4.3.4. Развитие интеллектуального и информационного рынков
Как ни важно развитие технической базы информатизации, все же основные ее проблемы лежат в области социальных преобразований. И основополагающим среди них является развитие интеллектуального рынка. Это главный фактор информатизации, без которого все другие меры информационной перестройки в лучшем случае дадут лишь ограниченный эффект.
Первая особенность современного технологического переворота состоит в возникновении принципиально открытых технологических систем, открытых по отношению к сфере знаний. Таковыми являются информационно-вычислительные технологии. Созидательная мощь современных ИТ, их полезность напрямую зависят от уровня их открытости по отношению к национальному и мировому информационному (интеллектуальному) потенциалу. При подключении к мировым технологиям небольших среднеразвитых и даже отсталых стран (разумеется, если это подключение глубоко взвешенное и проработанное, с предварительно подготовленной местной социальной средой) достигается поразительный эффект. Примером могут служить <неожиданные> прорывы, которые совершили в области электроники Малайзия, Южная Корея, Тайвань.
Вторая особенность современного переворота, тесно связанная с первой, - это превращение информации в обыкновенный товар, причем товар, становящийся самым массовым объектом купли-продажи. Информационный рынок по масштабам (обороту) и темпам роста в большинстве развитых стран далеко опередил рынок материальных продуктов и услуг. На первое место по своему экономическому значению выдвинулся рынок знаков, отодвинувший на задний план рынок вещей. В данном случае рынок знаков трактуется широко: это рынок закодированных в той или иной форме знаний, их материальных носителей и средств переработки и применения.
К рынку знаков относятся:
1) традиционная бумажная информация: книги, журналы, патенты, лицензии, ноу-хау, проектная документация, рецепты;
2) опытные образцы, имеющие информационное значение и лишь в потенции экономическое значение: опытные партии товаров, оборудования, препаратов, технологических комплексов;
3) современная машинная информатика: алгоритмы, модели, программы - так называемая мягкая часть программно-технических комплексов: видеофильмы, компьютерные игры, магнитные звукофиксаторы и т.д.;
4) техника создания всей <знаковой продукции> и ее использования: компьютерная техника, интегральные схемы, традиционные и современные средства связи, вся прочая техника конторского и вообще интеллектуального труда, техника видео- и звукозаписи;
5) другие средства производства и использования знаковой продукции: бумага, магнитные ленты и диски, т.е. все, что можно отнести к основным материалам;
6) вспомогательные материалы и оборудование, например мебель для ВЦ, оргтехника и др.;
7) реклама и рынок зрелищ, оборот которого связан с внутренним и международным туризмом (ведь туризм в основном связан с информационными целями).
Но это далеко не все. Есть еще одна сторона, часть информационной индустрии, которая очень быстро развивается и стала очень внушительной по суммарному обороту. Это часть внутреннего информационного рынка, относящаяся к бытовой сфере, без которого нормальная по современным меркам жизнь становится невозможной.
Речь идет о широком классе платной информации, в частности коммерческих услуг: электронная почта, электронные газеты и журналы, дискуссии, симпозиумы, референдумы, услуги городских справочных бюро, включая сообщения о коммунальном сервисе, электронный телефонный справочник, сведения о вакантных рабочих местах, расписание движения транспорта, данные бюро по обмену и продаже квартир, заказы билетов на транспорт, распределение мест в гостиницах, кинотеатрах, проведение телеигр, предоставление учебно-воспитательной информации, дневник новостей, полезные советы (рецепты, моды, реклама, рекомендации врача), прогноз погоды и т.д. и т.п. Мы вступаем в период <информационного половодья>, которое нужно регулировать рыночным путем.
Известно, что товар как вещь, годная для потребления и обмена, явился исходным пунктом генезиса (происхождения, возникновения) капитала, а рынок выступил основой формирования индустриального общества. Точно так же интеллектуальный (информационный) товар выступает фактором формирования информационного общества с его информационным (интеллектуальным) рынком.
- Глава 4 информационные ресурсы и информатизация общества 64
- Раздел II прикладная информатика 82
- Глава 5. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации 82
- Глава 6. Технические средства реализации информационных процессов 105
- Глава 11 глобальная информационная сеть internet 222
- Глава 12 искусственный интеллект 270
- Глава 13 экспертные системы 297
- Острейковский в.А. Информатика
- Введение
- Раздел I теоретическая информатика глава 1 основные понятия и определения информатики
- 1.1. Терминология информатики
- 1.2. Объект информатики
- 1.3. Предметная область информатики как науки
- 1.4. Краткая история развития информатики
- Контрольные вопросы
- Глава 2 информатика как наука
- 2.1. Категории информатики
- 2.2. Аксиоматика информатики
- 2.3. Виды и свойства информации
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Математические основы информатики
- 3.1. Методы и модели оценки количества информации
- 3.2. Основные понятия теории алгоритмов
- 3.3. Системы счисления
- 3.3.1. Позиционные системы счисления
- 3.3.2. Двоичная система счисления
- 3.3.3. Другие позиционные системы счисления
- 3.3.4. Смешанные системы счисления
- 3.3.5. Перевод чисел из одной системы счисления в другую
- 3.4. Формы представления и преобразования информации
- 3.4.1. Числовая система эвм. Представление целых чисел без знака и со знаком
- 3.4.2. Индикаторы переноса и переполнения
- 3.4.3. Представление символьной информации в эвм
- 3.4.4. Форматы данных
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Глава 4 информационные ресурсы и информатизация общества
- 4.1. Особенности информационного ресурса
- 4.2. Формы и виды информационных ресурсов
- 4.3. Информатизация общества
- 4.3.1. Сущность и цели информатизации
- 4.3.2. Создание информационных структур
- 4.3.3. Формирование индустрии информатики
- 4.3.4. Развитие интеллектуального и информационного рынков
- 4.4. Перспективы перехода к информационному обществу
- Контрольные вопросы
- Раздел II прикладная информатика глава 5. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации
- 5.1. Восприятие информации
- 5.2. Сбор информации
- 5.3. Передача информации
- 5.4. Обработка информации
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Технические средства реализации информационных процессов
- 6.1. Определение и принципы организации информационных процессов в вычислительных устройствах
- 6.2. Функционирование эвм с шинной организацией
- 6.3. Функционирование эвм с канальной организацией
- 6.4. Информационная модель эвм
- 6.5. Основные команды эвм
- 6.6. Персональные эвм
- 6.6.1. Общие сведения о пэвм и их классификация
- 6.6.2. Структурная схема пэвм
- 6.6.3. Внешние устройства пэвм
- 6.6.4. Внешние запоминающие устройства пэвм
- 6.6.5. Печатающие устройства пэвм
- 6.6.6. Перспективы развития пэвм
- 6.7. Вычислительные системы
- 6.8. Поколения вычислительных средств
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Глава 7 алгоритмизация и программирование
- 7.1. Определение алгоритма
- 7.2. Методы разработки алгоритма
- 7.2.1. Метод частных целей
- 7.2.2. Метод подъема
- 7.3. Программирование с отходом назад
- 7.4. Алгоритмы ветвей и границ
- 7.5. Жизненный цикл программного обеспечения
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Раздел III элементы информационных технологий глава 8 базы и банки данных
- 8.1. Автоматизированные банки данных
- 8.2. Модели данных
- 8.3. Схема функционирования субд
- 8.4. Организация поиска данных
- 8.5. Администратор базы данных
- Контрольные вопросы
- Глава 9 пакеты прикладных программ
- 9.1. Классификация ппп
- 9.2. Проблемно-ориентированные ппп
- 9.4. Интегрированные ппп
- 9.4. Пакеты прикладных программ для решения научно-технических задач
- 9.5. Библиотеки стандартных программ
- Контрольные вопросы
- Глава 10 вычислительные сети
- 10.1. Принципы построения и классификация вычислительных сетей
- 10.2. Способы коммутации и передачи данных
- 10.3. Программное обеспечение вычислительных сетей
- 10.4. Локальные вычислительные сети
- 10.4.1. Классификация лвс
- 10.4.2. Организация обмена информацией в лвс
- 10.4.3. Методы доступа в лвс
- 10.4.4. Модели взаимодействия в лвс
- 10.5. Обеспечение безопасности информации в вычислительных сетях
- Контрольные вопросы
- Глава 11 глобальная информационная сеть internet
- 11.1. Краткая характеристика основных информационных ресурсов internet
- 11.2. Принципы функционирования internet
- 11.2.1. Иерархия протоколов internet
- 11.2.3. Спецификация универсального адреса информационного ресурса в internet
- 11.3. Технология world wide web (www)
- 11.3.1. Общая характеристика www
- 11.3.2. Программы-клиенты www
- 11.3.3. Стратегия поиска информации в сети
- 11.3.4. Язык гипертекстовой разметки web-документов html
- 11.3.5. Поисковые машины www
- 11.4. Электронная почта в internet
- 11.5. Технологии доступа к ресурсам internet, отличные от www
- 11.5.1. Удаленный доступ к ресурсам сети telnet
- 11.5.2. Обмен файлами по протоколу ftp. Служба архивов ftp
- Контрольные вопросы
- Глава 12 искусственный интеллект
- 12.1. Направление исследований в области искусственного интеллекта
- 12.2. Машинный интеллект и робототехника
- 12.3. Интеллектуальные роботы
- 12.4. Моделирование биологических систем
- 12.5. Эвристическое программирование и моделирование
- 12.6. Система знаний
- 12.7. Модели представления знаний
- 12.7.1. Логическая модель представления знаний
- 12.7.2. Сетевая модель представления знаний
- 12.7.3. Фреймовая модель представления знаний
- 12.7.4. Продукционная модель представления знаний
- Контрольные вопросы
- Глава 13 экспертные системы
- 13.1. Общая характеристика эс
- 13.2. Структура и режимы использования эс
- 13.3. Классификация инструментальных средств эс
- 13.4. Организация знаний в эс
- 13.5. Отличие эс от традиционных программ
- 13.6. Виды эс
- 13.7. Типы задач, решаемых эс
- Контрольные вопросы
- Приложение 3 глоссарий экспертных систем