Классы промышленных систем электронного бизнеса
Существует несколько классов информационных систем, используемых предприятиями для автоматизации бизнеса:
ERP (англ. Enterprise Resource Planning) — ИС управления ресурсами предприятия.
CRM (англ. Customer Relationship Management) — ИС управления взаимодействием с клиентами.
BI (англ. Business Intelligence) — ИС сбора, анализа и представления бизнес информации.
ECM (англ. Enterprise Content Management) — ИС управления информацией и документами на предприятии.
HRM (англ. Human Resource Management) — ИС управления персоналом.
SCM (англ. Supply Chain Management) — ИС управления цепочками поставок.
По прогнозу IDCобщий объём рынка электронного бизнеса к 2003 г. достигнет $1,6 трлн, причем $1,4 трлн из них будут приходиться на В2В-предложения. Согласно прогнозам eMarketer доходы от электронного бизнеса во всем мире в 2001 г. составили $336 млрд, в 2002 г. — $686,3 млрд, а в 2003 — $1,26 трлн.
Поиско́вая систе́ма — веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете. Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на ftp-серверах, товары в интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet.
Как правило, основной частью поисковой системы является поиско́вая маши́на (поиско́вый движо́к) — комплекс программ, обеспечивающий функциональность поисковой системы. Основными критериями качества работы поисковой машины являются релевантность (степень соответствия запроса и найденного, то есть уместность результата), полнота базы, учёт морфологии языка. Индексация информации осуществляется специальными поисковыми роботами. В последнее время появился новый тип поисковых движков, основанных на технологии RSS, а также среди XML-данных разного типа.
Улучшение поиска — это одна из приоритетных задач сегодняшнего Интернета (см. про основные проблемы в работе поисковых систем в Глубокая паутина).
По данным компании Net Applications[1] в декабре 2007 года использование поисковых систем на Западе распределялось следующим образом:
Google — 77,04 %
Yahoo — 12,46 %
MSN — 3,33 %
Microsoft Live Search — 2,57 %
AOL — 2,12 %
Ask — 1,38 %
AltaVista — 0,13 %
Excite — 0,07 %
Lycos — 0,02 %
All the Web — 0,02 %
В вышеприведенный отчёт не входят российские поисковики, такие как, например, Яндекс, Рамблер или Nigma.
По данным аналитической компании comScore все поисковые сайты в декабре 2007 года обработали 66 млрд 221 млн поисковых запросов.[2][3] Яндекс попал в статистику и находится на 9-ом месте.
Одним из первых инструментов поиска в интернете (до WWW) был Archie.
Первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex», уже не существующий индекс, который создавал «World Wide Web Wanderer» — бот, разработанный Мэтью Грэем (англ. Matthew Gray) из Массачусетского технологического института в 1993. Также в 1993 году появилась поисковая система «Aliweb», работающая до сих пор. Первой полнотекстовой (т. н. «crawler-based», то есть индексирующей ресурсы при помощи робота) поисковой системой стала «WebCrawler», запущенная в 1994. В отличие от своих предшественников, она позволяла пользователям искать по любым ключевым словам на любой веб-странице — с тех пор это стало стандартом во всех основных поисковых системах. Кроме того, это был первый поисковик, о котором было известно в широких кругах. В 1994 был запущен «Lycos», разработанный в университете Карнеги Мелона.
Вскоре появилось множество других конкурирующих поисковых машин, таких как «Excite», «Infoseek», «Inktomi», «Northern Light» и «AltaVista». В некотором смысле они конкурировали с популярными интернет-каталогами, такими, как «Yahoo!». Позже каталоги соединились или добавили к себе поисковые машины, чтобы увеличить функциональность. В 1996 году русскоязычным пользователям интернета стало доступно морфологическое расширение к поисковой машине Altavista и оригинальные российские поисковые машины Rambler и Aport. 23 сентября 1997 была открыта поисковая машина Яндекс.
В последнее время завоёвывает всё большую популярность практика применения методов кластерного анализа и метапоиска. Из международных машин такого плана наибольшую известность получила «Clusty» компании Vivísimo. В 2005 году на российских просторах при поддержке МГУ запущен поисковик Nigma, поддерживающий автоматическую кластеризацию. В 2006 году открылась российская метамашина Quintura, предлагающая визуальную кластеризацию в виде облака ключевых слов. Nigma тоже экспериментировала[4] с визуальной кластеризацией.
Помимо поисковых машин для Всемирной паутины, существовали и поисковики для других протоколов, такие как Archie для поиска по анонимным FTP-серверам и «Veronica» для поиска в Gopher.
Популярные поисковые системы
Всеязычные:
Google (34,4 % Русскоязычного сегмента [5])
Bing (0,9 % Русскоязычного сегмента)
Yahoo! (0,2 % Рунета) и принадлежащие этой компании поисковые машины:
Inktomi
AltaVista
Alltheweb
Англоязычные и международные:
AskJeeves (механизм Teoma)
Русскоязычные — большинство «русскоязычных» поисковых систем индексируют и ищут тексты на многих языках — украинском, белорусском, английском и др. Отличаются же они от «всеязычных» систем, индексирующих все документы подряд, тем, что в основном индексируют ресурсы, расположенные в доменных зонах, где доминирует русский язык или другими способами ограничивают своих роботов русскоязычными сайтами.
Яндекс (46,3 % Рунета)
Mail.ru (8,9 % Рунета)
Rambler (3,3 % Рунета)
QIP.ru (0,6 % Рунета)
Nigma (0,5 % Рунета)
Генон (0,1 % Рунета)
Gogo.ru (<0,1 % Рунета)
Aport (<0,1 % Рунета)
Из перечисленных поисковых систем не все имеют собственный поисковый алгоритм — так Mail.ru и QIP.ru используют поисковый механизм Яндекса, а Nigma сочетает в себе как свой алгоритм, так и сборную выдачу от других поисковиков[6].
Необычные поисковые системы
Koogle (с его помощью ортодоксальные иудеи могут найти контент, признанный раввинами удовлетворяющим религиозным требованиям)[7]
Yauba (индийский поиск «для параноиков» — в отличие от привычных поисковиков, за пользователями не следят, а все записи о его действиях удаляются с сервера)
TinEye — поисковая система, специализирующаяся на поиске изображений в Интернете.
Генон — поисковая система, собирающая и создающая контент у себя на сайте.
Литература
Ашманов И. С., Иванов А. А. Продвижение сайта в поисковых системах. — М.: «Вильямс», 2007. — С. 304. — ISBN 978-5-8459-1155-1
Колисниченко Д. Н. Поисковые системы и продвижение сайтов в Интернете. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 272. — ISBN 978-5-8459-1269-5
Ландэ Д. В. Поиск знаний в Internet. — М.: «Диалектика», 2005. — С. 272. — ISBN 5-8459-0764-0
Систе́ма подде́ржки приня́тия реше́ний (СППР) (англ. Decision Support System, DSS) — компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.
Для анализа и выработки предложений в СППР используются разные методы. Это могут быть: информационный поиск, интеллектуальный анализ данных, поиск знаний в базах данных, рассуждение на основе прецедентов, имитационное моделирование, эволюционные вычисления и генетические алгоритмы, нейронные сети, ситуационный анализ, когнитивное моделирование и др. Некоторые из этих методов были разработаны в рамках искусственного интеллекта. Если в основе работы СППР лежат методы искусственного интеллекта, то говорят об интеллектуальной СППР, или ИСППР.
Близкие к СППР классы систем — это экспертные системы и автоматизированные системы управления.
- [Править] Типы автоматизированных информационных систем
- [Править] Классификация эис
- [Править] Структура эис
- [Править] Принципы эис
- [Править] Функции эис
- [Править] Информационные потоки эис
- [Править] Требования к обработке информации в эис
- [Править] Технология проектирования эис
- [Править] Потребительские свойства эис
- [Править] Общая характеристика типового подхода к проектированию эис
- [Править] Информационные системы
- [Править] Жизненный цикл эис
- [Править] Методы и средства защиты информации в экономических информационных системах
- [Править] Виды угроз безопасности эис
- [Править] Понятие Экономической информационной системы
- [Править] Ресурсы эис
- Электронный бизнес Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- История
- Классы промышленных систем электронного бизнеса
- Введение
- История создания сппр
- Классификации сппр
- Классификация информационных систем по архитектуре
- Классификация информационных систем по сфере применения
- Классификация информационных систем по охвату задач (масштабности)
- Жизненный цикл информационной системы Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Стандарты жизненного цикла ис
- Стандарт гост 34.601-90
- Стандарт iso/iec 12207/ и его применение
- Процессы жизненного цикла ис
- Стадии жизненного цикла ис, взаимосвязь между процессами и стадиями
- Модели жизненного цикла ис Каскадная модель
- Спиральная модель
- Итерационная модель
- Литература