28. Жизненный цикл программного продукта. Защита программных продуктов.
Программы любого вида характеризуются жизненным циклом, состоящим из отдельных этапов:
a) маркетинг рынка программных средств, спецификация требований к программному продукту;
b) проектирование структуры программного продукта;
c) программирование (создание программного кода), тестирование, автономная и комплексная отладка программ;
d) документирование программного продукта, подготовка эксплуатационной и технологической документации;
e) выход на рынок программных средств, распространение программного продукта;
f) эксплуатация программного продукта пользователями;
g) сопровождение программного продукта;
Маркетинг и спецификация программного продукта предназначены для изучения требований к создаваемому программному продукту, а именно:
- определение состава и назначения функций обработки данных программного продукта;
- установление требований пользователя к характеру взаимодействия с программным продуктом, типу пользовательского интерфейса (система меню, использование манипулятора мышь, типы подсказок, виды экранных документов и т.п.);
требования к комплексу технических и программных средств для эксплуатации программного продукта и т.д.
На данном этапе необходимо выполнить формализованную постановку задачи.
Если программный продукт создается не под заказ и предполагается выход на рынок программных средств, маркетинг выполняется в полном объеме: изучаются программные продукты-конкуренты и аналоги, обобщаются требования пользователей к программному продукту, устанавливается потенциальная емкость рынка сбыта, дается прогноз цены и объема продаж. Кроме того, важно оценить необходимые для разработки программного продукта материальные, трудовые и финансовые ресурсы, ориентировочные длительности основных этапов жизненного цикла программного продукта.
Если программный продукт создается как заказное программное изделие для определенного заказчика, на данном этапе также важно правильно сформулировать и документировать задание на его разработку. Ошибочно понятое требование к программному продукту может привести к нежелательным результатам в процессе его эксплуатации.
Проектирование структуры программного продукта связано с алгоритмизацией процесса обработки данных, детализацией функций обработки, разработкой структуры программного продукта (архитектуры программных модулей), структуры информационной базы (базы данных) задачи, выбором методов и средств создания программ-технологии программирования.
Программирование, тестирование и отладка программ являются технической реализацией проектных решений и выполняются с помощью выбранного инструментария разработчика (алгоритмические языки и системы программирования, инструментальные среды разработчиков и т.п.).
Для больших и сложных программных комплексов, имеющих развитую модульную структуру построения, отдельные работы данного этапа могут выполняться параллельно, обеспечивая сокращение общего времени разработки программного продукта. Важная роль принадлежит используемым при этом инструментальным средствам программирования и отладки программ, поскольку они влияют на трудоемкость выполнения работ, их стоимость, качество создаваемых программ.
Документирование программного продукта является обязательным видом работ, выполняемых, как правило, не самим разработчиком, а лицом, связанным с распространением и внедрением программного продукта. Документация должна содержать необходимые сведения по установке и обеспечению надежной работы программного продукта, поддерживать пользователей при выполнении функций обработки, определять порядок комплексирования программного продукта с другими программами. Успех распространения и эксплуатации программного Выход программного продукта на рынок программных средств связан с организацией продаж массовому пользователю. Этот этап должен по возможности быть коротким, для продвижения программных продуктов применяются стандартные приемы маркетинга: реклама, увеличение числа каналов реализации, создание дилерской и дистрибьютерной сети, ценовая политика - продажа со скидками, сервисное обслуживание и др.продукта в значительной степени зависит от качества его документации.
Эксплуатация программного продукта идет параллельно с его сопровождением, при этом эксплуатация программ может начинаться и в случае отсутствия сопровождения или продолжаться в случае завершения сопровождения еще какое-то время. После снятия программного продукта с продажи определенное время также может выполняться его сопровождение. В процессе эксплуатации программного продукта производится устранение обнаруженных ошибок.
Снятие программного продукта с продажи и отказ от сопровождения происходят, как правило, в случае изменения технической политики фирмы-разработчика, неэффективности работы программного продукта, наличия в нем неустранимых ошибок, отсутствия спроса.
Длительность жизненного цикла для различных программных продуктов неодинакова. Для большинства современных программных продуктов длительность жизненного цикла измеряется в годах (2-3 года). Хотя достаточно часто встречаются на компьютерах и давно снятые с про ЗАЩИТА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ.
Основные понятия о защите программных продуктов.
Программные продукты и компьютерные базы данных являются предметом интеллектуального труда специалистов высокой квалификации. Процесс проектирования и реализации программных продуктов характеризуется значительными материальными и трудовыми затратами, основан на использовании наукоемких технологий и инструментария, требует применения и соответствующего уровня дорогостоящей вычислительной техники. Это обусловливает необходимость принятия мер по защите интересов разработчика программ и создателей компьютерных баз данных от несанкционированного их использования.
Программное обеспечение является объектом защиты также и в связи со сложностью и трудоемкостью восстановления его работоспособности, значимостью программного обеспечения для работы информационной системы.
Защита программного обеспечения преследует цели:
- ограничение несанкционированного доступа к программам или их преднамеренное разрушение и хищение;
- исключение несанкционированного копирования (тиражирования) программ.
Программный продукт и базы данных должны быть защищены по нескольким направлениям от воздействия:
1) человека - хищение машинных носителей и документации программного обеспечения; нарушение работоспособности программного продукта и др.;
2) аппаратуры - подключение к компьютеру аппаратных средств для считывания программ и данных или их физического разрушения;
3) специализированных программ - приведение программного продукта или базы данных в неработоспособное состояние (например, вирусное заражение), несанкционированное копирование программ и базы данных и т.д.
Самый простой и доступный способ защиты программных продуктов и базы данных-ограничение доступа. Контроль доступа к программному продукту и базе данных строится путем:
- парольной зашиты программ при их запуске;
- использования ключевой дискеты для запуска программ;
- ограничения программ или данных, функций обработки, доступных пользователям, и др.
Могут также использоваться и криптографические методы защиты информации базы данных или головных программных модулей.
Программные системы защиты от несанкционированного копирования.
Данные системы предотвращают нелицензионное использование программных продуктов и баз данных. Программа выполняется только при опознании некоторого уникального некопируемого ключевого элемента.
Таким ключевым элементом могут быть:
- дискета, на которой записан не подлежащий копированию ключ;
- определенные характеристики аппаратуры компьютера;
- специальное устройство (электронный ключ), подключаемое к компьютеру и предназначенное для выдачи опознавательного кода.
Программные системы защиты от копирования программных продуктов:
- идентифицируют среду, из которой будет запускаться программа;
- устанавливают соответствие среды, из которой запущена программа, той, для которой разрешен санкционированный запуск;
- вырабатывают реакцию на запуск из несанкционированной среды;
- регистрируют санкционированное копирование;
- противодействуют изучению алгоритмов и программ работы системы.
Для идентификации запускающих дискет применяются следующие методы:
1) нанесение повреждений на поверхность дискеты ("лазерная дыра"), которая с трудом может быть воспроизведена в несанкционированной копии дискеты;
2) нестандартное форматирование запускающей дискеты.
Идентификация среды компьютера обеспечивается за счет:
1) закрепления месторасположения программ на жестком магнитном диске (так называемые неперемещаемые программы);
2) привязки к номеру BIOS (расчет и запоминание с последующей проверкой при запуске контрольной суммы системы);
3) привязки к аппаратному (электронному) ключу, вставляемому в порт ввода-вывода, и др.
На Западе наиболее популярны методы правовой защиты программных продуктов и баз данных.
Правовые методы защиты программных продуктов и баз данных.
Правовые методы зашиты программ включают:
патентную защиту;
закон о производственных секретах;
лицензионные соглашения и контракты;
закон об авторском праве.
- 1. Определение информатики. Появление и становление информатики. Источники информатики.
- 2. Предмет, задачи и методы информатики. Экономическая информатика.
- 4. История развития вычислительной техники.
- 5. Информационное общество. Роль информатизации в развитии общества.
- 6.Информационный потенциал общества.
- 7.Информационные ресурсы общества.
- 8.Информационные продукты и услуги.
- 9.Рынок информационных продуктов и услуг.
- 10.Информация. Данные. Технократический, антропоцентрический, недетерминированный подходы к информации.
- 11. Единицы информации. Свойства информации.
- 12.Классификация информации (по способу восприятия человеком, по способу отображения, по функциям управления, по стадиям обработки, по стабильности, по месту возникновения и т.Д.).
- 13. Экономическая информация. Особенности экономической информации.
- 14. Кодирование информации.
- 15.Информационные процессы: понятие, этапы.
- 16.Классификация компьютеров.
- 17. Поколения эвм.
- 18. Понятие архитектуры и структуры компьютера. Структурная схема персонального компьютера.
- 19.Состав системного блока (назначение и характеристики основных устройств).
- 20.Материнская плата. Устройства, входящие в состав материнской платы, их назначение и характеристики.
- 21.Устройства для хранения информации (назначение, виды и основные характеристики).
- Нжмд(накопитель на жестких магнитных дисках)
- Flash-карта
- Оптические cd,dvd,bd
- Магнитно-оптические диски
- Внутренние:
- Cmos-память
- Периферийные устройства вывода данных:
- 25.Программный продукт и программное обеспечение. Характеристика программного продукта. Программа.
- 26. Категории специалистов, занятых разработкой программ.
- 28. Жизненный цикл программного продукта. Защита программных продуктов.
- 29. Системное программное обеспечение (сервисное и базовое). Состав, назначение, примеры
- 30. Операционные системы: назначение, классификация, примеры
- 31. Прикладные программы: назначение, классификация, примеры.
- 3.1. Классификация.
- 3.1.1. Инструментальные программные средства общего назначения.
- 3.1.2. Инструментальные программные средства специального назначения.
- 32. Интегрированный программный продукт Microsoft Office (состав, назначение, особенности использования).
- 33. Операционная система windows. Основные объекты и приемы управления windows. Главное меню. Окна.
- 34. Понятие файловой структуры. Файлы и папки. Операции с файловой структурой
- 35. Стандартные программы windows. Служебные приложения Основные стандартные утилиты Windows xp (программы из группы стандартные)
- 1.Возможности текстового процессора Word
- 2.Средства автоматизации
- Например – автозамена.
- Автоматическое создание и предварительный просмотр стилей
- 38. Электронные таблицы Microsoft Excel. Общие сведения об электронных таблицах (интерфейс, возможности, назначение, средства для автоматизации обработки информации).
- 40. Понятие моделирования и модели. Цель и задачи моделирования.
- 41. Виды моделирования. Уровни моделирования. Моделирование в экономике.
- 42. Системы счисления ( позиционные, непозиционные)
- 45. Примеры логических функций. Таблицы истинности. Приоритет выполнения логических операций. Примеры вычисления задач
- 1) Логическое умножение или конъюнкция:
- 2) Логическое сложение или дизъюнкция:
- 3) Логическое отрицание или инверсия:
- 4) Логическое следование или импликация:
- 5) Логическая равнозначность или эквивалентность:
- 46. Алгоритм: определение , свойства алгоритмов
- 47. Способы описания алгоритмов. Типовые алгоритмические конструкции. Примеры.
- 48. Средства программирования. Языки программирования высокого и низкого уровня. Обзор языков программирования высокого уровня.
- 49. Базы данных. Модели хранения данных.
- Реляционные базы данных. Основные понятия реляционных баз данных.
- 51. Этапы создания базы данных. Информационно-логические модели баз данных. Создание межтабличных связей, их назначение, виды. Обеспечение целостности данных.
- Типы связей информационных объектов
- 52. Требования нормализации.
- 53. Субд Microsoft Access. Свойства полей базы данных.
- Субд Microsoft Access Основные объекты (таблицы, запросы, формы, отчеты), их назначение и способы создания. Типы данных.
- Понятие компьютерной сети. Вычислительные и информационные сети.
- Компоненты компьютерной сети. Характеристики сети.
- Классификация компьютерных сетей по разным признакам. Локальные и глобальные сети.
- Логическая структура сети (базовая модель открытых систем). Характеристика уровней передачи данных.
- Протоколы (понятие, виды).
- Топология локальных сетей. Шинная топология
- Топология типа “звезда”
- Топология “кольцо”
- Топология Token Ring
- Каналы передачи данных.
- Интернет. Основные понятия. История и перспективы развития Интернет.
- История развития интернета в России
- Перспективы развития интернета в мире и в России
- Адресация в сети Интернет. Адресация информационных ресурсов. Url-адреса. Адресация компьютеров. Доменная система имен. Адресация в сети Интернет
- Адресация компьютеров к адресу узла сети и схеме его назначения можно предъявить несколько требований.
- Службы (сервисы) Интернет (обзор, наименования, назначения)
- Www: основные понятия. Поиск информации в World Wide Web. Поисковые системы (назначение, обзор, технология работы на примере …).
- Электронная почта. Функции почтовых клиентов. Технология приема и отправки сообщений.
- Прием сообщений электронной почты
- Отправка сообщений электронной почты через Интернет
- Необходимость защиты информации. Понятие угрозы информационной безопасности. Виды угроз информационной безопасности.
- Защита информации на уровне государства. Законодательная база.
- Защита информации от несанкционированного доступа. Методы и средства защиты информации. Комплексная система защиты информации. Защита информации при работе в Интернет.
- Безопасность пользователя при работе с компьютером. Техника безопасности.
- Компьютерные вирусы: понятие, классификация, признаки заражения компьютера, средства защиты от компьютерных вирусов.
- Программные средства для сжатия данных (архивация). Самораспаковывающиеся архивы. Многотомные архивы. Теоретические основы сжатия данных (виды сжатия, коэффициент сжатия).