logo
Шпоры ALL

1.2 Системы массового обслуживания

Рассмотрим несколько примеров:

  1. Портовый кран перегружает контейнеры с автотранспорта на корабль. Автомобили подвозят контейнеры через случайные промежутки времени. Какой случайный промежуток времени требуется на перемещение контейнера?

  2. Имеется цех. С предыдущей технологической операции к нему поступают детали через произвольные промежутки времени. На обработку партии также требуется случайный промежуток времени.

  3. Имеется стойка телефонной станции, на вход которой поступают вызовы абонентов. Через какой случайный промежуток времени поступают вызовы?

Во всех примерах имеется нечто общее. Можно выделить так называемые заявки, которые образуют поток. Первый пример – автомобили, подвозящие контейнеры, во втором – партии деталей, в третьем – телефонные звонки.

Обслуживающий аппарат (ОА) называется каналом. В первом примере – это портовый кран, во втором - цех, в третьем – стойка на телефонной станции.

В зависимости от соотношения производительности обслуживающего аппарата и интенсивности потока заявок может образовываться очередь. В простейшем случае эту ситуацию можно изобразить следующим образом:

Выход

Обслуживающий аппарат

Очередь

Поток заявок

Рис. Схема простейшей системы массового обслуживания

Заметим, что СМО могут быть достаточно сложными: в них могут присутствовать несколько ОА–каналов. Обслуживание может вестись с учетом приоритетов заявок.

Основными показателями СМО являются:

  1. Загрузка обслуживающих аппаратов.

  2. Коэффициент простоя ОА: (где - загрузка).

  3. Количество заявок, обслуженных за рассмотренный промежуток времени t (производительность).

  4. Средняя и максимальная длина очереди.

  5. Время пребывания заявки в очереди.

Понятно, что можно определенным образом построить модель, позволяющую вычислить эти характеристики. Основная задача при моделировании СМО – определить типы и количество обслуживающих аппаратов, а также их связь между собой (структуру СМО). Так, чтобы обеспечить максимальную требуемую производительность системы массового обслуживания при выполнении заданных ограничений (например, стоимость ОА).