logo search
Практические работы

4.1. Описание бизнес-задачи

В такой высокотехнологичной отрасли, как телекоммуникации, методы и подходы Data Mining получили широкое применение. Решаемые задачи, прежде всего, связаны с программами лояльности и удержанием существующей клиентской базы, а также с привлечением новых потребителей услуг.

В биллинговых системах телекоммуникационных компаний накапливаются большие объемы данных. В первую очередь это информация об абонентах и статистика использованных услуг. Анализ такой информации ручными и полуручными методами малоэффективен.

Постановка задачи. Руководство филиала региональной телекоммуникационной компании, предоставляющей услуги мобильной связи, поставило задачу сегментации абонентской базы. Ее целями являются:

Эта информация может в дальнейшем использоваться для:

Данные за последние несколько месяцев, взятые из биллинговой системы, представляют собой таблицу со следующими полями (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Данные по абонентам из биллинговой системы

Поле

Описание

Тип

1

Возраст

Возраст клиента

Целый

2

Среднемесячный расход

Сколько в среднем денег в месяц тратит абонент на мобильную связь

Вещественный

3

Средняя продолжительность разговора

Сколько в среднем минут на исходящие звонки тратит абонент за месяц

Вещественный

4

Звонков днем за месяц

Количество исходящих звонков в утреннее и дневное время

Целый

5

Звонков вечером за месяц

Количество исходящих звонков в вечернее время

Целый

6

Звонков ночью за месяц

Количество исходящих звонков в ночное время

Целый

7

Звонки в другие города

Количество исходящих звонков в другие города

Целый

8

Звонки в другие страны

Число исходящих международных звонков

Целый

9

Доля звонков на стационарные телефоны

Вещественный

10

Количество SMS

Число исходящих SMS-сообщений в месяц

Целый

Исходные данные. Были отобраны только активные абоненты, которые регулярно пользовались услугами сотовой связи в течение последних нескольких месяцев. Данные находятся в файле mobile.txt.