logo search
volkov / C++ / Бьерн Страуструп-Справочное руководство по С++

R.12.8 Копирование объектов класса

Объекты класса могут копироваться двумя способами: либо присваиванием

($$R.5.17), либо инициализацией ($$R.12.1, $$R.8.4), которая может

происходить при передаче параметров ($$R.5.2.2) или

результата функции ($$R.6.6.3). Для класса X эти две операции

концептуально реализуются как операция присваивания и конструктор

копирования ($$R.12.1). В программе можно определить или одну из них,

или обе. Если пользователь не определил их в программе, то они будут

для всех членов класса X определяться соответственно как присваивание

по членам и инициализация по членам.

Если все базовые классы и все члены класса X имеют конструктор

копирования, в котором допустимы в качестве параметра объекты типа

const, то порождаемый конструктор копирования для X будет иметь

единственный параметр типа const X& и записываться так:

X::X(const X&)

Иначе, у него будет единственный параметр типа X&:

X::X(X&)

и инициализация копированием объектов типа const класса X будет

невозможна.

Аналогично, если все базовые классы и члены класса X имеют

операцию присваивания, допускающую параметры типа const, тогда

порождаемая для X операция присваивания будет иметь единственный

параметр типа const X& и записываться так:

X& X::operator=(const X&)

Иначе, у нее будет единственный параметр типа X&:

X& X::operator=(X&)

и присваивание копированием объектов класса X типа const будет

невозможно. Стандартная операция присваивания возвращает ссылку

на объект, который нужно было копировать.

Объекты, представляющие виртуальные базовые классы, будут

инициализироваться только один раз с помощью порождаемого

конструктора копирования. Объекты, представляющие виртуальные

базовые классы, допускают присваивания им только один раз с помощью

порождаемой операции присваивания.

Присваивание по членам и инициализация по членам означают

следующее: если класс X имеет в качестве члена класс M, для реализации

присваивания и инициализации члена используются операции присваивания

в M и конструктор копирования M соответственно. Если класс имеет

член типа const, или член, являющийся ссылкой, или член или базовый

класс такого класса, где функция operator=() является частной,

то для него стандартная операция присваивания не может быть создана.

Аналогично, если член или базовый класс класса M имеет частный

конструктор копирования, то стандартный конструктор копирования для

такого класса не может быть создан.

Пока не появится необходимость в определении, стандартные присваивание

и конструктор копирования будут только описаны (т.е. не будет создано

тело функции). Иными словами, функция X::operator=() будет порождена

только тогда, когда нет явного описания операций присваивания, а объект

класса X присваивается объекту класса X или объекту класса, производного

от X, или вычисляется адрес функции X::operator=(). Аналогичная ситуация

с инициализацией.

Если присваивание и конструктор копирования описаны неявно, то

они будут общими функциями-членами и операция присваивания для класса

X определяется таким образом, что ее результатом является ссылка

типа X& на объект, которому присваивают.

Если в классе X есть функция X::operator=(), параметром которой

является сам класс X, то стандартное присваивание не будет

порождаться. Если в классе определен какой-либо конструктор

копирования, то стандартный конструктор копирования не будет

порождаться. Приведем пример:

class X {

// ...

public:

X(int);

X(const X&, int = 1);

};

X a(1); // вызов X(int)

X b(a,0); // вызов X(const X&,int)

X c = b; // вызов X(const X&,int)

Присваивание объектов класса X определяется через функцию

X::operator=(const X&). Это означает ($$R.12.3), что объекты

производного класса можно присваивать объектам общего базового

класса, например:

class X {

public:

int b;

};

class Y : public X {

public:

int c;

};

void f()

{

X x1;

Y y1;

x1 = y1; // нормально

y1 = x1; // ошибка

}

В этом примере y1.b присваивается x1.b, а x1.c не копируется.

Копирование одного объекта в другой с помощью стандартной

операции копирования или стандартного конструктора копирования

не изменяет структуру обоих объектов. Приведем пример:

struct s {

virtual f();

// ...

};

struct ss : public s {

f();

// ...

};

void f()

{

s a;

ss b;

a = b; // на самом деле выполняется a.s::operator=(b)

b = a; // ошибка

a.f(); // вызов s::f

b.f(); // вызов ss::f

(s&)b = a; // присваивание a b

// на самом деле выполняется ((s&)b).s::operator=(a)

b.f(); // все еще вызов ss::f

}

Вызов a.f() приведет к вызову s::f() (как и должно быть для объекта

класса s ($$R.10.2)), а вызов b.f() приведет к вызову ss::f()

( как и должно быть для объекта класса ss).