Лекция 6. Модели и моделирование
6.1. Виды моделей
6.2. Этапы решения задач на ЭВМ
6.3. Иллюстрированный вспомогательный материал
6.4. Тестирование
6.5. Контрольные вопросы
Всё многообразие моделей отличает общий элемент - это искусственно созданный человеком абстрактный или материальный объект. Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реально существующего более сложного объекта - прототипа или оригинала.
Модель - формализованное представление реального объекта, процесса или явления, выраженное различными средствами: математическим соотношением, числами, текстами, графиками, рисунками, словесным описанием, материальным объектом.
Никакая модель не может учесть все свойства и поведение прототипа, поэтому полученный на основе модели результат соответствует реальности приближённо. Степень приближения зависит от степени адекватности модели. Создавая модель, человек прежде всего стремится отобрать наиболее существенные признаки объекта, пренебрегая теми, которые не оказывают заметного влияния на результат.
6.1. Виды моделей
В зависимости от поставленной задачи, способа создания модели и предметной области различают множество типов моделей:
1. По области использования выделяют учебные, опытные, игровые, имитационные, научно-исследовательские модели.
2. По временному фактору выделяют статические и динамические модели.
3. По форме представления модели бывают математические, геометрические, словесные, логические, специальные (ноты, химические формулы и т.п.).
4. По способу представления модели делят на информационные (нематериальные, абстрактные) и материальные. Информационные модели, в свою очередь, делят на знаковые и вербальные, знаковые – на компьютерные и некомпьютерные.
Информационная модель – это совокупность информации, характеризующая свойства и состояние объекта, процесса или явления.
Вербальная модель - информационная модель в мысленной или разговорной форме.
Знаковая модель - информационная модель, выраженная специальными знаками, то есть средствами любого формального языка.
Математическая модель – система математических соотношений, описывающих процесс или явление.
Компьютерная модель - математическая модель, выраженная средствами программной среды.
6.2. Этапы решения задач на ЭВМ
Первоначально ЭВМ были созданы для вычислений, но постепенно на ней стали решать задачи по физике, химии, биологии, управлению технологическими процессами, рисованию мультфильмов и т.д., т.е. для решения задач с математикой непосредственно не связанных. В общем случае выделяют несколько этапов в подготовке и решении задач на ЭВМ.
На первом этапе анализируется условие задачи, определяются исходные данные и результаты, устанавливается зависимость между величинами, рассматриваемыми в задаче. Некоторые задачи имеют множество способов решения, поэтому необходимо выбрать способ решения (сделать постановку задачи, составить модель задачи). Для этого необходимо определить математические соотношения между исходными данными и результатом. Выполнив перевод задачи на язык математики, получают математическую модель.
Второй этап заключается в составлении алгоритма решения задачи по выбранной модели.
На третьем этапе алгоритм записывается на языке программирования и полученная программа вводится в ЭВМ. Далее проводится отладка программы, т.е. поиск и ошибок. Различают логические и семантические ошибки. Семантические ошибки возникают, когда программист неправильно записывает конструкции языка программирования. Семантические ошибки отыскать легче, т. к. современные трансляторы языков программирования способны их выявить. Логические ошибки возникают, когда инструкции записаны правильно, но последовательность их выполнения дает неверный результат.
Далее проводится тестирование, которое заключается в запуске программы с использованием контрольных примеров - тестов. Тесты выбирают таким образом, чтобы при работе с ними программа прошла все возможные ветви алгоритма, поскольку на каждом из них могут быть свои ошибки.
После отладки и тестирования программа выполняется с реальными исходными данными и проводится анализ полученных результатов, т.е. сопоставление их с экспериментальными фактами, теоретическими воззрениями и другой информацией об изучаемом объекте. Если результаты работы программы не удовлетворяют пользователей по каким-либо параметрам, то производится уточнение модели. При уточнении модели правится алгоритм программы, снова проводятся отладка, тестирование, расчеты и анализ результатов. Так продолжается до тех пор, пока результаты работы программы не будут удовлетворять знаниям об изучаемом объекте.
Общая схема решения задач с помощью ЭВМ выглядит так:
6.5. Контрольные вопросы
- Лекции по информатике Лекция 1 Понятие информации. Предмет и задачи информатики Введение
- 1. Понятие информации. Предмет и задачи информатики
- 1.1. Концепции информации
- 1.2. Основные определения
- 1.3. Классификация информации
- 1.1. Концепции информации
- 1.2. Основные определения
- 1.3. Классификация информации
- Лекция 2 Кодирование информации
- 2.1. Количественное измерение информации
- 2.2. Кодирование различных типов информации
- 2.1. Количественное измерение информации
- 2.2. Кодирование различных типов информации
- 2.4. Тестирование. Кодирование информации
- 3. Виртуальный объект - это:
- 9. Один бит:
- 10. Сообщением называется:
- 2.5. Контрольные вопросы Кодирование информации
- Лекция 3 Системы счисления
- 3.1. Основные понятия систем счисления
- 3.2. Виды систем счисления
- 3.3. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую
- Лекция 4 История вычислительной техники
- 4.1. Этапы развития эвм
- 4.2. Поколения эвм
- 4.5. Контрольные вопросы. История вычислительной техники
- Лекция 5. Технические средства реализации информационных процессов
- 5.2. Состав системного блока
- 5.3. Центральный процессор
- 5.4. Устройства памяти эвм
- 5.5. Устройства ввода-вывода
- 5.8. Контрольные вопросы. Архитектура эвм
- Лекция 6. Модели и моделирование
- Модели и моделирование
- Лекция 7. Алгоритмизация и технология программирования
- Алгоритмы и способы их записи
- Лекция 8. Языки программирования высокого уровня
- Языки программирования
- Лекция 9. Программное обеспечение и технологии программирования. Офисные приложения
- Программное обеспечение и технологии программирования
- Лекция 10. Базы данных
- I этап. Постановка задачи.
- VI этап. Работа с созданной базой данных.
- Базы данных
- Лекция 11. Методы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну
- 2. Защита пароля.
- 3. Процедуры авторизации.
- 4. Предосторожности при работе.
- 5. Физическая безопасность.
- 6. Защита носителей информации (исходных документов, лент, картриджей, дисков, распечаток).
- 7. Выбор надежного оборудования.
- 8. Источники бесперебойного питания.
- 9. Разработка адекватных планов обеспечения непрерывной работы и восстановления.
- 10. Резервное копирование.
- 11. Дублирование, мультиплексирование и резервирование офисов.
- 12. Резервирование каналов связи.
- 12. Защита данных от перехвата.
- Методы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну
- Лекция 12. Компьютерные сети
- Компьютерные сети
- 13.1. История развития Internet
- 1. Персональный компьютер.
- Телеконференции
- Сетевой этикет
- Глобальная компьютерная сеть Интернет