4. Информационная технология экспертных систем
Большой прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области создания экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системыдают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.
Под искусственным интеллектомобычно понимают способности компьютерных систем моделировать действия, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением. Работы в области искусственного интеллекта не ограничиваются экспертными системами. Они также включают в себя создание роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение, обоняние, способность к обучению.
Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта(обычно специалиста)егознанияи, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Являясь одним из основных приложений искусственного интеллекта, экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующиеопыт экспертовв интересуемой области знаний в форму эвристических правил {эвристик). Эвристики не гарантируют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рамках технологии поддержки принятия решений. Однако часто они дают в достаточной степени приемлемые решения (рекомендации) для их практического использования. Это делает возможным использовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем.
Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений.
Однако имеются три существенных различия:
первое связано с тем, что решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений соответствует интеллекту пользователя. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности,
второе отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение;
третье отличие связано с использованием нового компонента информационной технологии — экспертных знаний.
Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной системе, являются:
интерфейс пользователя;
база знаний;
интерпретатор;
модуль создания системы.
Интерфейс пользователя. Менеджер (специалист) использует интерфейс для ввода информации и команд в экспертную систему и получения выходной информации из, нее. Команды включают в себя параметры, направляющие процесс обработки знаний. Информация обычно выдается в форме значений, присваиваемых определенным переменным.
Менеджер может использовать четыре метода ввода информации:
меню;
команды;
естественный язык;
собственный интерфейс.
Технология экспертных систем предусматривает возможность получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения. Различают два вида объяснений:
объяснения, выдаваемые по запросам. Пользователь в любой момент может потребовать от экспертной системы объяснения своих действий;
объяснения полученного решения проблемы. После получения решения пользователь может потребовать объяснений того, каконо было получено. Система должна пояснить каждый шаг своих рассуждений, ведущих к решению задачи. Хотя технология работы с экспертной системой не является простой, пользовательский интерфейс этих систем является дружественным и обычно не вызывает трудностей при ведении диалога.
База экспертных знанийсодержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний принадлежит правилам. Правило определяет, что следует делать в данной конкретной ситуации, и состоит из двух частей:
условия, которое может выполняться или не выполняться;
действия, которое следует произвести, если условие выполняется.
Вторая даже для сравнительно простой системы может содержать несколько тысяч правил. Все виды экспертных знаний, в зависимости от специфики предметной области и квалификации проектировщика (инженера по знаниям), могут быть представлены с помощью одной либо нескольких семантических моделей. К наиболее распространенным моделям относятся:
логические;
продукционные;
фреймовые;
семантические сети.
Интерпретатор— это часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку знаний (мышление), находящихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил (правило за правилом). Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, выполняется определенное действие, и пользователю предоставляется вариант решения его проблемы.
Кроме того, во многих экспертных системах вводятся дополнительные блоки:
блок расчета;
блок ввода и корректировки данных.
Блок расчета необходим в ситуациях, связанных с принятием управленческих решений. При этом важную роль играет база данных, где содержатся плановые, физические, расчетные, отчетные и другие постоянные или оперативные показатели. Блок ввода и корректировки данных используется для оперативного и своевременного отражения текущих изменений в базе данных.
Модуль создания системы служит для создания набора (иерархии) правил. Существуют два подхода, которые могут быть положены в основу модуля создания системы:
использование алгоритмических языков программирования;
использование оболочек экспертных систем.
Оболочка экспертных системпредставляет собой готовую программную среду которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний. В большинстве случаев использование оболочек позволяет создавать экспертные системы быстрее и легче в сравнении с программированием.
- 1. Понятие об информационных технологиях и их классификация
- 2. Итология - наука об информационных технологиях
- Iso (International Organization for Standardization — Международная ор ганизация по стандартизации);
- Х/Ореп ( Организована группой поставщиков компьютерной техники);
- 3. Информационная технология поддержки принятия решений
- 4. Информационная технология экспертных систем
- 5. Информационная система управления
- 6. Ит автоматизации офиса
- 7. Аудио- и видеоконференции в автоматизации офиса
- 8. Технологии баз данных
- 9. Корпоративные информационные системы
- 10. Классификация локальных вычислительных сетей
- 15. Топология локальных вычислительных сетей
- 12. Локальные сети Ethernet
- 13. Защита информации в сетях
- 14. Глобальные телекоммуникационные сети
- 15. Модель osi
- 16. Подключение к Internet
- 17. Протоколы tcp/ip
- Internet Protocol (ip).
- 18. Система имен (адресов) в Internet
- 19. World Wide Web
- 21. Электронная почта
- Система электронной почты состоит из трех компонентов:
- 22. Роль электронной почты
- 23. Мультимедиа
- 24. Ip-телефония
- 24. Достоинства и недостатки ip-телефонии
- 25. Межсетевой протокол ip
- Протокол ip имеет следующие характерные черты:
- Оглавление