logo search
Информатика _ПатрушинаСМ

15. Поиск информации в интернет

Нахождение необходимой информации в Интернете осуществляется с использованием электронных каталогов и поисковых систем. В электронных каталогах содержатся имена сайтов и серверов, сгруппированных по отраслям- экономика, политика, культура и т.д.

Ведущими каталогами в российском Интернете являются www.ru – (основной каталог российских сайтов), lis.ru – (электронный каталог российских сайтов), star.ru (электронный каталог лучших сайтов).

Известны отечественные и международные поисковые системы. Пользователь, установив связь с подобной системой, формирует запрос, содержащий ключевые слова, и получает информацию о ссылках, присутствующих в базе данных.

Броузер Internet Explorer 5.0 обеспечивает единый метод доступа к локальным документам компьютера, ресурсам сети Интернет и к информации, доступной в Интернете. Этот броузер обеспечивает работу с WWW, предоставляет идентичные средства работы с локальными папками компьютера и файловыми архивами FTP.

Просматриваемая веб – страница отображается в рабочей области окна. По умолчанию воспроизводится все ее содержание. Управление просмотром осуществляется при помощи строки меню, панелей инструментов, активных элементов, имеющихся в открытом документе.

Поиск веб – ресурсов производится по ключевым словам. Пользователь описывает искомый ресурс с помощью ключевых слов, после чего дает задание на поиск. Поисковая система анализирует данные, хранящиеся в ее базе, и выдает список веб – страниц, соответствующих запросу. Вместе с гиперссылками выдаются краткие сведения о найденных ресурсах. Задача пользователя – выбрать нужный ресурс.

ДРУГИЕ ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ

Отечественные системы:- Апорт- aport.ru, - Рамблер –rambler.ru, - Яндекс – yandex.ru. Особенностью отечественных поисковых систем является то, что они ищут информацию с русскоязычными текстами по запросам на русском языке. В международных поисковых системах информация и запросы, как правило, выражаются на нескольких языках.

Междунарадные системы: Lucos и Googles. Они позволяют выражать запросы и искать информацию не только на английском, но и на русском языках, а так же и на других языках мира.

Для чтения гипертекстов на английском языке можно использовать системы автоматического перевода, имеющиеся в Интернет. Одной из лучших отечественных систем автоматического перевода с английского языка на русский является система ПРОМТ. Она позволяет переводить гипертексты не только с английского языка на русский, но и тексты с русского на немецкий, французский, испанский и итальянские языки.

Поиск информации в системах производится по запросам. Однако некоторые из поисковых систем дополнительно позволяют искать информацию по тематическим каталогам, как это делается в обычных библиотеках.

Запросы на поиск информации могут состоять из одного или нескольких слов на русском и английском языках. Примеры запросов:

- запрос: Интернет

- запрос: учебник информатики

- запрос: computer.scince

Для эффективного поиска в запросах нужно использовать наиболее часто используемые слова, которые приводятся в различных тематических словарях, справочниках, энциклопедиях и предметных каталогах.

СОСТАВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ЗАПРОСОВ

Для составления сложных запросов отечественные поисковые системы допускают использование логических связок «И», «ИЛИ» и «НЕ». В английском языке им соответствуют связки «AND», «OR», « NOT». Независимо от языка обозначением связки «И» является знак амперсанда, для связки «ИЛИ» – вертикальная черта, для связки «НЕ» - знак минус.

Использование связки «И» означает, что в гипертексте должны присутствовать все указанные термины (слова и словосочетания, заключенные в скобки). Использование связки «ИЛИ» означает, что в гипертексте должен присутствовать по крайней мере один из указанных терминов, а использование связки «НЕ» означает, что указанный термин должен отсутствовать в гипертексте. Для эффективного поиска в запросах нужно использовать наиболее часто используемые слова, которые приводятся в различных тематических словарях, справочниках, энциклопедиях и предметных каталогах.