31 М оделирование, как метод научного познания. Модели физические и математические. Привести примеры.
Термин "модель" широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Рассмотрим только такие "модели", которые являются инструментами получения знаний.
Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале Под моделирование понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.
Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.
Процесс моделирования включает три элемента:
1) субъект (исследователь) ,
2) объект исследования,
3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько "специализированных" моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.
На втором этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение "модельных" экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее "поведении". Конечным результатом этого этапа является множество знаний о модели R.
На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал формирование множества знаний S об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели. Мы можем с достаточным основанием переносить какой-либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сходства оригинала и модели. Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить неправомерно.
Четвертый этап практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.
Физические модели
Модели, физически подобные реальной системе. Главное отличие физических моделей – физическое подобие наиболее важных исследуемых свойств. Наиболее яркими примерами физических моделей служат детские игрушки. Иной пример - при проектировании автомобиля дизайнеры строят пластилиновую физическую модель будущего изделия. Достоинство этого вида моделей состоит в высочайшей степени наглядности результатов.
Математические модели
Математическая модель – строго формализованное на языке математики описание исследуемой системы. Преимущество – строго формализованная доказанность и обоснованность получаемых результатов. (например, система линейных уравнений – метод ее решения). Данный вид моделирования в настоящее время является определяющим в системных исследованиях
- 1 Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Привести примеры.
- 2Информатика. Определение. Основные направления информатики.
- 3Основные этапы развития вычислительной техники. Информатизация общества.
- 4 Качественные и количественные характеристики информации. Свойства информации. Единицы измерения количества информации.
- 5Кодирование информации, его способы. Привести примеры.
- 6 Арифметические основы компьютера. Системы счисления. Определение системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления.
- 7 Двоичная система счисления. Запись чисел в двоичной системе счисления.
- 8 Восьмеричная система счисления. Запись чисел в восьмеричной системе счисления. Привести примеры.
- Алгоритм перевода из 8-ой в 2-ую
- 9 Шестнадцатеричная система счисления. Запись чисел в шестнадцатеричной системе счисления. Привести примеры.
- Примеры:
- Алгоритм перевода чисел из 16-ой в 2-ую
- 10 Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую позиционную систему счисления. Привести примеры.
- 11 Перевод чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления. Привести примеры.
- 12 Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Привести примеры.
- 13 Арифметические операции в позиционных системах счисления. (в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной). Привести примеры.
- 14 Что такое компьютер. Классификация компьютеров по поколениям.
- 15 Краткая историческая справка.
- 16 Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера, их назначения и взаимосвязь.
- 17 Основные характеристики компьютера. (Объём оперативной и внешней памяти, разрядность и т.Д.).
- 18 Внешняя память компьютера. Различные виды носителей информации.
- 19 Программное управление работой компьютера. Программное обеспечение компьютера.
- 20 Что такое мультимедиа.
- 21 Что такое операционная система. Основные функции операционной системы. Привести примеры операционных систем.
- 22 Файловая система. Основные операции с файлами в операционной системе.
- 23 Что такое транслятор, компилятор, интерпретатор.
- 24 Алгебра логики. Что такое логическая формула.
- 27 Логическое сложение и умножение.
- 28 Основные законы алгебры логики.
- 29 Таблица истинности для логической формулы.
- 30 Этапы решения задач на эвм
- 31 М оделирование, как метод научного познания. Модели физические и математические. Привести примеры.
- 32 Алгоритм. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов.
- 33 Алгоритмическая структура «ветвление». Привести примеры.
- 34 Алгоритмическая структура «цикл». Привести примеры.
- 35 Одномерные массивы и алгоритмы их обработки. Привести примеры.
- 36 Двумерные массивы и алгоритм их обработки. Привести примеры.
- 37 Язык и информация. Естественные и формальные языки
- 38 Языки программирования
- 39 Общая характеристика языка Turbo-Pascal.
- 40 Алфавит, синтаксис, семантика языка Turbo-Pascal.
- 41 Классификация типов данных языка.
- 42 Операторы. Классификация операторов.
- 43 Структура программы на языке Turbo-Pascal.
- 44 Простые и структурированные операторы языка.
- 45 Логические операторы языка Turbo-Pascal.
- 46 Ввод и вывод данных в языке Turbo-Pascal. Привести примеры.