logo
голенда часть 3

9.2. Критерии выбора кис

При огромном разнообразии предлагаемых на рынке прог­раммного обеспечения систем существует основная проблема выбора. Для оптимального выбора следует обладать реаль­ной информацией и осуществлять оценку продуктов по неко­торому набору критериев.

Основными критериями выбора зарубежных продуктов являются известность и функциональные возможности сис­тем. При выборе КИС такого масштаба заказчики (обычно это крупные предприятия) больше заинтересованы в эффек­тивности оптимизации бизнес-функций и, как правило, го­товы к большим затратам на лицензии и внедрение. Кроме того, сам факт внедрения системы от крупного западного разработчика может увеличить рыночную стоимость и при­влекательность предприятия для инвесторов.

При подборе интегрированной корпоративной системы следует руководствоваться следующими критериями:

• изменение данных в одной ее подсистеме должно авто­матически отражаться в связанных с ней подсистемах;

• система автоматизирует существующие бизнес-процес­сы и процедуры, а автоматизация планирующихся бизнес-процессов не должна приводить к коренной реорганизации предприятия;

• внедрение системы должно сокращать количество биз­нес-процедур и упрощать автоматизируемые бизнес-про­цессы;

• система должна предоставлять всем заинтересованным лицам всю необходимую информацию в соответствии с пра­вами доступа к данным;

• система должна быть легка в освоении, иметь друже­ственный и интуитивно понятный интерфейс, время обуче­ния сотрудников работе с ней должно быть сведено к мини­муму;

• в системе должен присутствовать инструментарий, поз­воляющий менять и создавать без помощи программистов отчетные формы;

• в системе должны присутствовать средства контроля действий пользователя, минимизации ошибок ввода данных;

• система должна предоставлять возможность отслежи­вать время, дату и автора внесенных изменений в данные;

• система должна реализовывать запрет пользователям удалять данные (разрешается помечать на удаление с возможностью последующего восстановления), удалять данные из системы должен администратор;

• в системе должны быть надежные средства защиты данных и разделения прав доступа;

• система должна развиваться в соответствии с развити­ем автоматизируемых ею бизнес-процессов, с изменением за­конодательства и т.д.;

• система должна соответствовать ИТ-стратегии пред­приятия;

• внедрение системы должно быть экономически эффек­тивно;

• система должна учитывать сочетание интересов и тре­бований различных подразделений, в том числе и не охваты­ваемых ею;

• система должна быть хорошо документирована и вклю­чать встроенную систему контекстной помощи;

• разработчик программного решения должен иметь хо­рошую репутацию, достаточно длительное время присут­ствовать на рынке и иметь удачные внедрения;

• оптимальность соотношения цена/качество системы. Процесс выбора системы включает этапы:

1. Изучение ключевых (для выбора системы) особенно­стей работы предприятия, что позволяет выявить, проанали­зировать и формализовать требования к КИС. Эти требова­ния с указанием приоритетов отражаются в документе «Тре­бования к информационной системе».

2. Анализ различных КИС на соответствие этим требова­ниям и формирование документа «Альтернативы решений по автоматизации», содержащего сравнительный анализ функционально-стоимостных характеристик систем и пос­тавщиков.

3. Оценка затрат на внедрение и дальнейшую эксплуата­цию конкретной КИС с отражением результатов в документе «Оценка совокупной стоимости владения».

4. Оценка времени окупаемости КИС на предприятии и формирование документа «Оценка окупаемости и план воз­врата инвестиций » (включающий расчет ROI).

5. Анализ и оценка общих производственных эффектов и неэкономических выигрышей от внедрения и использования новой системы, разработка документа «Оценка повыше­ния эффективности и увеличения конкурентных преиму­ществ» на базе методологии BSC (Balanced ScoreCard — сис­тема сбалансированных показателей).

6. Оценка проектных, технологических, бизнес- и других рисков при внедрении и эксплуатации системы, разработка документа «Карта рисков».

В настоящее время можно отметить несколько тенденций в развитии КИС:

• разработка различных вертикальных решений, пред­назначенных для сквозной автоматизации предприятий ка­кой-либо отрасли;

• создание гибких программных продуктов, оперативно внедряемых и максимально легко настраиваемых под пот­ребности предприятия, на котором они внедряются;

• разработка КИС, которые удобны и понятны сотрудни­кам и поэтому легко внедряются в реальную промышленную эксплуатацию.

Современная КИС разрабатывается на базе принципа по­слойного построения. В отдельные слои выделяются: специа­лизированное программное обеспечение (офисное, приклад­ное), система управления документами, программы поточ­ного ввода документов, вспомогательное программное обес­печение для связи с внешней средой и обеспечения доступа к функционалу системы через коммуникационные средства (e-mail, сеть Интернет/Интранет). Преимуществами такого подхода является возможность внесения изменений в от­дельные программные компоненты, расположенные в одном слое, без необходимости коренных переделок на других сло­ях, обеспечения формальной спецификации интерфейсов между слоями, поддерживающих независимое развитие ин­формационных технологий и реализующих их программных средств. Применение открытых стандартов позволяет безбо­лезненно осуществлять переход с программных модулей од­ного производителя на программы другого, повышать на­дежность и устойчивость к сбоям системы в целом.

ЛИТЕРАТУРА

Анищенко, В.В. Процедуры разработки, оценки и исполь­зования профилей защиты в соответствии с требованиями стандарта ИСО/МЭК 15408 / В.В. Анищенко, М.А. Талалуе-ва, В.К. Фисенко // Информационная безопасность [Элект­ронный ресурс]. — Режим доступа: www.itsec.ru/doc/ani-shenko_f isenko. doc.

Артемьев, В. Что такое BUSINESS INTELLIGENCE? / В. Артемьев // Открытые системы [Электронный ресурс]. — 2003. — № 4. — Режим доступа: http://www.osp.ru/

Гиббс, Деннис Р. Управление проектами с помощью IBM Rational Unified Process. Практические уроки: пер. с англ. / Деннис Р. Гиббс. — М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2007. — 304 с.

Гореткина, Е. Oracle: фокус на интеграции и взаимодей­ствии / Е. Гореткина // PC Week/RE № 44 (698) 24 — 30 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pcweek. ru/themes/detail.php?ID=121061&THEME_ID=13884.

Гришин, В.Н. Информационные технологии в профессио­нальной деятельности /В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова. — М.: Форум-Инфра-М, 2005. - 256 с.

Домарев, В.В. Безопасность информационных технологий (методология создания систем защиты). — Киев: ДС, 2001. — 688 с.

Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Элек­тронный ресурс]. — Режим доступа: http://window.edu.ru/

Еременко, А. Разработка бизнес-приложений в Microsoft business solutions — Axapta версия 3.0. / А. Еременко, P. Шашкой. — M.: Лльпина бизнес букс, 2005. — 127 с.

ИёнатъФШа, /•■'. (МШ-системы в информационной инфра­структур» компании / К. Игнатьева // Telegrid [Электронный