logo search
9

3. Программирование графопостроителя см 6415 (6418)

Инициализация работы графопостроителя производится активизацией кнопки Графопостроитель на главной заставке экрана дисплея нажатием клавиши ENTER ( клавиша нажимается дважды, т.к. за главной заставкой появляется вторая с названием “Графопостроитель”). После этого пользователь попадает в интегрированную программную среду, при этом рабочая область экрана разбивается на три поля: поле меню (сверху), поле редактора (центральная часть экрана) и строку подсказки (внизу).

Поле меню активизируется клавишей F10 и содержит следующие команды:

Файл - работа с файлами;

Редактор (в работе не используется);

Интерпретатор - синтаксическая проверка программы на языке HPGL и отрисовка на экране графического файла;

Графопостроитель - инициализация порта вывода данных на ГП и вывод графического файла на твёрдую копию;

Информация - текстовый файл, содержащий информацию о графопостроителях и их программном обеспечении;

Выход - завершение программы и выход в DOS.

Выбор команды в меню осуществляется с помощью клавиш управления курсором ( и ), и после выбора нужной команды нажимается клавиша ENTER.

Поле редактора в верхней своей строке содержит служебную информацию следующего характера:

Строка - указывает номер строки, в которой находится курсор в текущий момент;

Позиция- указывает номер позиции в строке, в которой находится курсор в текущий момент;

Файл - указывает имя текущего файла.

Ниже служебной строки поля редактора располагается содержимое файла, помещённого в буфере редактора. Список команд редактора можно вызвать на экран клавишей F1.

Команда ФАЙЛ поля меню имеет подменю, содержащее следующие процедуры:

Загрузить - загрузка файла в память;

Новый - создание нового файла (очистка содержимого буфера редактора);

Сохранить - сохранение созданного файла;

Изменить директорию - изменение текущей директории.

При выборе команды ИНТЕРПРЕТАТОР производится анализ программы на языке ГП, находящейся в буфере редактора, и выявление ошибок в программе. После завершения интерпретации появляется сообщение о результате. Если интерпретация успешна, то после нажатия любой клавиши пользователь попадает в поле редактора и происходит отрисовка введенного графического изображения на экране. В случае выявления ошибок на экране появляется панель с сообщением о характере ошибки, при этом указывается строка программы, в которой допущена ошибка. Например :

Ошибка в строке 23, пропущен разделитель команд “ ; “.

При выборе команды ГРАФОПОСТРОИТЕЛЬ осуществляется работа с ГП. На экране дисплея высвечивается подменю, содержащие следующие процедуры:

Инициализация порта - настройка порта ввода-вывода на определённый режим передачи данных;

Графопостроитель - вывод содержимого буфера редактора на ГП.

Поле строки подсказки содержит информацию о назначении некоторых функциональных клавиш, используемых в данном режиме:

F1 - помощь;

F10 - активизация команд меню (верхнего);

ESC - отмена действия;

ALT-X - выход в DOS.

В заключение приведём несколько простых правил написания программ для графопостроителя, соблюдение которых поможет избежать грубых ошибок:

1. При составлении программы по заданному чертежу (рисунку, схеме) пользователь самостоятельно назначает так называемую начальную точку чертежа и последовательность вычерчивания всех элементов чертежа. Например, сначала сплошные линии, затем штриховые, затем окружности и дуги и, наконец, текст. При приобретении некоторого навыка от этого правила можно отказаться и поступать так, как удобней пользователю.

2. В командах типа PA, PR, CI и некоторых других координаты элементов чертежа ( правого и левого концов вектора, радиуса окружности и т.п.) указываются в шагах графопострителя. Переход от миллиметров к шагам осуществляется по выражению: Nш = 10 x L, где L - координата в миллиметрах.

3. При вычерчивании окружности перо принимает текущую точку за центр окружности, перемещается в направлении оси Y на величину радиуса, вычерчивает окружность по часовой стрелке и остаётся в той точке, от которой рисовалась окружность.

4. При поднятом пере и следующей команде CI перо опускать не нужно (оно опускается автоматически).

5. Количество параметров в команде должно быть чётным, при нечётном количестве параметров последний параметр игнорируется.

6. Команды могут располагаться относительно друг друга произвольно - от одной команды в строке до нескольких (максимальное количество команд в строке лимитируется количеством символов в строке дисплея). В любом случае команды отделяются друг от друга точкой с запятой, а параметры отделяются запятыми.

7. При отсутствии в команде параметров точка с запятой ставится непосредственно после мнемонического изображения команды.

8. Между буквами мнемонического изображения команды пробелы не допускаются.

9. Команда PD (перо опустить) действует до следующего оператора.