logo
Lektsii_MIR_zaochniki

3. Параметры информационных ресурсов.

В настоящее время нет как единого подхода к набору параметров для оценки информационных ресурсов, так и спо­собов их количественной или качественной характеристики.

Анализ различных источников показывает, что в настоящее время наи­более широко для оценки информационных ресурсов используются сле­дующие основные параметры:

1) содержание;

2) охват;

3) время;

4) источник;

5) качество;

6) соответствие потребностям;

7) способ фиксации;

8) язык;

9) стоимость.

Для каждого параметра используется свой набор мер, выражающих связь качественных и количественных характеристик (различий и измерений) информационных ресурсов, позволяющих с той или иной точностью определить границу, за которой изменение количества влечет за собой изменение качества, или границу, за которой изменение качества ведет к изменению количества.

Актуальность разработки системы мер, отражающих свойства ин­формационных ресурсов, используемых при принятии решений, воз­растает по мере увеличения объемов информации; включения в ин­формационные каналы информации об одних и тех же объектах, но представленных в различных схемах (моделях) описания с различной точностью, полнотой описания и представления данных; отсутствия временных индикаторов, позволяющих определить истинное состояние объектов описания на данный момент времени; включения в информа­ционные потоки заведомо ложной информации и т.п.

Для измерения перечисленных параметров информационных ресурсов используются различные измерительные шкалы:

- шкалы наименований и классификаций;

- порядковые шкалы;

- порядковые шкалы с интервалом;

- количественные шкалы (шкалы пропорциональные).

Выбор меры при оценке параметров является сложной методологиче­ской задачей. Это обусловлено тем, что при решении различных задач существенно меняются предметы или явления, между которыми опре­деляются границы, и соответственно изменяются качественные и коли­чественные характеристики, на основании которых выявляются связи, различия и отношения между предметами.

Краткая характеристика основных параметров приводится ниже.

Содержание определяет проблемную область, охватываемую инфор­мационными ресурсами: тему, идею, теорию, методику. Границы проблемной области зависят от задач, поставленных перед пользователем. Причем группы пользователей, решающие аналогичные задачи и реализующие одинаковые цели, могут определять границы проблемной области (свои потребности в информационных ресурсах) различным образом, что приводит, как правило, к различию в результатах.

Для определения соответствия содержания информационных ресурсов решаемым проблемам в настоящее время, как правило, используются различные классификационные шкалы и шкалы наименований: класси­фикаторы, классификации, разнообразные виды языков дескрипторного типа, указатели различных типов (именные, предметные, географи­ческие, номенклатурные и т.п.). С помощью этих средств пользователь может определить с той или иной степенью вероятности наличие тре­буемой информации в исследуемых информационных ресурсах или более точно выделить подмножество ресурсов, в котором она находится.

Охват определяет, ограничивает и описывает содержание, уточняет или лимитирует его. Охват можно рассматривать как часть параметра содержания.

Охват обычно характеризуют объемом, полнотой и достаточностью информационных ресурсов.

Объем — это общее количество информации по проблеме, доступное пользователю.

Полнота — это соотношение между всей имеющейся информацией по проблеме и информацией, доступной пользователю (т.е. той частью, которую он может получить).

Достаточность определяется возможностью достижения пользовате­лем поставленной цели при наличии доступной информации.

Время как характеристика информационных ресурсов (информации) выступает в нескольких аспектах:

- фиксирует момент или период, представленный данными (календарный, налоговый, финансовый год, конец соответствующего года и т.п.);

- задает точку отсчета ввода конкретных информационных ресурсов в обращение (в коммуникационные каналы);

- является характеристикой, определяющей связь между инфор­мацией об объекте и его реальным состоянием на текущий момент времени.

Источник идентифицирует происхождение информации и в определен­ном смысле выступает как часть параметра охвата, лимитирующая со­держание информации.

Понятие «качество» применительно к информационным ресурсам (информации) определяет совокупность свойств, отражающих степень при годности конкретной информации об объектах и их взаимосвязях для достижения целей, стоящих перед пользователем, при реализации тех или иных видов деятельности.

Однако всегда необходимо иметь в виду, что качество одной и той же информации при реализации различных целей и (или) видов деятельности различно, а следовательно, отличаются в различных предметных облас­тях (метрологии, эконометрии, экономической статистике, источнико­ведении, библиометрии и др.) наборы параметров (показателей) и ме­тодики определения качества информации.

Информационная потребность — это необходимость получения инфор­мации, требуемой для решения конкретных задач, стоящих перед пользо­вателем.

Исходным моментом включения информации в сферу обращения по различным социальным каналам является ее фиксация на различных ви­дах носителей, или документирование. Информация становится ресур­сом только в том случае, если она может свободно циркулировать между пользователями и процессами, распределенными во времени и простран­стве.

Перевод документов с одного языка на другой существенно замедляет прохождение информации между пользователями, вызывает дополнительные искажения в содержании, вызванные особенностями языков, и требует дополнительных трудовых и финансовых ресурсов на осуществление обмена информацией.

Цена услуг перевода научно-технических текстов на рынке информа­ции зарубежных стран зависит от сложности языка, с которого или на который осуществляется перевод, и срочности выполнения работы, за которую устанавливаются надбавки до 50%.

Стоимость — овеществленный в товаре общественный труд, вещественное выражение общественного труда товаропроизводителей.

Цена на информацию выступает как денежное выражение стоимости. Основой цены на информационные услуги выступает рыночная стоимость, складывающаяся с учетом признанных затрат труда на их подготовку и потребительских свойств услуг, их полезности.