или критерием оптимальности. Экономические возможности формализуются в виде системы ограничений, имеющих вид равенств или неравенств. Моделирование экономического процесса или управляемого объекта в таком виде означает, что все параметры, характеризующие как сам процесс, так и внешние условия должны быть количественно определены, измерены.
Основная цель курса – развить профессиональные компетенции менеджера, связанные количественным обоснованием выбора наиболее эффективных управленческих решений.
В учебном процессе должны быть решены следующие задачи:
Ознакомить студентов с математическим аппаратом, применяемым в моделировании экономических и управленческих ситуаций.
Сформировать навыки построения моделей экономических и управленческих ситуаций.
Развить навыки обоснования выбора управленческих решений с помощью математического программирования и исследования операций.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
- знать принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;
- уметь разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;
- уметь моделировать экономические и управленческие ситуации и представлять их в виде оптимизационных задач;
- уметь использовать алгоритмы поиска оптимальных решений.
Структура учебной дисциплины задается требованиями, заложенными в ООП. Логика изложения материала определяется последовательностью, заложенной в традиционные курсы математического программирования и исследования операций. В образовательном процессе в рамках изучения данной дисциплины целесообразно опираться в основном на традиционные формы учебной деятельности, реализуемые с применением современных технических средств.
- Математика-2: экономико-математические методы в управлении
- 1. Выписка из гос впо по специальности «Менеджмент организации», утвержденного в 2000 г.
- Математика-2: экономико-математические методы в управлении
- Содержание
- Пояснительная записка
- Цели изучения дисциплины
- Тематический план Очное отделение
- Содержание дисциплины
- Тема 1. Введение в курс экономико-математических методов управления. Основы линейного программирования.
- Тема 2. Симплекс-метод решения задач линейного программирования.
- Тема 3. Двойственность в линейном программировании.
- Тема 4. Нелинейное программирование.
- Тема5. Динамическое программирование.
- Тема 6. Элементы теории игр.
- Тема 7. Элементы теории массового обслуживания.
- Тема 8. Модели управления запасами.
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 2. Нелинейное программирование.
- 3. Динамическое программирование.
- 4. Элементы теории игр.
- 5. Элементы теории массового обслуживания.
- 6. Модели управления запасами.