6. Программные средства просмотра электронных документов.
Специальные программы для просмотра и поиска в Интернете электронных документов, созданных по правилам языка разметки HTML, называются браузерами. Основная функция браузера заключается в интерпретации кода HTML и выводе визуального результата на экран монитора пользователя. С помощью браузера можно просмотреть любую HTML-страницу, расположенную в Интернете, на жестком диске компьютера или в вашей локальной сети.
Сегодня существует великое множество самых разнообразных браузеров, но наибольшей популярностью пользуются программы: Internet Explorer, Mozilla и Opera. Рассмотрим немного подробнее каждую из них.
Компания Opera Software (г. Осло, Норвегия) разработала одноименный браузер в 1994 г. для норвежской телекоммуникационной компании Telenor. Группа разработчиков, включавшая в себя двух основателей Opera Software — Иона Штефенсона фон Тежнера (Jon Stephenson fon Tetzchner) и Гера Иварсоя (Geir Ivarsoy), поставила перед собой задачу создать интернет- и мультимедиаприложение, которым могли бы пользоваться все желающие, независимо от системных возможностей своих компьютеров.
В первоначальную концепцию браузера были заложены такие критерии, как скорость запуска программы и загрузки информации, небольшой размер приложения, минимальные требования к ресурсам компьютера пользователя.
Программа, изначально задуманная как небольшой по размеру и быстрый браузер для компьютеров с незначительными ресурсами, какое-то время использовалась в пределах внутренней информационной сети компании Telenor, а к концу 1995 г. авторы Opera покинули стены компании, чтобы продолжить самостоятельное развитие своего детища. Наконец, во второй половине 1996 г. браузер Opera 2.1 стал доступен для загрузки в Интернете в качестве 90-дневной условно-бесплатной (Shareware) версии.
К числу основных преимуществ Opera перед другими браузерами отнесем следующие:
- небольшой размер;
- минимальные системные требования;
- быстрая скорость загрузки HTML-документов;
- расширенные настройки;
- высокая масштабируемость просматриваемого документа.
Однако и у Opera есть ряд недостатков, которые также следует упомянуть:
- статус коммерческого программного продукта (регистрация стоит 39 дол. для полной версии; Freeware-вариант будет постоянно «радовать» вас показом чужих рекламных баннеров);
- отсутствие поддержки некоторых русских кодировок в английских версиях программы;
- недостаточно высокий уровень надежности выполнения скриптов на стороне пользователя (JavaScript/VBScript).
В августе 1995 г. компания Microsoft выпустила очередное обновление своей операционной системы Windows 95, в состав которой впервые был включен интернет-браузер Internet Explorer I.O. Однако первоначальный программный код браузера принадлежал не Microsoft, а компании Spyglass, которая впоследствии продала лицензию на изменение и коммерческое распространение кода разработчикам Microsoft. Последние поставили Internet Explorer на более высокий уровень развития, что позволило браузеру-дебютанту составить достойную конкуренцию Netscape Navigator — браузеру, которым к 1995 г. пользовались свыше 50% посетителей Интернета.
Можно назвать несколько основных возможностей браузера, благодаря которым Internet Explorer получил такую популярность:
- быстрый запуск программы;
- демократичность интерпретации HTML-кода. При загрузке документа, код которого содержит незнакомые конструкции и (иди) ошибки, Internet Explorer в большинстве случаев просто не выводит часть, вызывающую затруднения, на экран;
- полная интеграция с другими приложениями Microsoft, работающими под управлением ОС Windows;
- возможность масштабирования графических изображений, открытых в отдельном окне.
Среди недостатков можно выделить следующие:
- нестабильность работы;
- средняя скорость загрузки информации.
Компания Netscape Communications Corporation практически с самого начала считалась основным конкурентом корпорации Microsoft в продвижении своего браузера.
История возникновения браузера Netscape начинается в марте 1993 г., когда один из основателей будущей компании — Марк Андриссен (Marc Andreessen) — анонсирует выход программы Mosaic (прототипа будущего браузера Netscape). На следующий год Марк Андриссен и его коллега Джим Кларк (Jim Clark) основывают компанию Mosaic Communications (будущую Netscape Communications Сorporation), а буквально через несколько месяцев на свет появляется первая версия интернет-браузера Netscape 0.9.
В августе 2002 года выходит версия Netscape 7.0, а следом за ней появляется Mozilla 1.0. Более поздние версии браузера Mozilla получили в настоящее время достаточно широкое распространение.
- Тема 1 информация и бизнес. Рынки информационных ресурсов: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия (6ч.)
- 2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов.
- 3. Параметры информационных ресурсов.
- 4. Информационные продукты, их виды. Отличительные особенности информационного продукта.
- 5. Информационные услуги.
- 6. Спрос, предложение и ценообразование на рынке информационных ресурсов.
- 7. Структура рынка информационных ресурсов.
- Тема 2 мировые информационные ресурсы: определение, Классификация и характеристика основных структур (4 ч.)
- 2. Правовая информация.
- 3. Биржевая и финансовая информация.
- 4. Коммерческая информация.
- 5. Классификация информационных ресурсов Интернет.
- Тема 3 Основы разработки Web-страниц (4 ч.)
- 1. Программные средства разработки web-страниц. Основные понятия языка html.
- 2. Структура документа html. Основные процедуры.
- 1. Программные средства разработки web-страниц. Основные понятия языка html.
- 2. Структура документа html. Основные процедуры.
- Метаданные
- Тема 4 Базы данных как мировой информационный ресурс (4 ч.)
- 2. Службы-генераторы баз данных.
- 3. Информационные ресурсы с онлайновым доступом.
- 4. Онлайновые библиотечные каталоги.
- Тема 5 Источники и поставщики информационных ресурсов (6ч.)
- 2. Библиотечный фонд.
- 3. Архивный фонд.
- 4. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов.
- 5. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации.
- 6. Источники и поставщики патентной информации.
- 7. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации.
- 8. Источники и поставщики информации по статистике.
- Тема 6 мировые информационные сети: структура информации. (4ч.)
- 2. Принцип построения групп Usenet.
- 3. Информационная система Gopher.
- 4. Система архивов ftp и их структура.
- 5. Распределенная гипертекстовая информационная система World Wide Web.
- 6. Программные средства просмотра электронных документов.
- Тема 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов (4ч.)
- 2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов.
- 3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов.
- Тема 8 Основы правового регулирования на информационном рынке (2ч.)
- 2. Оценка эффективности информационного поиска.
- 3. Сравнительный анализ информационно-поисковых систем.
- 4. Структурно-функциональная организация типовой поисковой машины Интернет.
- 5. Поисковый сервис Интернет.
- 6. Простой и расширенный поиск информации в Интернет.