4. По характеру обработки информации на различных уровнях управления предприятием:
· системы обработки данных (EDP – Electronic data processing);
· информационные системы управления (MIS – Management Information System);
· системы поддержки принятия решений (DSS – Decision Support System).
Системы обработки данных предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (отчетов, накладных, платежных поручений). Оперативное управление хозяйственными процессами составляет от одного до нескольких дней и реализует регистрацию и обработку событий, например, оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и регистрацию материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т. д. Эти задачи имеют итеративный регулярный характер, выполняются непосредственно исполнителями хозяйственных процессов и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных. Формы входных и выходных документов, схемы документооборота жестко регламентированы.
К системам оперативной обработки данных относятся информационные системы учета и регистрации первичной информации (бухгалтерские, складские, системы учета готовой продукции и т. д.), в которых выполняется сбор и регистрация больших объемов первичной информации, и используются простые алгоритмы расчетов и запросов к базе данных, структура которой стабильна в течение длительного времени. В таких системах большое значение имеет защита баз данных от несанкционированного доступа, аппаратных и программных сбоев в работе. Для повышения эффективности функционирования используются компьютерные сети с архитектурой «клиент-сервер».
Информационные системы управления ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких месяцев (недель), например, анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Решение подобных задач предназначено для руководителей верхнего звена различных служб (отдел снабжения и сбыта, плановый отдел и пр.). Для данного класса задач характерны периодическая повторяемость формирования результатных документов и четко определенный алгоритм решения. Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.
Системы поддержки принятия решений используются на верхнем уровне управления и предназначены для решения задач по формированию стратегических целей, задач планирования, задач привлечения ресурсов и источников финансирования и пр. Задачи ориентированы на реализацию сложных бизнес-процессов, требующих аналитической обработки информации и имеют, как правило, нерегулярный характер. Анализ информации имеет определенную целевую ориентацию, например финансовый анализ предприятия. Для задач высшего менеджмента свойственно: недостаточность информации, ее противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализованность алгоритма решения.
- 1.1. Информационное общество.
- Закономерности развития информационных технологий в современной экономике
- Путь России к информационному обществу Нормирование представлений об информационном обществе
- Государственная политика России в области информатизации
- Как соотносятся информационная технология и информационная система
- 1.1 Организация компьютерных информационных систем
- 1. По характеру представления и логической организации хранимой информации:
- 2. По выполняемым функциям и решаемым задачам:
- 3. По масштабу и интеграции компонент:
- 4. По характеру обработки информации на различных уровнях управления предприятием:
- 5. По признаку структурированности задач:
- 6. По функциональному признаку, который определяет назначение подсистемы, ее основные цели, задачи и функции:
- 9.5. Роль информационных технологий в управлении
- Этапы развития ит (информационных технологий)
- Постановка задачи и роль пользователя в создании ит
- Классификация экономической информации
- Унифицированные системы документации
- Понятие документа. Правила разработки входных и выходных форм документов.
- Содержание
- Принципы организации хранилища[править | править исходный текст]
- Дизайн хранилищ данных[править | править исходный текст]
- Процессы работы с данными[править | править исходный текст]
- Содержание
- Проблемы определения
- История
- Виды баз данных
- Классификация по модели данных
- Классификация по среде постоянного хранения
- Классификация по содержимому
- Классификация по степени распределённости
- Другие виды бд
- Сверхбольшие базы данных