logo search
volkov / C++ / Бьерн Страуструп-Справочное руководство по С++

R.12.4 Деструкторы

Деструктором называется функция-член класса cl с именем ~cl, она

используется для уничтожения значений типа cl непосредственно перед

уничтожением объекта, содержащего их. Деструктор не имеет формальных

параметров и для него нельзя задать тип возвращаемого значения

(даже void). Нельзя применять операцию взятия адреса для деструктора.

Можно вызывать деструктор для объектов со спецификацией const или

volatile, но сам деструктор нельзя описывать с этими спецификациями

($$R.9.3.1). Деструктор не может быть и статическим.

Деструкторы не наследуются. Если базовый класс или член имеют

деструктор, а сам производный класс - нет, то создается стандартный

деструктор, который вызывает деструкторы базовых классов и членов

производного класса. Такие созданные деструкторы имеют спецификацию

public.

Тело деструктора выполняется прежде деструкторов для объектов,

являющихся членами. Деструкторы для нестатических объектов, являющихся

членами, выполняются прежде, чем деструкторы для базовых классов.

Деструкторы для невиртуальных базовых классов выполняются прежде,

чем деструкторы для виртуальных базовых классов. Деструкторы для

невиртуальных базовых классов выполняются в порядке, обратном их

описанию в производном классе. Деструкторы виртуальных базовых

классов выполняются в порядке, обратном появлению их при обходе

снизу и слева-направо ацикличного направленного графа базовых

классов. Здесь "слева-направо" означает порядок появления имен

базовых классов, который был при описании их в производном классе.

Деструкторы для элементов массива вызываются в порядке,

обратном вызовам при их построении.

Деструктор может быть виртуальным.

В деструкторе можно вызывать функцию-член, см. $$R.12.7.

Объект класса с деструктором не может быть членом объединения.

Деструкторы вызываются неявно в следующих случаях:

(1) когда исчезают из области видимости объекты auto ($$R.3.5)

или временные объекты ($$R.12.2, $$R.8.4.3);

(2) при завершении программы ($$R.3.4) для построенных статических

объектов ($$R.3.5);

(3) благодаря обращению к операции delete ($$R.5.3.4) для объектов,

созданных с помощью операции new ($$R.5.3.3);

(4) при явном вызове.

Когда деструктор вызывается операцией delete, то он освобождает

память для самого большего из производных классов ($$R.12.6.2) того

объекта, который использовал операцию delete() ($$R.5.3.4),

например:

class X {

// ...

public:

X(int);

~X();

};

void g(X*);

void f() // общий случай

{

X* p = new X(111); // размещение и инициализация

g(p);

delete p; // освобождение и удаление

}

Явные вызовы деструкторов применяются редко. Примером этого может

служить вызов деструктора для объектов, созданных в некоторой

определенной адресной области с помощью операции new. Размещение

объектов в определенном адресном пространстве и последующее

уничтожение их может потребоваться для использования специфических

возможностей аппаратуры и для правильного функционирования оперативной

памяти. Приведем пример:

void* operator new(size_t, void* p) { return p; }

void f(X* p);

static char buf[sizeof(X)];

void g() // редкий, специальный случай

{

X* p = new(buf) X(222); // размещение в buf[] и инициализация

f(p);

p->X::~X(); // удаление

}

Обозначения, использованные для явного вызова деструктора, можно

использовать для имени любого простого типа, например,

int* p;

// ...

p->int::~int();

Использование такой записи для типа, у которого нет деструктора,

проходит бесследно. Допуская такую запись, мы разрешаем пользователям

писать программу, не задумываясь над тем, есть ли данного типа

деструктор.