1. Роль информационных технологий в образовании
Развитие ИТ было предопределено самим развитием и усложнением антропогенной части мира. По своему первому определению ИТ - это программные и электронные средства для сбора, накопления, переработки, транспортировки и представления информации. В этом своем качестве они родились и развивались в ответ на взрывной информационный рост управляемых систем.
Однако когда Д. Форрестер, Дон. и Ден. Медоузы разрабатывали в конце б0-х годов свои глобальные системно-динамические модели и прогнозировали апокалипсис XXI века, ИТ все еще рассматривались как инструмент для вычислений, но не как часть мира [З]. Только энергетические и другие ресурсные технологии были удостоены такой чести, поскольку характеристики этих технологий закладывались в модели, а также в оптимистические и пессимистические сценарии глобального развития.
За период времени, сравнимый с длительностью кондратьевского цикла, ситуация изменилась, ИТ стали существенным компонентом социальной реальности и могут рассматриваться в качестве фактора, оказывающего влияние на глобальное развитие. Причем в отличие от энергетических, транспортных и химических технологий они не имеют жестких ресурсных и экологических ограничений, что вносит в процесс свою специфику. У ИТ гораздо выше, чем у других технологий, скорость обновления; новые поколения ИТ сменяют друг друга каждые 3-5 лет. Возможно, поэтому интеллектуальное освоение последствий такого быстрого развития не поспевает за ростом получаемой и перерабатываемой информации.
С развитием ИТ растут прозрачность мира, скорость и объемы передачи информации между элементами мировой системы, появляется еще один интегрирующий мировой фактор. Это означает, что роль местных традиций, способствующих самодостаточному инерционному развитию отдельных элементов, слабеет. Одновременно усиливается реакция элементов на сигналы с положительной обратной связью. Интеграцию можно было бы только приветствовать, если бы ее следствием не становилось размывание региональных и культурно-исторических особенностей развития.
Примером такой потери устойчивости являются события 1997-1998-х годов на финансовых рынках развивающихся стран, когда одна за другой рушились финансовые пирамиды частных и государственных ценных бумаг. Перед созданием пирамид обычно проводилась информационно-рекламная кампания, после которой доля "коротких" денег, направленных на финансовые рынки, росла, а доля "длинных" денег, направленных на развитие производства, падала. Избыток рекламной информации, легкость проведения финансовых операций с помощью ИТ, поведенческая ориентация на быстрое обогащение, "опытные" эксперты - все это создавало впечатление, что доходы от пирамид можно получать достаточно долго, несмотря на мировой экономический зп-стой. Результат известен. Вслед за крахом пирамид резко снизился жизненный уровень населения в пострадавших странах и кое-где последовали социальные катаклизмы. Пострадала часть вкладчиков пирамид, раздались призывы к изменению мирового финансового порядка. Первостепенная роль информации в финансовых катаклизмах такого рода подробно описана Дж. Соросом.
Приведенный пример показывает, как информация, которую трудно правильно оценить из-за недостаточного интеллектуального осмысления, может дестабилизировать мировое развитие. Появление дестабилизирующей информации - сигнал о разрыве между имеющейся информацией и возможностями ее правильной оценки, сигнал о необходимости нового интеллектуального прорыва в познании закономерностей развития. К сожалению, на пути такого прорыва всегда имеются биологические ограничения, связанные с ограниченностью самого интеллектуального ресурса, с ограниченностью скорости интеллектуального самопознания общества. Пока же сохраняется иллюзия, что можно устойчиво развиваться, обладая мощными ИТ, но не вполне усвоив закономерности развития.
- Введение
- 1. Роль информационных технологий в образовании
- 1.1 Информационное манипулирование
- 1.2 Монополии в развитии информационных технологий
- 2. Направления внедрения средств новых информационных технологий в образование
- 2.1 Задачи реализации образовательных программ инновационного типа в области информационных технологий
- 2.2 Теоретические основы создания и использования программных средств учебного назначения
- 2.3 Педагогическая целесообразность использования программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
- 2.2 Классификация автоматизированных систем делопроизводства и электронного документооборота
- Разработка единой автоматизированной информационной системы образовательного учреждения
- 5. Системы электронного документооборота
- Глава 3. Примеры использования систем электронного документооборота
- 2.3. Выбор корпоративной системы электронного документооборота
- Типологизация автоматизированных систем делопроизводства
- Разработка нормативов по созданию и обработке электронной документации при внедрении электронного документооборота