43 Структура программы на языке Turbo-Pascal.
Программа реализует алгоритм решения задачи. В ней программист записывает последовательность действий, выполняемых над определенными данными с помощью определенных операций для реализации заданной цели. Основными характеристиками программы являются: точность полученного результата, время выполнения и объем требуемой памяти. Программа на языке Pascal состоит из строк. Набор текста программы осуществляется с помощью встроенного редактора текстов системы программирования Turbo Pascal или любого другого редактора.
Набирая текст программы, программист может произвольно располагать строки на экране. Строка может начинаться с любой колонки, т. е. величина отступа от левой границы экрана для каждой строки устанавливается самим программистом с целью получить наиболее удобный для чтения текст программы. Количество операторов в строке произвольно, но если в строке записывается один оператор, то такая программа легче читается.
Существуют различные схемы написания программ на языке Pascal, все они отличаются количеством отступов слева в каждой строке и различным использованием прописных букв.
Можно рассмотреть следующую схему:
– зарезервированные слова program, procedure, function пишутся строчными буквами;
– имена констант, переменных, процедур, функций начинаются с прописных букв;
– операторы записываются только строчными буквами;
– логически подчиненные структуры записываются на одну строку ниже и на одну или две позиции правее по отношению к более старшим.
Максимальный размер программы ограничен. Компилятор позволяет обрабатывать программы и библиотечные модули, в которых объем данных и генерируемый машинный код не превышают 64 Кбайт каждый. Если программа требует большего количества памяти, следует использовать библиотечные модули (TPU-файлы) или оверлейные структуры.
Оверлеи – части исполняемой программы, которые используют одну и ту же область оперативной памяти. В каждый момент времени в памяти может находиться только один оверлей, в зависимости от выполняемой функции. В процессе выполнения программы эти части могут замещать друг друга в памяти.
Синтаксически программа состоит из необязательного заголовка и блока.
Блок может содержать в себе другие блоки. Блок состоит из двух частей: описательной и исполнительной. Первая часть может отсутствовать, без второй блок не имеет смысла. Блок, который не входит ни в какой другой блок, называется глобальным. Если глобальный блок содержит другие блоки, то они называются локальными. Глобальный блок — это основная программа. Локальные блоки — это процедуры и функции, их присутствие необязательно. Объекты программы (типы, переменные, константы и т. д.) тоже называются глобальными и локальными. Областью действия объектов является блок, в котором они описаны, и все вложенные в него блоки.
Блочная структура обеспечивает структуризацию программ на уровне исходных текстов. В идеальном случае программа на языке Pascal состоит из процедур и функций, которые вызываются для выполнения из раздела операторов основной программы.
Исходя из этого можно записать структуру программы следующим образом:
Program ... ; { Заголовок программы }
Uses ... ; { Подключение модулей }
Label ... ; { Раздел объявления меток }
Const ... ; { Раздел объявления констант }
Type ... ; { Раздел объявления новых типов }
Var ... ; { Раздел объявления переменных }
Procedure ... ; { Описание своих процедур }
Function ... ; { Описание своих функций }
Begin { начало основной программы }
...;
{ Операторы }
...;
End.
Обязательной частью является лишь тело программы, которое начинается словом begin, а заканчивается словом end с точкой. Операторы в Паскале разделяются точкой запятой. Заголовок программы является хотя и необязательным, но желательным элементом и состоит из зарезервированного слова program и идентификатора - имени программы, за котором следует точка с запятой. Порядок объявлений и описаний не регламентируется.
ПРИМЕР : Простейшая программа.
program prim_1; { демонстрация структуры программы}
{эта программа не требует никаких объявлений и описаний}
begin
write('Привет! Вот мы и начали.') (* эта строка текста появится на экране *)
end.
- 1 Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Привести примеры.
- 2Информатика. Определение. Основные направления информатики.
- 3Основные этапы развития вычислительной техники. Информатизация общества.
- 4 Качественные и количественные характеристики информации. Свойства информации. Единицы измерения количества информации.
- 5Кодирование информации, его способы. Привести примеры.
- 6 Арифметические основы компьютера. Системы счисления. Определение системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления.
- 7 Двоичная система счисления. Запись чисел в двоичной системе счисления.
- 8 Восьмеричная система счисления. Запись чисел в восьмеричной системе счисления. Привести примеры.
- Алгоритм перевода из 8-ой в 2-ую
- 9 Шестнадцатеричная система счисления. Запись чисел в шестнадцатеричной системе счисления. Привести примеры.
- Примеры:
- Алгоритм перевода чисел из 16-ой в 2-ую
- 10 Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую позиционную систему счисления. Привести примеры.
- 11 Перевод чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления. Привести примеры.
- 12 Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Привести примеры.
- 13 Арифметические операции в позиционных системах счисления. (в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной). Привести примеры.
- 14 Что такое компьютер. Классификация компьютеров по поколениям.
- 15 Краткая историческая справка.
- 16 Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера, их назначения и взаимосвязь.
- 17 Основные характеристики компьютера. (Объём оперативной и внешней памяти, разрядность и т.Д.).
- 18 Внешняя память компьютера. Различные виды носителей информации.
- 19 Программное управление работой компьютера. Программное обеспечение компьютера.
- 20 Что такое мультимедиа.
- 21 Что такое операционная система. Основные функции операционной системы. Привести примеры операционных систем.
- 22 Файловая система. Основные операции с файлами в операционной системе.
- 23 Что такое транслятор, компилятор, интерпретатор.
- 24 Алгебра логики. Что такое логическая формула.
- 27 Логическое сложение и умножение.
- 28 Основные законы алгебры логики.
- 29 Таблица истинности для логической формулы.
- 30 Этапы решения задач на эвм
- 31 М оделирование, как метод научного познания. Модели физические и математические. Привести примеры.
- 32 Алгоритм. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов.
- 33 Алгоритмическая структура «ветвление». Привести примеры.
- 34 Алгоритмическая структура «цикл». Привести примеры.
- 35 Одномерные массивы и алгоритмы их обработки. Привести примеры.
- 36 Двумерные массивы и алгоритм их обработки. Привести примеры.
- 37 Язык и информация. Естественные и формальные языки
- 38 Языки программирования
- 39 Общая характеристика языка Turbo-Pascal.
- 40 Алфавит, синтаксис, семантика языка Turbo-Pascal.
- 41 Классификация типов данных языка.
- 42 Операторы. Классификация операторов.
- 43 Структура программы на языке Turbo-Pascal.
- 44 Простые и структурированные операторы языка.
- 45 Логические операторы языка Turbo-Pascal.
- 46 Ввод и вывод данных в языке Turbo-Pascal. Привести примеры.