2.1.3. Реализация регуляторов и объектов управления в scada-системе TraceMode
В SCADA-системе TraceMode для реализации регуляторов и объектов управления широко используются блоки:
Звено PID (ПИД)
Этот блок формирует выходное значение по ПИД-закону от величины, поданной на его вход INP.
Для ввода значений настроек используются три входа: KP - коэффициент при пропорциональной составляющей, KD - при дифференциальной, KI - при интегральной.
Модуль подаваемого на вход KI отрицательного значения передается на выход. Далее при подаче на вход KI неотрицательного значения регулирование начинается с установленной величины.
Для ограничения величины управляющего воздействия используются входы блока MIN и MAX. Первый из них задает нижний предел управления, а второй – верхний. Если величина управления выходит за любую из этих границ, то выходу присваивается величина соответствующего входа и перестает накапливаться интегральная составляющая закона регулирования.
Данный блок вычисляет величину управления по значению рассогласования регулируемой величины и задания, которое надо вычислять с помощью отдельного функционального блока.
Введение в алгоритм параметра dt исключает необходимость в пересчете настроек регулятора при смене периода опроса канала регулирования.
На рис. 2.6 показана программа, реализующая контур регулирования. Здесь вычисляется рассогласование регулируемой величины с заданием, далее введена зона нечувствительности и вычисление управляющего значения. Далее стоит переключатель режима (ручной/автоматический).
Рис. 2.6
Для реализации описанных функций используются четыре блока. Первый из них (-) вычисляет рассогласования регулируемой величины с заданием. Эти параметры подаются на его входы AS и AD соответственно. Величина рассогласования с выхода первого блока подается на вход INP блока DZONE, который реализует функцию зоны нечувствительности. Величина зоны нечувствительности подается на его вход DLT. Выход второго блока подается на вход INP блока PID, реализующего вычисление величины управляющего воздействия. Для переключения контура на ручной режим используется функциональный блок SEL. На его вход IN0 подается выход блока PID, а на вход IN1 – величина ручного управления выходом регулятора. Управление переключением режимов осуществляется входом IG блока SEL.
Управление устройством типа “двигатель” (MOT)
Данный блок позволяет управлять устройствами типа двигатель (рис. 2.7). Они имеют два входа управления (включить и выключить) и могут находиться в состояниях работы, резерва, ремонта или аварии.
Рис. 2.7
Входы и выходы блока
Блок MOT имеет следующие функциональные входы:
CMD – вход управления устройством:
1 – включить;
2 – выключить.
STS – вход управления переключением состояний:
0 – не определен;
1 – включен;
2 – выключен;
3 – перевод в резерв с подтверждением;
4 – ремонт;
5 – ошибка (авария);
6 – обнулить выход ERR (доступно только из состояния ремонт);
8 – перевод в резерв без подтверждения;
9 – подтверждение перевода в резерв.
END – вход контроля датчиков состояния устройства:
1-й бит – включен;
2-й бит – выключен;
3-й бит – контроль ДАВЛЕНИЯ;
5-й бит – отключение контроля включения;
6-й бит – отключение контроля выключения;
7-й бит – блокировка проверки ДАВЛЕНИЯ (0 – не проверять, 1 - проверять);
dT – время удержания сигналов управления в секундах.
ALR – ручная установка признака аварийного состояния.
T – время переключения состояний включен/выключен [сек].
CHK – при состоянии ремонт дублирует функции входа CMD. Значения 1 и 2 – команды включения и выключения. Другие значения переводят устройство в режим опробования – увеличение выхода STS на 16. Команда CHK (значения 1 и 2) работает в режиме ремонт при подаче на вход STS значений 1 или 2. В режимах 1 и 2 эта команда приоритетна над CMD.
Выходы данного блока имеют следующее назначение:
STS – признак текущего состояния устройства:
0 – не определено;
1 – включен;
2 – выключен;
3 – резерв;
4 – ремонт;
5 – ошибка;
9 – включается;
10 – выключается;
11 – ожидание перевода в резерв;
ON – сигнал управления включением.
OFF – сигнал управления выключением.
ERR – характеристика аварийной ситуации:
1 – одновременно присутствуют сигналы от датчиков включения и выключения;
2 – несанкционированное выключение (выключение внешними средствами, например, вручную);
3 – несанкционированное включение (включение внешними средствами - например, вручную);
4 – при выключении за время T не пришел сигнал от датчика выключения;
5 – при включении за время T не пришел сигнал от датчика включения;
6 – при включении за время dT не снят сигнал от датчика выключения;
7 – при выключении за время dT не снят сигнал от датчика включения;
8 – переход в состояние ошибка по команде STS;
9 – переход в состояние ошибка по команде ALR.
Управление задвижкой (ZDV)
Данный блок реализует алгоритм управления устройством типа задвижки. Он контролирует значения трех дискретных сигналов: концевые выключатели открытия и закрытия, а также сигнал с муфты. Для управления используются два дискретных сигнала: открыть и закрыть. Задвижка может не иметь сигнала с муфты или использовать дополнительный управляющий сигнал на остановку. Примеры управления такими устройствами будут приведены ниже.
Данный блок имеет пять функциональных входов и четыре выхода. Вход CMD предназначен для приема команд управления. Такими командами могут быть:
0 – остановить;
1 – открыть;
2 (–1) – закрыть.
Второй вход IOP предназначен для контроля состояния концевого выключателя открытия. На вход ICL надо подавать значения состояния двух других дискретных сигналов:
1-й бит - концевой выключатель закрытия;
2-й бит - сигнал с муфты.
Вход PT используется для задания времени открытия/закрытия задвижки (в секундах). Его значение должно быть немного больше реального времени открытия. Эта величина используется для анализа аварийных ситуаций, а также для управления задвижкой по времени в случае неисправности датчиков ее состояния.
Вход CSC предназначен для блокирования сигналов с концевых выключателей и муфты, сброса аварийных признаков и настройки крайних положений задвижки, если блокированы сигналы концевых выключателей. Тип этого входа должен быть установлен HEX.
При блокировании любого сигнала все операции, использующие его значение, выполняются по времени. Аварийные признаки в этом случае не формируются. Для выполнения перечисленных операций следует установить в 1 следующие биты:
1-й – блокирование концевого выключателя открытия;
2-й – блокирование концевого выключателя закрытия;
3-й – блокирование сигнала с муфты;
4-й – установка 0% закрытия (при 6-м бите равном 1);
5-й – установка 100% закрытия (при 6-м бите равном 1);
6-й – сброс аварийных признаков и калибровка положения;
7-й – учет гистерезиса при изменении направления движения задвижки. Величина гистерезиса равна половине времени открывания или закрывания (выбирается автоматически в зависимости от направления движения), установленного блоком SdV;
8-й – перевод в режим дистанционного управления. В этом режиме состояние задвижки отслеживается по концевым выключателям, аварийные ситуации не контролируются.
На приведенном ниже рис. 2.8 иллюстрируется назначение функциональных входов и выходов данного блока.
Рис. 2.8
Назначение выходов данного блока
На первом из них (OPN) формируется значение дискретного сигнала на открытие задвижки. Выход CLS используется для формирования значения сигнала на закрытие.
На выход Q%L выводится положение задвижки в виде процента закрытия. Эта величина формируется отношением времени, прошедшего с подачи соответствующей команды, к значению входа PT. При достижении любого из крайних положений эта величина принимает значение 0 или 100, в зависимости от положения. Если при первом пересчете блока значения дискретных сигналов от задвижки не соответствуют ни одному из крайних положений, то величина выхода Q%L устанавливается равной 50. Первый же переход в любое крайнее положение синхронизирует значение этого выхода с реальным положением задвижки.
Выход ALR предназначен для контроля над состоянием задвижки. Младший байт этого выхода передает статус состояния задвижки, а старший – признаки аварийных состояний.
Байт статуса может принимать следующие значения:
1 – открывается;
2 – закрывается;
4 – открыт;
8 – закрыт;
17 – остановка при открытии (0x11);
18 – остановка при закрытии (0x12).
С помощью байта аварийных состояний алгоритм управления задвижкой индицирует следующие ситуации:
1 – одновременно установлены в 1 сигналы с концевых выключателей открытия и закрытия;
2 – при открытии не отключился концевой выключатель закрытия или сигнал с муфты по истечении установленного времени;
3 – при закрытии не отключился концевой выключатель открытия по истечении установленного времени;
4 – остановка после открывания по времени (не сработал концевой выключатель ОТКРЫТО);
5 – остановка после закрытия по времени (нет сигналов от концевого выключателя ЗАКРЫТО и/или от муфты);
6 – остановка при открывании по времени (не сняты сигналы от концевого выключателя ЗАКРЫТО и/или от муфты);
7 – остановка при закрытии по времени (не снят сигнал с концевого выключателя ОТКРЫТО);
8 – заклинивание: при закрытии задвижки до ее перехода в крайнее положение появился сигнал с муфты;
10 – при открытой или закрытой задвижке пропали сигналы от соответствующих концевых выключателей;
11 – при закрытой задвижке пропал сигнал от концевого выключателя, а сигнал от муфты остался;
12 – при закрытой задвижке пропал сигнал от муфты, а сигнал от концевого выключателя остался.
Времена для контроля ситуаций 2 и 3 по умолчанию принимаются равными 10% от значения входа PT. Их можно изменить с помощью блока SdV. Его описание приведено ниже.
После формирования признака аварии он остается, даже если ситуация вернулась в нормальное состояние. Для сброса признаков аварии надо установить в 1 шестой бит входа CSC.
- Автоматизированные информационно-управляющие системы Учебное пособие
- Оглавление
- Часть I. Автоматизированные информационно-управляющие системы Основные понятия
- Глава 1. Информационно-управляющие системы реального времени §1.1. Особенности информационно-управляющих систем реального времени
- 1.1.1. Определение и основные характеристики информационно-управляющих систем реального времени
- 1.1.2. Операционные системы реального времени
- 1.1.3. Обзор систем реального времени
- §1.2. Построение информационно-управляющих систем реального времени на базе операционной системы qnx
- §1.3. Scada – системы
- §1.4. Scada – система trace mode
- 1.4.1. Обзор системы trace mode
- 1.4.2. Функциональная структура пакета
- 1.4.3. Обзор внедрения системы trace mode
- §1.5. Программно-технический комплекс DeltaV
- 1.5.1. Обзор системы DeltaV
- 1.5.2. Концепции системы DeltaV
- 1.5.3. Программные приложения DeltaV
- §1.6. Программно-технический комплекс Квинт
- 1.6.1. Описание
- 1.6.2. Структура программно-технического комплекса Квинт
- 1.6.3. Архитектура
- 1.6.4. Контроллеры
- 1.6.5. Рабочие станции
- 1.6.6. Сети
- 1.6.7. Система автоматизированного проектирования асу тп
- 1.6.8. Примеры внедрения
- §1.7. Системы автоматизации фирмы Siemens8
- 1.7.1. Состав программно-технического комплекса Totally Integrated Automation
- 1.7.2. Примеры автоматизации технологических процессов9
- §1.8. Системы автоматизации фирмы авв10
- 1.8.1. Основные направления деятельности
- 1.8.2. Системы управления, предлагаемые авв Автоматизация в России
- Глава 2. Обеспечивающие подсистемы информационно-управляющих систем и их характеристики §2.1. Программное обеспечение управления процессами
- 2.1.1. Реализация языков программирования стандарта мэк 6-1131/3 в системе trace mode
- 2.1.2. Описание языков программирования
- 2.1.3. Реализация регуляторов и объектов управления в scada-системе TraceMode
- §2.2. Программное обеспечение секвенциально-логического управления
- 2.2.1. Программируемые логические контроллеры
- 2.2.2. Языки программирования логических контроллеров
- 2.2.3. Пример реализации секвенциально-логических алгоритмов в trace mode
- §2.3. Средства идентификации и оптимизации
- 2.3.1. Идентификация характеристик технологических объектов
- 2.3.2. Идентификация характеристик технологических объектов с использованием стандартных методов Excel
- 2.3.3. Решение задачи оптимизация технологических объектов
- §2.4. Средства интеллектуального анализа данных
- 2.4.1. Общие представления о Data Mining13
- 2.4.2. Задачи Data Mining
- 2.4.3. Классы систем Data Mining
- 2.4.4. Основные этапы Data Mining
- Глава 3. Проектирование информационно-управляющих систем §3.1. Основные проблемы, системный подход и последовательность разработки
- §3.2. Адаптация информационно-управляющих систем к области применения
- §3.3. Информационные технологии проектирования иус
- §3.4. Концепции информационного моделирования
- Часть II. Примеры автоматизированных информационно-управляющих систем в управлении энергетической эффективностью технологических процессов
- 1. Оперативное управление технологическими процессами с прогнозом показателей энергетической эффективности16
- 2. Оперативное управление потоками энергетических ресурсов в производственных сетях с учетом динамики их аккумулирования19
- 3. Автоматизированная система диспетчерского управления теплоснабжением зданий на основе полевых технологий20
- 4. Паспортизация промышленных потребителей топливно-энергетических ресурсов с использованием средств автоматизации21
- 5. Оперативное управление экономичностью водяных тепловых сетей на основе макромоделирования22
- Подсистема автоматизированного анализа режимов теплоснабжения
- Методика анализа режимов тепловых сетей на основе макромоделирования
- Программное обеспечение анализа режимов тепловых сетей на основе макромоделирования
- 6. Оперативное регулирование экономичности горения в энергетических котлах24
- 7. Автоматизированный мониторинг тепловой экономичности оборудования электрических станций 27
- Резервы тепловой экономичности котлов
- Показатели энергетических ресурсов турбоагрегатов
- Резервы тепловой экономичности турбоагрегатов
- Оптимальное использование пара
- 8. Оптимизация нагрузки параллельно работающих турбоагрегатов по данным эксплуатации при неполных исходных данных28
- Постановка задачи оптимизации
- Решение задачи оптимизации
- Программа «тг-пар»
- Пример работы программы
- 9. Автоматизированная информационная система мониторинга остаточного ресурса энергетического оборудования30
- Методика оценки обобщенного остаточного ресурса энергетического оборудования
- Алгоритм оперативной оценки обобщенного остаточного ресурса энергооборудования с учетом состояния металла
- Программное обеспечение аис «Ресурс»
- 10. Автоматизированное управление процессами в охладительных установках электрических станций35
- Факторы, влияющие на охлаждение
- Устройство и основные характеристики градирен
- Оптимизация работы башенных градирен
- 11. Автоматизированная компрессорная установка41
- Математическое описание объекта управления
- Анализ вариантов установки пароструйного компрессора для подачи пара в деаэраторы энергокорпуса
- Автоматизированная система управления пароструйным компрессором
- 12. Лингвистический подход к оптимизации управления вельц-процессом45
- Алгоритм выделения области Парето-оптимальных режимов в информационной базе данных
- Нечеткие зависимости (лингвистические правила) в управлении процессом вельцевания
- 13. Энергетический менеджмент производства огнеупоров48
- Приложение. Обзор промышленных сетей
- 1. Протокол передачи данных modbus50
- 2. Протокол передачи данных bitbus
- 3. Протокол передачи данных anbus
- 4. Протокол передачи данных hart
- 5. Протокол передачи данных profibus52
- 5.1. Независимые от поставщика взаимодействия между промышленными объектами (Fieldbus Communication).
- 5.2. Семейство profibus
- 5.3. Основные характеристики profibus-fms и profibus-dp
- 5.3.1. Архитектура протокола profibus
- 5.3.2. Физический Уровень (1) протокола profibus
- 5.4.1. Прикладной Уровень (7)
- 5.4.2. Коммуникационная модель
- 5.4.3. Объекты коммуникации
- 5.4.4. Сервисные функции fms
- 6. Полевая шина foundation Fieldbus53