logo
RP_EHMM_men2pok

Пояснительная записка

«Математика-2: ЭММ в управлении» является элементом регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалистов по специальности 061100 «Менеджмент организации». Она относится к категории общих математических и естественно-научных дисциплин (шифр ЕН.Р.01).

«Экономико-математические методы в управлении» представляют собой научную и учебную дисциплину, базирующуюся на курсе математического программирования и исследования операций. Ее предмет – математические алгоритмы поиска оптимальных управленческих решений.

Данная дисциплина имеет связь как с теоретическими, так и с практическими курсами, включенными в ООП подготовки специалистов по менеджменту организации. Концептуальная основа курса заложена экономической теорией, в частности, микроэкономикой, практическая ориентация данной дисциплины задается теорией принятия решений, а спектр возможных приложений охватывает разнообразные сферы деятельности менеджера, например, планирование, логистику и т.д.

Наиболее тесна связь экономико-математических методов с теорией принятия решений, поскольку данная дисциплина знакомит студентов с количественными методами принятия решений. Управление любой организационной системой предполагает, что при решении возникающих проблем субъект управления сталкивается с достаточно большим количеством альтернатив. Для рационализации процесса поиска и обоснования наиболее приемлемого (а, возможно и оптимального) решения субъект управления должен располагать определенными алгоритмами. Применение математически обоснованных алгоритмов требует умения представлять управляемый процесс или ситуацию в виде математической модели.

В курсе «Экономико-математические методы в управлении» поиск оптимального управленческого решения трактуется как решение многомерной экстремальной задачи с ограничениями, то есть задачи на экстремум функции многих переменных с ограничениями на область изменения этих переменных. Функция, экстремальное значение которой требуется найти, именуется целевой или критерием оптимальности. Экономические возможности формализуются в виде системы ограничений, имеющих вид равенств или неравенств. Моделирование экономического процесса или управляемого объекта в таком виде означает, что все параметры, характеризующие как сам процесс, так и внешние условия должны быть количественно определены, измерены.

Основная цель курса – развить профессиональные компетенции менеджера, связанные количественным обоснованием выбора наиболее эффективных управленческих решений.

В учебном процессе должны быть решены следующие задачи:

  1. Ознакомить студентов с математическим аппаратом, применяемым в моделировании экономических и управленческих ситуаций.

  2. Сформировать навыки построения моделей экономических и управленческих ситуаций.

  3. Развить навыки обоснования выбора управленческих решений с помощью математического программирования и исследования операций.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

  1. - знать принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

  2. - уметь разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

- уметь моделировать экономические и управленческие ситуации и представлять их в виде оптимизационных задач;

- уметь использовать алгоритмы поиска оптимальных решений.

Структура учебной дисциплины задается требованиями, заложенными в ООП. Логика изложения материала определяется последовательностью, заложенной в традиционные курсы математического программирования и исследования операций. В образовательном процессе в рамках изучения данной дисциплины целесообразно опираться в основном на традиционные формы учебной деятельности, реализуемые с применением современных технических средств.