logo search
Методуазания по ВКР2012

5 Структура и содержание вкр, представляющей собой

научно-исследовательскую работу студента

Основными элементами ВКР, представляющая собой научно-исследовательскую работу студента являются те же элементы что и для ранее рассмотренных работ. Однако содержание введения и основной части для ВКР, представляющей собой научно-исследовательскую работу студента имеет свои особенности.

Введение является вступительной частью работы, в котором в предельно кратком виде характеризуется актуальность, содержание, новизна, практическая значимость, объем работы. Кроме того, необходимо указать, где внедрены или могут быть внедрены результаты исследования. В начале введения указываются предмет исследования, цель исследования, актуальность и краткая формулировка общей задачи.

Далее во введении:

- упоминаются известные публикации, посвященные решению рассматриваемой темы с указанием достоинств и недостатков известных решений и изложением как вывода из отмеченных недостатков частных научных задач исследования, поставленных перед ВКР;

- кратко аннотируется содержание всех последующих составных частей ВКР (основной части, заключения, приложений);

- формулируется в виде краткой аннотации, что нового вносится автором и какие основные положения выносятся на защиту;

- даются краткие сведения о внедрении результатов исследования с указанием организаций, в которых осуществлена реализация, наименований реализованных результатов, форм реализации и реквизитов соответствующих документов.

Основные положения, выносимые на защиту, – это наиболее важные новые выводы и рекомендации, полученные в результате выполнения ВКР.

Основная часть ВКР содержит аргументированное изложение положений, оформленных в виде нескольких разделов.

Основное содержание первого раздела составляет обоснование актуальности и сущности задачи, решаемой в ВКР, проводимое на базе анализа предмета исследований с точки зрения практических потребностей развития комплексной защиты объекта информатизации и соответствия использованного научно-методического аппарата, применяемого в рассматриваемой области исследования.

Рекомендуется следующая структура первого раздела работы.

В начале помещается подраздел, посвященный анализу противоречия, возникшего в практике рассматриваемой предметной области. В данном подразделе, главным образом, анализируется предмет исследования и мотивируется прагматическая цель исследования. Именно здесь в ВКР по проблематике информационного противоборства обосновывается тактический фон исследования. Необходимо четко увязать содержание этой части работы с последующими материалами ВКР: исследователь излагает здесь все, что знает о предмете исследования; приводит пояснительные таблицы и графики, заимствованные из известных публикаций; занимается качественным обоснованием выводов.

Следует стремиться рассмотреть предмет исследования своим взглядом с позиции той задачи, решению которой посвящена ВКР, ввести показатели оценки предмета исследования, собственные таблицы и графики, подтверждающие актуальность исследования, предпочтительно в форме переосмысливания опубликованных в научной литературе (статьях, монографиях, отчетах о НИР, диссертациях и т. д.) выводов и рекомендаций других авторов. При этом целесообразно подвергать обсуждению, главным образом, не сами по себе факты, а публикации и мнения о фактах и здесь же излагать собственное мнение.

Например:

«Для ведения информационной борьбы ... в настоящее время используется большое количество тактических приемов, которые достаточно полно описаны в известных документах и материалах (см. в частности [12...23, 24..48 . Высокая эффективность известных приемов в условиях ... подтверждена опытом действий администраторов 49, 50. Следует однако указать, что, как отмечено в некоторых публикациях [61...53, противник стремится создать условия ... при которых использование ... тактических приемов оказывается невозможным, а другие тактические приемы не обеспечивают эффективного решения задач ... Между тем с учетом тенденций развития средств информационного нападения противника именно такие условия в перспективе следует считать наиболее типичными для ... Такое мнение, впервые высказанное А. И. Ивановым 26, подтверждается тем, что ... ».

Во втором подразделе приводятся результаты анализа всего научно-методического аппарата, известного в отечественной и зарубежной литературе, который разработан для рассматриваемой предметной области, а также научно-методический аппарат в других предметных областях, если он может быть использован в работе. При этом обычно ограничиваются уровнем общего анализа адекватности наиболее характерных соотношений, оценки состава учитываемых факторов, принятых допущений и ограничений качества получаемых выводов и рекомендаций, что не исключает более детального анализа тех или иных элементов известного научно-методического аппарата в последующих разделах ВКР. При рассмотрении известных постановок задач и методов их решения особое внимание уделяется анализу с позиции практических потребностей, изложенных в первом подразделе, применяемых частных и интегральных показателей и критериев в целях выявления конкретной постановки общей задачи, решение которой в ВКР будет актуальным.

В ВКР первый раздел рекомендуется заканчивать подразделами, имеющими, наименования (с точностью до смысла).

Например:

1.2 Анализ известного научно-методического аппарата и необходимость его совершенствования для решения задачи исследования.

1.3 Постановка задачи и частные задачи исследования.

Недостатком первого раздела в ряде ВКР является явно преувеличенное внимание к анализу предмета исследования, а также чисто прагматическим задачам, которые многократно и в таких же аспектах анализировались другими авторами. В то же время анализ известного научно-методического аппарата и необходимости его совершенствования дается поверхностно, схематично, неубедительно, без критического обсуждения и сопоставления конкретных показателей, расчетных соотношений и без оценки их адекватности в области применения. При таком подходе явно игнорируется наиболее важная методологическая часть исследования.

Первый раздел ВКР, как и все другие разделы, необходимо завершать выводами.

Выводы формулируются как итоговые утверждения, выражающие в краткой форме наиболее важные результаты, проработке и изложению которых повещен данный раздел. Формулируемые выводы должны обладать новизной и практической значимостью.

Возможным вариантом представления выводов может быть перечисление сделанного, например, в следующем виде: «проведен анализ основных недостатков... обоснованы показатели эффективности... предложены способы расчета... », в то же время нужно говорить о том, к каким именно новым знаниям пришел автор в результате проведенной работы.

В выводах обычно не применяются ссылки на литературу и не приводится мотивация или объяснение, но, с другой стороны, недопустимо появление выводов, не поддержанных текстом в соответствующем разделе ВКР, не вытекающих из его материалов.

При рекомендуемом построении первого раздела работы целесообразны следующие выводы:

о наличии противоречия в практике;

о целевой направленности и ожидаемой практической значимости проведения исследования в рассматриваемой предметной области;

о состоянии разработки научно-методического аппарата, применяемого в рассматриваемой предметной области;

о недостатках существующего научно-методического аппарата;

о наличии противоречия в исследуемом вопросе;

о сущности и актуальности общей задачи ВКР;

о целесообразных рамках исследования.

Второй раздел следует посвятить разработке и обоснованию методики исследования, заключающейся в аргументированном построении такой совокупности научно-методических положений, которые определяют используемые приемы анализа (оценки), синтеза и оптимизации практических рекомендаций (предложений). Эта совокупность научно-методических положений должна давать путь решения рассматриваемых проблемных вопросов. Критическая оценка выбранной методики должна привести к выводу о её полезности.

Рекомендуется этот раздел работы построить, по крайней мере, из двух подразделов (за счет декомпозиции материала количество подразделов обычно бывает больше).

В подразделе 2.1. отражаются вопросы выбора и обоснования элементов методики исследования. К основным элементам методики исследования, как правило, относятся:

При отсутствии возможности использования строгих количественных методов для получения требуемых результатов могут быть использованы эмпирические приемы, основанные на обобщении экспериментальных данных, и эвристические приемы, базирующееся на интуиции, но лишь в том случае, если в создаваемом на этой основе научно-методическом аппарате будут представлены средства обоснования (проверки, доказательства или оценки) достоверности или точности соответствующих результатов.

Подраздел 2.2. целесообразно посвятить критической оценке выбранной методики исследования в сравнении с известными, по адекватности, границами применимости, практической реализуемости и по другим показателям эффективности.

Адекватность оценивается с использованием критериев, сопоставляющих по достоверности (точности) новые результаты с данными практического опыта (экспертных оценок), выполненных экспериментов, а также с теоретическими результатами, полученными другими методами, при этом следует не ограничиваться лишь частными проверками на конкретных примерах, а стремиться к охвату характерных ситуаций с анализом их представительности.

Для оптимизационных методик, реализуемых с помощью итераций, оценка границ применимости включает проверку сходимости (достижимости оптимума), а также проверку устойчивости (возможности получения оптимума при различных количествах итераций, при возникновении ошибок в вычислениях и т. п.).

Практическая реализуемость оценивается с учетом реально располагаемых ресурсных ограничений (например, по трудозатратам, производительности используемых вычислительных средств и т. д.).

В некоторых случаях существенной частью подраздела 2.2. может оказаться разработка самостоятельной методики для оценки выбранного исследования, при этом пункты подраздела 2.1. повторятся, но в этот раз они будут относиться к разработке элементов методического аппарата, оценке выбранной методики исследования:

2.2. Разработка математической модели исследуемого объекта, отображающей его состояние (фактическое, промежуточные, требуемое), процессы функционирования исследуемого объекта, результаты применения возможных способов решения задачи.

2.3. Исследование разработанной математической модели объекта при различных его состояниях и процессах функционирования, при применении возможных способов решения задачи с последующей оценкой эффективности выполнения поставленной задачи.

При изложении материалов раздела нельзя ограничиваться изложением лишь того, что собой представляет выбранная методика исследования, а необходимо самое серьезно внимание уделить аргументированию, зачем и почему выбрана именно она, это надо помнить при описании каждого элемента научно-методического аппарата (избираемого показателя, используемого формального соотношения, применяемой аналитической модели, вводимого ограничения и т. д. , и т.п.).

В конце 2 раздела работы могут быть приведены выводы:

о целесообразном составе показателей и критериев, избираемых для проведения исследования;

о возможностях и недостатках существующего научно-методического аппарата с точки зрения методов расчета показателей и формирования критериев;

о целесообразной структуре методики исследования;

о результатах критической оценки предлагаемых элементов научно-методического аппарата и методики исследования.

В третьем разделе необходимо изложить результаты, соответствующие цели исследования (обоснование и оценку практических выводов и рекомендаций).

Рекомендуется в этот раздел работы включить:

Например, раздел может выглядеть так: