4.1. Особенности информационного ресурса
Информационный ресурс - это симбиоз знаний и информации. Раскроем это понятие поподробнее. Понятие ИР сводится к тому, что это знание, обладающее всеми атрибутами понятия <информация> в шенноновском смысле, и, наоборот, это информация, которая имеет все свойства понятия <знания> в традиционно-философском смысле. Можно сказать и так: информационный ресурс - это семантическая информация, т.е. информация в виде понятийного знания.
Принципиальное значение в понимании ИР имеет форма существования и представления знаний. Знание - это отражение объективной действительности, выраженное в виде идей, понятий, представлений о каком-то предмете или явлении. Здесь речь идет о понятийном знании - знании, выраженном семантически. Имеется, как известно, и другой вид знаний - интуитивных, рожденных в подсознательной сфере, которые, прежде чем стать сообщениями, должны быть выражены в виде понятий, т.е. семантически. Знания - это живая, диалектическая система; они передаются другим людям, материализуются и существуют в трех формах:
знания (квалификация);
овеществленные знания;
информация (сообщения).
Особо следует отметить, что не все сообщенные знания, в частности посредством книг, газет, радио- и телепередач, патентов и т.п. выступают ИР. Появляется новая проблема - информативность сообщений. Книги, патентные описания и другие сообщения еще должны найти своих потребителей. Из них еще должна быть извлечена информация. Перед человечеством стоит громадная по своей важности и сложности задача: извлечь максимум информации из накопленных за всю историю сообщений и превратить ее в активно функционирующий ресурс. Речь идет о превращении книжных описаний и других <рассеянных> знаний в алгоритмы и программы. Это - часть работ по формированию ИР.
Информационный ресурс - это интеллектуальный ресурс, фактор коллективного творчества, и главная трудность в понимании его природы и функций состоит в раскрытии механизма перехода <знаний в силу>, способов его воздействия на материальные факторы прогресса. Не сам по себе ИР <движет> системы. Движителями систем выступают материальные силы: энергетические и трудовые факторы. Но ИР, словно фермент, переводит эти материальные факторы из латентного в активное состояние и вводит их в заданное русло. Тем самым ИР обеспечивает прирост свободной энергии в целенаправленных системах социальной природы за счет снижения их энтропии.
Каковы же основные особенности ИР?
Первая особенность ИР: в отличие от других видов ресурсов (в частности, материальных) ИР практически неисчерпаем; по мере развития общества и роста потребления знаний Их запасы не убывают, а растут.
Вторая особенность ИР: по мере использования ИР не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается (за счет трансформации полученных сообщений с учетом опыта и местных условий).
Третья особенность ИР: он несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Только соединяясь с другими ресурсами - опытом, трудом, квалификацией, техникой, энергией, сырьем, ИР проявляется как движущая сила.
Четвертая особенность ИР: эффективность применения ИР связана с эффектом повторного производства знаний. По К. Марксу, продукт умственного труда - наука - всегда ценится далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее время, необходимое для ее восприятия, не идет ни в какое сравнение с тем рабочим временем, которое требуется для того, чтобы первоначально ее произвести. Так, например, теорему о биноме школьник может выучить в течение одного часа. Информационное взаимодействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению с затратами труда, энергии, времени на его прямое генерирование.
Пятая особенность ИР: ИР является формой непосредственного включения науки в состав производительных сил. В индустриальном обществе наука выступает опосредованной производительной силой. Посредниками при этом выступают машины, новые материалы и препараты. В информационном обществе наука является непосредственной производительной силой. Это осуществляется в форме ИР. Радикально изменяется характер действия ИР: производительность труда повышается не на проценты, а на порядки -в 10-100 раз. Осуществляется переход к телематическим производственным системам, основой функционирования которых служат ИР и информационные связи.
Шестая особенность ИР: ИР возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Рутинная часть умственной работы сама по себе не информативна: она не увеличивает потенциала нужных знаний, не меняет представления о путях достижения цели. Любой умственный труд, будь то наука или управление, включает две части: рутинную и творческую. Увеличение умственной работы за счет рутинной ее части не ведет к росту ИР. Вместе с этим трудовые и материально-энергетические затраты необходимы при выработке, передаче и использовании ИР.
Седьмая особенность ИР: превращение знаний в информационный ресурс зависит от возможностей их кодирования, распределения и передачи. Коммуникационная система общества важнейший фактор формирования, накопления и использования ИР на базе имеющихся знаний. Может сложится такая парадоксальная ситуация, когда при избытке знаний общество будет испытывать дефицит ИР.
- Глава 4 информационные ресурсы и информатизация общества 64
- Раздел II прикладная информатика 82
- Глава 5. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации 82
- Глава 6. Технические средства реализации информационных процессов 105
- Глава 11 глобальная информационная сеть internet 222
- Глава 12 искусственный интеллект 270
- Глава 13 экспертные системы 297
- Острейковский в.А. Информатика
- Введение
- Раздел I теоретическая информатика глава 1 основные понятия и определения информатики
- 1.1. Терминология информатики
- 1.2. Объект информатики
- 1.3. Предметная область информатики как науки
- 1.4. Краткая история развития информатики
- Контрольные вопросы
- Глава 2 информатика как наука
- 2.1. Категории информатики
- 2.2. Аксиоматика информатики
- 2.3. Виды и свойства информации
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Математические основы информатики
- 3.1. Методы и модели оценки количества информации
- 3.2. Основные понятия теории алгоритмов
- 3.3. Системы счисления
- 3.3.1. Позиционные системы счисления
- 3.3.2. Двоичная система счисления
- 3.3.3. Другие позиционные системы счисления
- 3.3.4. Смешанные системы счисления
- 3.3.5. Перевод чисел из одной системы счисления в другую
- 3.4. Формы представления и преобразования информации
- 3.4.1. Числовая система эвм. Представление целых чисел без знака и со знаком
- 3.4.2. Индикаторы переноса и переполнения
- 3.4.3. Представление символьной информации в эвм
- 3.4.4. Форматы данных
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Глава 4 информационные ресурсы и информатизация общества
- 4.1. Особенности информационного ресурса
- 4.2. Формы и виды информационных ресурсов
- 4.3. Информатизация общества
- 4.3.1. Сущность и цели информатизации
- 4.3.2. Создание информационных структур
- 4.3.3. Формирование индустрии информатики
- 4.3.4. Развитие интеллектуального и информационного рынков
- 4.4. Перспективы перехода к информационному обществу
- Контрольные вопросы
- Раздел II прикладная информатика глава 5. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации
- 5.1. Восприятие информации
- 5.2. Сбор информации
- 5.3. Передача информации
- 5.4. Обработка информации
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Технические средства реализации информационных процессов
- 6.1. Определение и принципы организации информационных процессов в вычислительных устройствах
- 6.2. Функционирование эвм с шинной организацией
- 6.3. Функционирование эвм с канальной организацией
- 6.4. Информационная модель эвм
- 6.5. Основные команды эвм
- 6.6. Персональные эвм
- 6.6.1. Общие сведения о пэвм и их классификация
- 6.6.2. Структурная схема пэвм
- 6.6.3. Внешние устройства пэвм
- 6.6.4. Внешние запоминающие устройства пэвм
- 6.6.5. Печатающие устройства пэвм
- 6.6.6. Перспективы развития пэвм
- 6.7. Вычислительные системы
- 6.8. Поколения вычислительных средств
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Глава 7 алгоритмизация и программирование
- 7.1. Определение алгоритма
- 7.2. Методы разработки алгоритма
- 7.2.1. Метод частных целей
- 7.2.2. Метод подъема
- 7.3. Программирование с отходом назад
- 7.4. Алгоритмы ветвей и границ
- 7.5. Жизненный цикл программного обеспечения
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Раздел III элементы информационных технологий глава 8 базы и банки данных
- 8.1. Автоматизированные банки данных
- 8.2. Модели данных
- 8.3. Схема функционирования субд
- 8.4. Организация поиска данных
- 8.5. Администратор базы данных
- Контрольные вопросы
- Глава 9 пакеты прикладных программ
- 9.1. Классификация ппп
- 9.2. Проблемно-ориентированные ппп
- 9.4. Интегрированные ппп
- 9.4. Пакеты прикладных программ для решения научно-технических задач
- 9.5. Библиотеки стандартных программ
- Контрольные вопросы
- Глава 10 вычислительные сети
- 10.1. Принципы построения и классификация вычислительных сетей
- 10.2. Способы коммутации и передачи данных
- 10.3. Программное обеспечение вычислительных сетей
- 10.4. Локальные вычислительные сети
- 10.4.1. Классификация лвс
- 10.4.2. Организация обмена информацией в лвс
- 10.4.3. Методы доступа в лвс
- 10.4.4. Модели взаимодействия в лвс
- 10.5. Обеспечение безопасности информации в вычислительных сетях
- Контрольные вопросы
- Глава 11 глобальная информационная сеть internet
- 11.1. Краткая характеристика основных информационных ресурсов internet
- 11.2. Принципы функционирования internet
- 11.2.1. Иерархия протоколов internet
- 11.2.3. Спецификация универсального адреса информационного ресурса в internet
- 11.3. Технология world wide web (www)
- 11.3.1. Общая характеристика www
- 11.3.2. Программы-клиенты www
- 11.3.3. Стратегия поиска информации в сети
- 11.3.4. Язык гипертекстовой разметки web-документов html
- 11.3.5. Поисковые машины www
- 11.4. Электронная почта в internet
- 11.5. Технологии доступа к ресурсам internet, отличные от www
- 11.5.1. Удаленный доступ к ресурсам сети telnet
- 11.5.2. Обмен файлами по протоколу ftp. Служба архивов ftp
- Контрольные вопросы
- Глава 12 искусственный интеллект
- 12.1. Направление исследований в области искусственного интеллекта
- 12.2. Машинный интеллект и робототехника
- 12.3. Интеллектуальные роботы
- 12.4. Моделирование биологических систем
- 12.5. Эвристическое программирование и моделирование
- 12.6. Система знаний
- 12.7. Модели представления знаний
- 12.7.1. Логическая модель представления знаний
- 12.7.2. Сетевая модель представления знаний
- 12.7.3. Фреймовая модель представления знаний
- 12.7.4. Продукционная модель представления знаний
- Контрольные вопросы
- Глава 13 экспертные системы
- 13.1. Общая характеристика эс
- 13.2. Структура и режимы использования эс
- 13.3. Классификация инструментальных средств эс
- 13.4. Организация знаний в эс
- 13.5. Отличие эс от традиционных программ
- 13.6. Виды эс
- 13.7. Типы задач, решаемых эс
- Контрольные вопросы
- Приложение 3 глоссарий экспертных систем