2. Протокол передачи данных bitbus
Историческая справка
1983 г. — первая публикация с описанием протокола BITBUS фирмы INTEL.
1985 г. — на рынок поступили первые микроконтроллеры семейства RUPI-44 (i8044, i8344, i8744) со встроенной поддержкой интерфейса BITBUS, имеющие систему команд популярной серии MCS-51. Одновременно появились первые модули ввода-вывода (RCB-44) для распределенных систем управления и адаптеры для микроЭВМ.
1986 г. — начало широкого применения протокола BITBUS в системах автоматизации в Европе.
1989 г. — учрежден специальный комитет в рамках IEEE для подготовки стандарта на основе BITBUS.
1991 г. — опубликован стандарт по сетям уровня «fieldbus», получивший номер IЕЕЕ 1118, который базируется на существующем стандарте BITBUS фирмы INTEL.
1992 г. — была основана международная организация BITBUS European Users Group (BEUG) с постоянно действующим секретариатом в городе Баден-Баден (Германия).
Структура, основные свойства и технические характеристики сети BITBUS
BITBUS представляет собой интерфейс, специально разработанный и оптимизированный для связи программируемых контроллеров, интеллектуальных устройств связи с объектом (УСО), управляющих ЭВМ и т.п. и интеграции этих устройств в локальную управляющую сеть распределенных АСУ ТП.
Типовая структура технических средств промышленной локальной сети BITBUS следующая:
промышленный компьютер, ведущий узел сети BITBUS;
адаптер сети BITBUS для компьютера;
ретранслятор сети BITBUS (для больших расстояний);
интеллектуальное УСО с интерфейсом BITBUS;
программируемый контроллер моноблочный, с интерфейсом BITBUS;
программируемый контроллер магистрально-модульный, с интерфейсом BITBUS;
шлюз;
программируемый контроллер магистрально-модульный, с произвольным интерфейсом;
интеллектуальные датчики.
Центральным элементом сети BITBUS является ведущее устройство, функции которого, как правило, возлагаются на промышленный компьютер. Этот компьютер обычно выполняет несколько функций:
инструментальное средство для программирования контроллеров;
графическая операторская станция;
элемент локальной сети (LAN) верхнего уровня АСУ ТП.
На практике в качестве этого элемента системы часто применяют IBM-совместимые персональные компьютеры. Интерфейс с локальной сетью BITBUS осуществляет адаптер сети, установленный в слот компьютера. Как правило, применяются адаптеры, обеспечивающие гальваническую изоляцию компьютера от сети BITBUS.
Протокол BITBUS определяет два режима передачи данных по шине:
1. Синхронный режим.
Этот режим используется при необходимости работы на большой скорости, но на ограниченных расстояниях. В этом случае топология сети может включать до 28 узлов, а длина шины ограничиваться 30 м. Скорость может быть от 500 до 2400 кбод. Синхронный режим передачи предполагает использование двух дифференциальных сигнальных пар: одной для данных, другой для синхронизации.
Рис. 2.1
2. Режим с самосинхронизацией.
Использование этого режима позволяет значительно удлинить шину. Стандартом определены три скорости передачи: 1500 Мбод, 375 кбод (до 300 м) и 62,5 кбод (до 1200 м). Используя шинные репитеры, можно объединять последовательно несколько шинных сегментов (до 28 узлов на сегмент). Тогда общее число узлов можно довести до 250, длину общей шины – до нескольких километров. При этом режиме передачи используются две дифференциальные пары: одна для данных и одна для управления репитером.
Рис. 2.2
В протоколе BITBUS биты кодируются на основе NRZI-способа.
Таблица 2.1
Основные технические данные сети BITBUS
Топология | линейная |
Длина сети | от 300 м до 13,2 км |
Физическая среда передачи данных | витая пара |
Альтернативная среда | оптоволокно |
Основной тип разъема | D-SUB 9 |
Скорость передачи | 1,5 Мбит, 375 Кбит/с или 62,5 кбит/с |
Характерное время ответа | 1 мс |
Передача данных | MASTER/SLAVE |
Канальный уровень протокола | SDLC |
Максимальное количество узлов | 250 |
Тип физического интерфейса | RS-485 |
Области применения
Общее количество установленного промышленного оборудования с использованием протокола BITBUS — более 2,5 миллионов единиц, BITBUS применяется в системах с различной информационной мощностью: от единиц до сотен узлов в сети.
- Автоматизированные информационно-управляющие системы Учебное пособие
- Оглавление
- Часть I. Автоматизированные информационно-управляющие системы Основные понятия
- Глава 1. Информационно-управляющие системы реального времени §1.1. Особенности информационно-управляющих систем реального времени
- 1.1.1. Определение и основные характеристики информационно-управляющих систем реального времени
- 1.1.2. Операционные системы реального времени
- 1.1.3. Обзор систем реального времени
- §1.2. Построение информационно-управляющих систем реального времени на базе операционной системы qnx
- §1.3. Scada – системы
- §1.4. Scada – система trace mode
- 1.4.1. Обзор системы trace mode
- 1.4.2. Функциональная структура пакета
- 1.4.3. Обзор внедрения системы trace mode
- §1.5. Программно-технический комплекс DeltaV
- 1.5.1. Обзор системы DeltaV
- 1.5.2. Концепции системы DeltaV
- 1.5.3. Программные приложения DeltaV
- §1.6. Программно-технический комплекс Квинт
- 1.6.1. Описание
- 1.6.2. Структура программно-технического комплекса Квинт
- 1.6.3. Архитектура
- 1.6.4. Контроллеры
- 1.6.5. Рабочие станции
- 1.6.6. Сети
- 1.6.7. Система автоматизированного проектирования асу тп
- 1.6.8. Примеры внедрения
- §1.7. Системы автоматизации фирмы Siemens8
- 1.7.1. Состав программно-технического комплекса Totally Integrated Automation
- 1.7.2. Примеры автоматизации технологических процессов9
- §1.8. Системы автоматизации фирмы авв10
- 1.8.1. Основные направления деятельности
- 1.8.2. Системы управления, предлагаемые авв Автоматизация в России
- Глава 2. Обеспечивающие подсистемы информационно-управляющих систем и их характеристики §2.1. Программное обеспечение управления процессами
- 2.1.1. Реализация языков программирования стандарта мэк 6-1131/3 в системе trace mode
- 2.1.2. Описание языков программирования
- 2.1.3. Реализация регуляторов и объектов управления в scada-системе TraceMode
- §2.2. Программное обеспечение секвенциально-логического управления
- 2.2.1. Программируемые логические контроллеры
- 2.2.2. Языки программирования логических контроллеров
- 2.2.3. Пример реализации секвенциально-логических алгоритмов в trace mode
- §2.3. Средства идентификации и оптимизации
- 2.3.1. Идентификация характеристик технологических объектов
- 2.3.2. Идентификация характеристик технологических объектов с использованием стандартных методов Excel
- 2.3.3. Решение задачи оптимизация технологических объектов
- §2.4. Средства интеллектуального анализа данных
- 2.4.1. Общие представления о Data Mining13
- 2.4.2. Задачи Data Mining
- 2.4.3. Классы систем Data Mining
- 2.4.4. Основные этапы Data Mining
- Глава 3. Проектирование информационно-управляющих систем §3.1. Основные проблемы, системный подход и последовательность разработки
- §3.2. Адаптация информационно-управляющих систем к области применения
- §3.3. Информационные технологии проектирования иус
- §3.4. Концепции информационного моделирования
- Часть II. Примеры автоматизированных информационно-управляющих систем в управлении энергетической эффективностью технологических процессов
- 1. Оперативное управление технологическими процессами с прогнозом показателей энергетической эффективности16
- 2. Оперативное управление потоками энергетических ресурсов в производственных сетях с учетом динамики их аккумулирования19
- 3. Автоматизированная система диспетчерского управления теплоснабжением зданий на основе полевых технологий20
- 4. Паспортизация промышленных потребителей топливно-энергетических ресурсов с использованием средств автоматизации21
- 5. Оперативное управление экономичностью водяных тепловых сетей на основе макромоделирования22
- Подсистема автоматизированного анализа режимов теплоснабжения
- Методика анализа режимов тепловых сетей на основе макромоделирования
- Программное обеспечение анализа режимов тепловых сетей на основе макромоделирования
- 6. Оперативное регулирование экономичности горения в энергетических котлах24
- 7. Автоматизированный мониторинг тепловой экономичности оборудования электрических станций 27
- Резервы тепловой экономичности котлов
- Показатели энергетических ресурсов турбоагрегатов
- Резервы тепловой экономичности турбоагрегатов
- Оптимальное использование пара
- 8. Оптимизация нагрузки параллельно работающих турбоагрегатов по данным эксплуатации при неполных исходных данных28
- Постановка задачи оптимизации
- Решение задачи оптимизации
- Программа «тг-пар»
- Пример работы программы
- 9. Автоматизированная информационная система мониторинга остаточного ресурса энергетического оборудования30
- Методика оценки обобщенного остаточного ресурса энергетического оборудования
- Алгоритм оперативной оценки обобщенного остаточного ресурса энергооборудования с учетом состояния металла
- Программное обеспечение аис «Ресурс»
- 10. Автоматизированное управление процессами в охладительных установках электрических станций35
- Факторы, влияющие на охлаждение
- Устройство и основные характеристики градирен
- Оптимизация работы башенных градирен
- 11. Автоматизированная компрессорная установка41
- Математическое описание объекта управления
- Анализ вариантов установки пароструйного компрессора для подачи пара в деаэраторы энергокорпуса
- Автоматизированная система управления пароструйным компрессором
- 12. Лингвистический подход к оптимизации управления вельц-процессом45
- Алгоритм выделения области Парето-оптимальных режимов в информационной базе данных
- Нечеткие зависимости (лингвистические правила) в управлении процессом вельцевания
- 13. Энергетический менеджмент производства огнеупоров48
- Приложение. Обзор промышленных сетей
- 1. Протокол передачи данных modbus50
- 2. Протокол передачи данных bitbus
- 3. Протокол передачи данных anbus
- 4. Протокол передачи данных hart
- 5. Протокол передачи данных profibus52
- 5.1. Независимые от поставщика взаимодействия между промышленными объектами (Fieldbus Communication).
- 5.2. Семейство profibus
- 5.3. Основные характеристики profibus-fms и profibus-dp
- 5.3.1. Архитектура протокола profibus
- 5.3.2. Физический Уровень (1) протокола profibus
- 5.4.1. Прикладной Уровень (7)
- 5.4.2. Коммуникационная модель
- 5.4.3. Объекты коммуникации
- 5.4.4. Сервисные функции fms
- 6. Полевая шина foundation Fieldbus53