logo
ИТУ-МГУДТ

3.1. Предметная область использования информационных технологий

Определяющим фактором для создания и практического использования информационных технологий является сфера деятельности субъекта управления, а также область деятельности организации (предприятия, ведомства). Сфера деятельности субъекта управления отображается в предметную область использования информационных технологий. Некоторое представление о предметных областях информационных технологий, используемых в интересах различных уровней управления, а также организаций, функционирующих в разных сферах, дает Таблица 3.

Таблица 3

Сфера деятельности организации

Уровень управления

(детализация сферы деяте-льности)

Краткая характеристика важнейших фрагментов предметной области использования информационных технологий

Органы власти

Федеральные

Региональные

Муниципаль-ные

Обобщенная информация, отражающая макроэкономические, социально-экономические и социально-политические процессы, происходящие в стране

Социально-экономические и социально-политические процессы, происходящие в регионе (прежде всего, обобщенная информация); Влияние на мировоззрение и настроения населения специфичных для конкретного региона факторов и т.д.

Социально-экономические и социально-политические процессы, происходящие в городе (прежде всего, обобщенная информация);

Информация, необходимая для организации социального обеспечения и социальной защиты граждан и т.д.

Государственные

службы

Налоговая служба

Налоги и платежи; Объекты налогообложения; Налоговые льготы; Штрафные санкции и т.д.

Правоохранительные органы

Органы МВД

Органы ФСБ

Финансовая разведка

Лица, совершившие уголовные преступления;

Лица и организации, в деятельности которых имеются признаки нарушения уголовного закона; Орудия совершения уголовных преступлений; Угнанные автомобили; Утраченные паспорта и т.д.

Лица и организации, деятельность которых может нанести ущерб интересам национальной безопасности;

Признаки деятельности, наносящей ущерб интересам национальной безопасности и т.д.

Механизмы легализации незаконных доходов;

Лица и организации, в деятельности которых имеются признаки легализации незаконных доходов; Конкретные факты легализации незаконных доходов и т.д.

Организации инфраструктуры рыночной экономики

Коммерческие банки

Страховые компании

Государствен-ные и коммер-ческие службы занятости (Биржи труда)

Рекламные агентства

Консалтнговые фирмы

Транспорт

Вкладчики, получатели кредитов; Объекты инвестирования капитала банка; Валютные курсы; Финансовые схемы и т.д.;

Страховщики; Страхователи; Объекты страхования;

Страховые полисы; Статистические данные по страховым случаям и т.д.

Конъюнктура на рынке труда; Потребность организаций различной формы собственности в рабочей силе, сведения об имеющихся вакансиях; Квалификационные требования по профессиям; Сведения о лицах, заинтересованных в получении работы или перемене места и характера профессиональной деятельности; Информация об организациях – клиентах службы занятости и т.д.

Рекламодатели; Методы и приемы рекламы; Осуществленные рекламные мероприятия (временной период проведения, средства рекламы, стоимость, эффективность и т.д.); Характеристики аудиторий, на которые направлена реклама и т.д.

Алгоритмы профессиональной деятельности;

Тексты нормативно-правовых документов различного уровня; Специализированные базы данных и т.д.

Транспортные средства (вид, марка, грузоподъемность, год выпуска, оценка состояния, стоимость, профилактические и ремонтные мероприятия и т.д.);

Гаражное хозяйство; Работники, допущенные к управлению транспортными средствами; Расценки на транспортные услуги; Маршруты движения;

Выполненные перевозки и т.д.

Производственные предприятия

Строительные

Промышлен-ные

Нефтедобыва-ющие

Сельскохозяйс-твенные

Характеристики производственные мощностей;

Номенклатура строительных материалов;

Характеристики карьеров (уровень запасов, качество, доступность, себестоимость добычи и т.д.);

План-графики строительства объектов;

Параметры и состояние строящихся объектов и т.д.

Характеристики производственные мощностей; Параметры производимой продукции; Конъюнктура рынка производимой продукции; Кадры предприятия;

Поставщики; Потребители производимой продукции и т.д.

Характеристики месторождений нефти (возможности транспортировки морским, речным, железнодорожным трубопроводным транспортом; Параметры трубопроводов;

Нефтедобывающее оборудование; Потребители нефти;

Компании, осуществляющие транспортировку нефти и т.д.

Характеристики посевных площадей; Посевные сорта растений, животные и птица; Состояние почвы, погода на полях; Корма для животных; Удобрения; Водоемы; Номенклатура сельскохозяйственной техники; Сельскохозяйственные постройки; Цены на сельскохозяйственную продукцию; Предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции;

Государственные сельскохозяйственные программы и т.д.

Предприя-тия связи

Клиентская база, тарифы и т.д.

Решение широкого круга проблем использования информационных технологий в управлении, в частности, построения и функционирования систем информационного обеспечения возможно лишь тогда, «когда определены или выделены из внешнего мира объекты или явления, для которых строится системы; определено положение наблюдателя (исследователя, плановика, работника управления); точно сформулирована задача исследования, планирования, управления.»1 Эта мысль прослеживается и в документации автоматизированных систем управления, в работах, посвященных компьютерным технологиям. В этих работах указывается, что основу предметной области системы составляют объекты деятельности организации, в интересах которой проектируется система.2 Указанным объектам в информационной системе соответствуют «единицы учета информации», «системные объекты» - документ, оборудование, предмет, лицо, действие, событие, организация и т.д.

Так, основу предметной области автоматизированных банковских технологий составляют следующие объекты учета: документ (договор, заявка, ордер, распоряжение и т.д.), операция, клиент, финансовый инструмент, счет и план счетов, банковский продукт (услуга), пользователь.

Автоматизированная информационная система «Налог», созданная в системе управления органами госналогслужбы РФ, использует единую систему классификации и кодирования информации, которая строится на основе применения:

А) общероссийских классификаторов: стран мира (ОКСМ), экономических районов (ОКЭР), объектов административно-территориального деления и населенных пунктов (СОАТО), органов государственного управления (СООГУ), отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), валют (ОКВ), единиц измерений (СОЕИ).

Б) ведомственных классификаторов: форм собственности (КФС), организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ), доходов и расходов бюджета в РФ (КДРБ), типовых банковских счетов (КБС), банков (КБ).

В) системных классификаторов: налогов и платежей (КНП), объектов налогообложения (КОН), налоговых льгот (КНЛ), типов льгот по налогам (КТНЛ), штрафных санкций (КШС), идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН), системы обозначения Государственных налоговых инспекций (СОГНИ).

Для предметной области информационных систем правоохранительных органов характерно выделение в составе предметной области «физического лица» и «социальной организации» как основных объектов учета.

Одно и то же физическое лицо при определенных условиях может стать объектом учета в различных информационных системах: органов медицинского обеспечения (при наличии заболевания), органов социального страхования, образовательных учреждений, органов прописки и паспортного контроля, органов регистрации актов гражданского состояния, налоговых органов, таможенной службы, правоохранительных органов (прежде всего, органов МВД – в случае нарушения уголовного закона), финансовых и кредитных учреждений (например, в случае обращения лица за получением кредита), кадровых подразделений предприятий, учреждений, организаций, органов регистрации предпринимательских и иных организаций и т.д.

Предметная область во многом определяет основные направления использования информационных технологий. Так, в интересах управления предприятиями транспорта с использованием информационных технологий осуществляется: минимизация затрат, связанных с перевозками (в терминах линейного программирования – решение транспортной задачи); составление расписания и учет работы водителей; ведение массива информации о состоянии транспортных средств и гаражного хозяйства; минимизация затрат на обновление парка транспортных средств и др.

Спектр задач, решаемых с использованием информационных технологий в интересах управления сельскохозяйственными организациями, ориентировочно выглядит следующим образом: диагностика заболеваний растений и животных; прогнозирование погоды на полях; определение уровня влажности, нагрева почвы, уровня солнечной радиации и т.д.; прогнозирование состояния посевов, угроз со стороны вредителей (с учетом долгосрочных прогнозов); идентификация животных с целью индивидуальной дозировки питания, отделения молока больных коров и т.д.; оценка качества сельскохозяйственной продукции, состояния водоемов и т.д.; оптимизация продажи скота, выбора цен на зерно, овощи и т.д.; учет при планировании деятельности сельскохозяйственных правительственных программ и др.

Управление строительными организациями предполагает, в числе других, следующие направления использования информационных технологий: сбор и ведение информации о материалах и оборудовании для строительства; анализ стоимости затрат на строительство; компьютерное проектирование объектов с учетом требований заказчика; планирование строительства (в том числе, составление сетевых графиков) с учетом имеющейся рабочей силы, строительной техники, состава подрядчиков и т.д.; контроль выполнения графиков строительства (выполнение функции оперативного управления); ведение информации о подрядчиках и т.д.

В интересах управления кадрами на предприятии (кадровых подразделений предприятий и организаций) информационные технологии применяются, в частности, при:

- накоплении и обработке информации, касающейся найма персонала (прогнозирование потребности в кадрах, привлечение персонала в нужный момент времени, учет профессий и специальностей, востребованных в организации, подготовка информации о профессиях, требующихся для осуществления программ организации и т.д.);

- психологическом компьютерном тестировании работников на предмет их профессиональной пригодности, психологической совместимости, наличия признаков девиантного поведения и т.д.;

- ведении работы по учету кадров;

- работе с наличными кадрами (планирование карьеры, формирование резерва выдвижения, контроль действующих норм выработки, учет поощрений, учет освобождений от служебных обязанностей и т.д.);

- выявлении работников, отвечающих заданным требованиям (по уровню образования, возрасту, трудовому стажу, владеющих иностранными языками, имеющих в частном пользовании автомобиль и т.д.);

- получении статистической информации о работе с кадрами и т.д.

Для управления деятельностью внешнеторговых подразделений важное значение имеют следующие направления использования информационных технологий: оценка и прогноз конъюнктуры на внешних рынках; расчет мировых цен на продукцию предприятия; оптимизация продаж продукции предприятия на внешнем рынке; технико-экономическое обоснование создания совместных предприятий; получение оперативной информации, характеризующей деятельность предприятия на внешних рынках; ведение заключенных договоров; автоматизированный учет иностранных организаций и физических лиц и др.