logo search
К

Интернет и традиционные газеты

По форме представления информации интернет-издания наиболее близки традиционным бумажным газетам, ведь и в тех, и в других основу составляет иллюстрированный текст. Поэтому, на первый взгляд, интернет-сайты популярных газет могли бы быть лидерами и в интернет-журналистике. Однако посещаемость электронных версий традиционных бумажных СМИ оказалась значительно ниже, чем у только сетевых изданий. Попробуем понять причину этого явления.

Первое, что отмечают специалисты, – это непрерывный характер работы электронных изданий. Бумажная газета выходит в лучшем случае ежесуточно. Соответственно, не чаще обновляется информация на сайтах бумажных изданий. Между тем, он-лайновые газеты могут публиковать свежие новости хоть каждый час, если не чаще. Появилось даже понятие «он-лайновая журналистика», отражающее непрерывный характер работы интернет-изданий. Это серьезно влияет на посещаемость – читатель заходит на сайт несколько раз в течение суток.

Сама стилистика бумажной газеты отличается от сетевой стилистики. Так или иначе, сетевая версия газеты привязана к содержанию бумажной, которое формируется отнюдь не в расчете на сеть. Изменить этот фактор газете не просто, для этого ей пришлось бы перекраивать свои тексты, адаптировать их к сетевой моде. Кроме этого, он-лайновые издания, изначально ориентированные на сетевую аудиторию, гораздо более полно, чем бумажные СМИ, освещают сетевую тематику.

Электронные издания, в отличие от многих сетевых версий бумажных, бесплатны. Если «Эксперт» или «Итоги» бесплатно предоставляют доступ к свежему номеру, то за подписку на полную версию «Коммерсанта» или «Ведомостей» придется платить. И стоимость подписки на электронную версию соизмерима с подпиской на бумажную. Бесплатно можно читать лишь некоторые материалы «Ведомостей» или «Коммерсанта», что отнюдь не привлекает пользователей. Впрочем, такая политика газет, рассчитанных на деловых людей, оправдана. Большинство их читателей имеют доступ к Интернету, и свободная публикация всех материалов в сети вполне может привести к уменьшению тиража бумажной версии. Есть еще несколько факторов, не способствующих росту популярности сетевых версий бумажных изданий. Это отсутствие в них специальных сетевых возможностей и сервисов, оформление издания (черно-белая печать, наиболее распространенная в бумажных СМИ, приводит или к черно-белым иллюстрациям или к их отсутствию в сетевой версии), удобство интерфейса (умение «строить» бумажную газету не всегда преобразуется в понимание того, как должна выглядеть интернет-версия). Одним из важнейших отличий интернет-изданий, которое мы уже отмечали, является то, что они дают возможность оперативно ознакомиться с историей вопроса, то есть просмотреть предыдущие публикации по теме и другие сайты, имеющие к ней отношение. Такая возможность, например, весьма удачно реализована в «Ленте.Ру». Эксперты отмечают, что «Независимая Газета-Интернет» является наиболее успешной сетевой версией бумажной газеты. «НГ» старается приблизиться к он-лайновым проектам, организовав, скажем, на своем сайте непрерывную новостную ленту.

Впрочем, даже если развитие Рунета пойдет еще более быстрыми темпами, едва ли российская аудитория откажется от традиционных СМИ. И дело здесь, по-видимому, не только в инерции читательской психологии, но и в том, что каждый вид СМИ за счет своих уникальных способов восприятия, стилистики и содержания имеет своих собственных приверженцев.