4.3.1. Сущность и цели информатизации
В истории человечества было несколько промышленных и информационных переворотов. Первый промышленный переворот основывался на паровом двигателе, затем на электромоторе и двигателе внутреннего сгорании, т.е. на энергопреобразующих машинах. С ним связаны индустриализация общества, переход к индустриальной цивилизации. Второй промышленный переворот связан с овладением человечеством атомной энергией и проникновением в космос - современная научно-техническая революция ( НТР).
Перевороты в информационной сфере были уже трижды. При первом перевороте - появлении письменности - возник специальный механизм фиксирования и распространения информации во времени и пространстве. Появились документированная информация и информационно-накопительные центры в виде библиотек, архивов.
Второй информационный переворот в истории связан с книгопечатанием. Эта революция состояла в тиражировании документированной информации с помощью специальной машины - печатного станка. Если появление письменности коррелирует с ростом науки, просвещения и искусства, то типографский станок породил книжно-журнальную и газетную индустрию - основу дальнейшего культурного прогресса человечества, а также индустрию документооборота. Прорыв состоял в производстве <бумажной> информации, возникновении механизма ее размножения и хранения. Но переработка и использование информации по-прежнему зависели от физиологических возможностей человека с его способностью за секунду воспринимать 8-9 единиц информации и в лучшем случае произвести 15 логических операций.
Скачкообразное увеличение скорости распространения информации, вызванное появлением электрического телеграфа, телефона, радио, телевидения, а также ростом на 2-3 порядка транспортных скоростей в связи с появлением автотранспорта и авиации, конечно, привело к огромной интенсификации информационных потоков и коммуникативных процессов (третий информационный переворот). Но это существенно не отразилось на скорости выработки сигналов обратной связи, которые по-прежнему зависели от способностей <невооруженной> головы человека.
Таким образом, человечество столкнулось с новым, невиданным ранее в истории, противоречием между машинной вооруженностью рук (в середине XX в. 99% всей физической работы выполнялось машинами) и <ремесленной вооруженностью> головы (интеллекта).
Информационно-управляющие возможности людей, ограниченные физическими рамками, перестали соответствовать вещественноэнергетическим возможностям производства, ставшими, по существу, безграничными в силу использования машинной техники.
Постепенно разрастаясь, это противоречие вело к информационно-организационному кризису. Это противоречие и разрешается путем создания информационных, компьютеризированных технологий в области переработки и использования знаний.
С первым промышленным переворотом связано появление промышленных технологий, со вторым - появление информационных технологий, насыщение которыми народного хозяйства и означает информатизацию общества. Переворот в информационной сфере, ее индустриализация на базе ЭВМ составляет главное содержание современной НТР, в то же время можно считать третьим в истории великим информационным переворотом после изобретения письменности и книгопечатания.
Альтернативы информатизации нет. Это объективный этап социального прогресса во всех областях, прежде всего в экономике, управлении, науке и технологии. Важно понимать крайности в понятии <информатизация>. С одной стороны, нельзя отождествлять информатизацию с компьютеризацией, так как в этом случае все дело сведется к созданию технической базы, насаждению ЭВМ в неподготовленную для них социальную среду, нагромождению бесполезных с хозяйственной точки зрения пирамид из электроники. С другой стороны, нельзя к информатизации сводить все социально-экономические преобразования - слишком широкое ее понимание, нивелирующее значение других шагов и направлений социальной перестройки.
Информатизацию общества следует понимать как создание и развитие информационной среды: комплекса условий и факторов, обеспечивающих наилучшие условия функционирования ИР с учетом автоматизированных способов их переработки и использования в целях социального прогресса. Можно сказать и иначе: информатизация сводится к формированию ИТ и созданию условий для эффективного их использования в различных общественных системах.
Таким образом, информатизация предполагает более широкий подход к компьютеризации, включающий преобразование всего комплекса средств и условий развертывания информационных процессов: создание соответствующей технической базы, модернизацию организационно-экономических, юридических <человеческих факторов>. Иными словами, это целостный процесс формирования новой автоматизированной сферы как необходимого условия эффективного задействования ЭВМ, их сетей, интегрированных АСУ, робототехнических комплексов, банков данных и т.д. Речь идет о программируемом изменении информационной основы функционирования различных общественных систем и подсистем, замене и допустимых пределах бумажной информации человеко-машинными залоговыми системами, создании новых, несравненно более эффективных моделей деятельности людей.
- Глава 4 информационные ресурсы и информатизация общества 64
- Раздел II прикладная информатика 82
- Глава 5. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации 82
- Глава 6. Технические средства реализации информационных процессов 105
- Глава 11 глобальная информационная сеть internet 222
- Глава 12 искусственный интеллект 270
- Глава 13 экспертные системы 297
- Острейковский в.А. Информатика
- Введение
- Раздел I теоретическая информатика глава 1 основные понятия и определения информатики
- 1.1. Терминология информатики
- 1.2. Объект информатики
- 1.3. Предметная область информатики как науки
- 1.4. Краткая история развития информатики
- Контрольные вопросы
- Глава 2 информатика как наука
- 2.1. Категории информатики
- 2.2. Аксиоматика информатики
- 2.3. Виды и свойства информации
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Математические основы информатики
- 3.1. Методы и модели оценки количества информации
- 3.2. Основные понятия теории алгоритмов
- 3.3. Системы счисления
- 3.3.1. Позиционные системы счисления
- 3.3.2. Двоичная система счисления
- 3.3.3. Другие позиционные системы счисления
- 3.3.4. Смешанные системы счисления
- 3.3.5. Перевод чисел из одной системы счисления в другую
- 3.4. Формы представления и преобразования информации
- 3.4.1. Числовая система эвм. Представление целых чисел без знака и со знаком
- 3.4.2. Индикаторы переноса и переполнения
- 3.4.3. Представление символьной информации в эвм
- 3.4.4. Форматы данных
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Глава 4 информационные ресурсы и информатизация общества
- 4.1. Особенности информационного ресурса
- 4.2. Формы и виды информационных ресурсов
- 4.3. Информатизация общества
- 4.3.1. Сущность и цели информатизации
- 4.3.2. Создание информационных структур
- 4.3.3. Формирование индустрии информатики
- 4.3.4. Развитие интеллектуального и информационного рынков
- 4.4. Перспективы перехода к информационному обществу
- Контрольные вопросы
- Раздел II прикладная информатика глава 5. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации
- 5.1. Восприятие информации
- 5.2. Сбор информации
- 5.3. Передача информации
- 5.4. Обработка информации
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Технические средства реализации информационных процессов
- 6.1. Определение и принципы организации информационных процессов в вычислительных устройствах
- 6.2. Функционирование эвм с шинной организацией
- 6.3. Функционирование эвм с канальной организацией
- 6.4. Информационная модель эвм
- 6.5. Основные команды эвм
- 6.6. Персональные эвм
- 6.6.1. Общие сведения о пэвм и их классификация
- 6.6.2. Структурная схема пэвм
- 6.6.3. Внешние устройства пэвм
- 6.6.4. Внешние запоминающие устройства пэвм
- 6.6.5. Печатающие устройства пэвм
- 6.6.6. Перспективы развития пэвм
- 6.7. Вычислительные системы
- 6.8. Поколения вычислительных средств
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Глава 7 алгоритмизация и программирование
- 7.1. Определение алгоритма
- 7.2. Методы разработки алгоритма
- 7.2.1. Метод частных целей
- 7.2.2. Метод подъема
- 7.3. Программирование с отходом назад
- 7.4. Алгоритмы ветвей и границ
- 7.5. Жизненный цикл программного обеспечения
- Контрольные вопросы, упражнения и задачи
- Раздел III элементы информационных технологий глава 8 базы и банки данных
- 8.1. Автоматизированные банки данных
- 8.2. Модели данных
- 8.3. Схема функционирования субд
- 8.4. Организация поиска данных
- 8.5. Администратор базы данных
- Контрольные вопросы
- Глава 9 пакеты прикладных программ
- 9.1. Классификация ппп
- 9.2. Проблемно-ориентированные ппп
- 9.4. Интегрированные ппп
- 9.4. Пакеты прикладных программ для решения научно-технических задач
- 9.5. Библиотеки стандартных программ
- Контрольные вопросы
- Глава 10 вычислительные сети
- 10.1. Принципы построения и классификация вычислительных сетей
- 10.2. Способы коммутации и передачи данных
- 10.3. Программное обеспечение вычислительных сетей
- 10.4. Локальные вычислительные сети
- 10.4.1. Классификация лвс
- 10.4.2. Организация обмена информацией в лвс
- 10.4.3. Методы доступа в лвс
- 10.4.4. Модели взаимодействия в лвс
- 10.5. Обеспечение безопасности информации в вычислительных сетях
- Контрольные вопросы
- Глава 11 глобальная информационная сеть internet
- 11.1. Краткая характеристика основных информационных ресурсов internet
- 11.2. Принципы функционирования internet
- 11.2.1. Иерархия протоколов internet
- 11.2.3. Спецификация универсального адреса информационного ресурса в internet
- 11.3. Технология world wide web (www)
- 11.3.1. Общая характеристика www
- 11.3.2. Программы-клиенты www
- 11.3.3. Стратегия поиска информации в сети
- 11.3.4. Язык гипертекстовой разметки web-документов html
- 11.3.5. Поисковые машины www
- 11.4. Электронная почта в internet
- 11.5. Технологии доступа к ресурсам internet, отличные от www
- 11.5.1. Удаленный доступ к ресурсам сети telnet
- 11.5.2. Обмен файлами по протоколу ftp. Служба архивов ftp
- Контрольные вопросы
- Глава 12 искусственный интеллект
- 12.1. Направление исследований в области искусственного интеллекта
- 12.2. Машинный интеллект и робототехника
- 12.3. Интеллектуальные роботы
- 12.4. Моделирование биологических систем
- 12.5. Эвристическое программирование и моделирование
- 12.6. Система знаний
- 12.7. Модели представления знаний
- 12.7.1. Логическая модель представления знаний
- 12.7.2. Сетевая модель представления знаний
- 12.7.3. Фреймовая модель представления знаний
- 12.7.4. Продукционная модель представления знаний
- Контрольные вопросы
- Глава 13 экспертные системы
- 13.1. Общая характеристика эс
- 13.2. Структура и режимы использования эс
- 13.3. Классификация инструментальных средств эс
- 13.4. Организация знаний в эс
- 13.5. Отличие эс от традиционных программ
- 13.6. Виды эс
- 13.7. Типы задач, решаемых эс
- Контрольные вопросы
- Приложение 3 глоссарий экспертных систем