6.2. Основные классы архитектур программных средств.
Различают следующие основные классы архитектур программных средств [6.1]:
· цельная программа;
· комплекс автономно выполняемых программ;
· слоистая программная система;
· коллектив параллельно выполняемых программ.
Цельная программа представляет вырожденный случай архитектуры ПС: в состав ПС входит только одна программа. Такую архитектуру выбирают обычно в том случае, когда ПС должно выполнять одну какую-либо ярко выраженную функцию и ее реализация не представляется слишком сложной. Естественно, что такая архитектура не требует какого-либо описания (кроме фиксации класса архитектуры), так как отображение внешних функций на эту программу тривиально, а определять способ взаимодействия не требуется (в силу отсутствия какого-либо внешнего взаимодействия программы, кроме как взаимодействия ее с пользователем, а последнее описывается в документации по применению ПС).
Комплекс автономно выполняемых программ состоит из набора программ, такого, что:
· любая из этих программ может быть активизирована (запущена) пользователем;
· при выполнении активизированной программы другие программы этого набора не могут быть активизированы до тех пор, пока не закончит выполнение активизированная программа;
· все программы этого набора применятся к одной и той же информационной среде.
Таким образом, программы этого набора по управлению никак не взаимодействуют - взаимодействие между ними осуществляется только через общую информационную среду.
Слоистая программная система состоит из некоторой упорядоченной совокупности программных подсистем, называемых слоями, такой, что:
· на каждом слое ничего не известно о свойствах (и даже существовании) последующих (более высоких) слоев;
· каждый слой может взаимодействовать по управлению (обращаться к компонентам) с непосредственно предшествующим (более низким) слоем через заранее определенный интерфейс, ничего не зная о внутреннем строении всех предшествующих слоев;
· каждый слой располагает определенными ресурсами, которые он либо скрывает от других слоев, либо предоставляет непосредственно последующему слою (через указанный интерфейс) некоторые их абстракции.
Таким образом, в слоистой программной системе каждый слой
может реализовать некоторую абстракцию данных. Связи между слоями ограничены передачей значений параметров обращения каждого слоя к смежному снизу слою и выдачей результатов этого обращения от нижнего слоя верхнему. Недопустимо использование глобальных данных несколькими слоями.
В качестве примера рассмотрим использование такой архитектуры для построения операционной системы. Такую архитектуру применил Дейкстра при построении операционной системы THE [6.2]. Эта операционная система состоит из четырех слоев (см. рис. 6.1). На нулевом слое производится обработка всех прерываний и выделение центрального процессора программам (процессам) в пакетном режиме. Только этот уровень осведомлен о мультипрограммных аспектах системы. На первом слое осуществляется управление страничной организацией памяти. Всем вышестоящим слоям предоставляется виртуальная непрерывная (не страничная) память. На втором слое осуществляется связь с консолью (пультом управления) оператора. Только этот слой знает технические характеристики консоли. На третьем слое осуществляется буферизация входных и выходных потоков данных и реализуются так называемые абстрактные каналы ввода и вывода, так что прикладные программы не знают технических характеристик устройств ввода и вывода.
Компьютер |
Рис. 6.1. Архитектура операционной системы THE.
Коллектив параллельно действующих программ представляет собой набор программ, способных взаимодействовать между собой, находясь одновременно в стадии выполнения. Это означает, что такие программы, во-первых, вызваны в оперативную память, активизированы и могут попеременно разделять по времени один или несколько центральных процессоров, а во-вторых, осуществлять между собой динамические (в процессе выполнения) взаимодействия, на базе которых производиться их синхронизация. Обычно взаимодействие между такими процессами производится путем передачи друг другу некоторых сообщений.
Простейшей разновидностью такой архитектуры является конвейер, средства для организации которого имеются в операционной системе UNIX [6.3]. Конвейер представляет собой последовательность программ, в которой стандартный вывод каждой программы, кроме самой последней, связан со стандартным вводом следующей программы этой последовательности (см. рис. 6.2). Конвейер обрабатывает некоторый поток сообщений. Каждое сообщение этого потока поступает на ввод первой программе, которая обработав его передает переработанное сообщение следующей программе, а сама начинает обработку очередного сообщения потока. Таким же образом действует каждая программа конвейера: получив сообщение от предшествующей программы и обработав его, она передает переработанное сообщение следующей программе, а последняя программа конвейера выводит результат работы всего конвейера (результирующее сообщение). Таким образом, в конвейере, состоящим из n программ, может одновременно находиться в обработке до n сообщений. Конечно, в силу того, что разные программы конвейера могут затратить на обработку очередных сообщений разные отрезки времени, необходимо обеспечить каким-либо образом синхронизацию этих процессов (некоторые процессы могут находиться в стадии ожидания либо возможности передать переработанное сообщение, либо возможности получить очередное сообщение).
Рис. 6.2. Конвейер параллельно действующих программ.
В более общем случае коллектив параллельно действующих программ может быть организован в систему с портами сообщений.
Порт сообщений представляет собой программную подсистему, обслуживающую некоторую очередь сообщений: она может принимать на хранение от программы какое-либо сообщение, ставя его в очередь, и может выдавать очередное сообщение другой программе по ее требованию. Сообщение, переданное какой-либо программой некоторому порту, уже не будет принадлежать этой программе (и использовать ее ресурсы), но оно не будет принадлежать и никакой другой программе, пока в порядке очереди не будет передано какой-либо программе по ее запросу. Таким образом, программа, передающая сообщение не будет находиться в стадии ожидания пока программа, принимающая это сообщение, не будет готова его обрабатывать (если только не будет переполнен принимающий порт).
Пример программной системы с портами сообщений приведен на рис. 6.3. Порт U может рассматриваться как порт вводных сообщений для представленного на этом рисунке коллектива параллельно действующих программ, а порт W - как порт выводных сообщений для этого коллектива программ.
Рис. 6.3. Пример программной системы с портами сообщений.
Программные системы с портами сообщений могут быть как жесткой конфигурации, так и гибкой конфигурации. В системах с портами жесткой конфигурации с каждой программой могут быть жестко связаны один или несколько входных портов. Для передачи сообщения такая программа должна явно указать адрес передачи: имя программы и имя ее входного порта. В этом случае при изменении конфигурации системы придется корректировать используемые программы: изменять адреса передач сообщений. В системах с портами гибкой конфигурации с каждой программой связаны как входные, так и выходные виртуальные порты. Перед запуском такой системы должна производиться ее предварительная настройка с помощью специальной программной компоненты, осуществляющая совмещение каждого выходного виртуального порта с каким-либо входным виртуальным портом на основании информации, задаваемой пользователем. Тем самым при изменении конфигурации системы в этом случае не требуется какой-либо корректировки используемых программ - необходимые изменения должны быть отражены в информации для настройки. Однако в этом случае требуется иметь специальную программную компоненту, осуществляющую настройку системы.
- 1. Программное средство как продукт технологии программирования
- 1.1. Программа как формализованное описание процесса обработки данных. Программное средство.
- 1.2. Неконструктивность понятия правильной программы.
- 1.3. Надежность программного средства.
- 1.4. Технология программирования как технология разработки надежных программных средств
- 1.5. Технология программирования и информатизация общества.
- 2. Источники ошибок в программных средствах
- 2.1. Интеллектуальные возможности человека.
- 2.2. Неправильный перевод как причина ошибок в программных средствах.
- 2.3. Модель перевода.
- 2.4. Основные пути борьбы с ошибками.
- 3. Общие принципы разработки программных средств
- 3.1. Специфика разработки программных средств.
- 3.2. Жизненный цикл программного средства.
- 3.3. Понятие качества программного средства.
- 3.4. Обеспечение надежности - основной мотив разработки программных средств.
- 3.5. Методы борьбы со сложностью.
- 3.6. Обеспечение точности перевода.
- 3.7. Преодоление барьера между пользователем и разработчиком.
- 3.8. Контроль принимаемых решений.
- 4. Внешнее описание программного средства
- 4.1. Назначение внешнего описания программного средства и его роль в обеспечении качества программного средства.
- 4.2. Определение требований к программному средству.
- 4.3. Спецификация качества программного средства.
- 4.4. Функциональная спецификация программного средства.
- 4.5. Методы контроля внешнего описания программного средства.
- 5. Методы спецификации семантики функций
- 5.1. Основные подходы к спецификации семантики функций.
- 5.2. Метод таблиц решений.
- 5.3. Операционная семантика.
- 5.4. Денотационная семантика.
- 5.5. Аксиоматическая семантика.
- 5.6. Языки спецификаций.
- 6. Архитектура программного средства
- 6.1. Понятие архитектуры программного средства.
- 6.2. Основные классы архитектур программных средств.
- 6.3. Архитектурные функции.
- 6.4. Контроль архитектуры программных средств.
- 7. Разработка структуры программы и модульное программирование
- 7.1. Цель модульного программирования.
- 7.2. Основные характеристики программного модуля.
- 7.3. Методы разработки структуры программы.
- 7.4. Контроль структуры программы.
- 8. Разработка программного модуля
- 8.1. Порядок разработки программного модуля.
- 8.2. Структурное программирование.
- 8.3. Пошаговая детализация и понятие о псевдокоде.
- 8.4. Контроль программного модуля.
- 9. Доказательство свойств программ
- 9.1. Обоснования программ. Формализация свойств программ.
- 9.2. Свойства простых операторов.
- 9.3. Свойства основных конструкций структурного программирования.
- 9.4. Завершимость выполнения программы.
- 9.5. Пример доказательства свойства программы.
- 10. Тестирование и отладка программного средства
- 10.1. Основные понятия.
- 10.2. Принципы и виды отладки.
- 10.3. Заповеди отладки.
- 10.4. Автономная отладка модуля.
- 10.5. Комплексная отладка программного средства.
- 11. Обеспечение функциональности и надежности программного средства
- 11.1. Функциональность и надежность как обязательные критерии качества программного средства.
- 11.2. Обеспечение завершенности программного средства.
- 11.3. Обеспечение точности программного средства.
- 11.4. Обеспечение автономности программного средства.
- 11.5. Обеспечение устойчивости программного средства.
- 11.6. Обеспечение защищенности программных средств.
- 12. Обеспечение качества программного средства
- 12.1. Общая характеристика процесса обеспечения качества программного средства.
- 12.2. Обеспечение легкости применения программного средства.
- 12.3. Обеспечение эффективности программного средства.
- 12.4. Обеспечение сопровождаемости.
- 13. Документирование программных средств
- 13.1. Документация, создаваемая в процессе разработки программных средств.
- 13.2. Пользовательская документация программных средств.
- 13.3. Документация по сопровождению программных средств.
- 14. Аттестация программного средства
- 14.1. Назначение аттестации программного средства.
- 14.2. Виды испытаний программного средства.
- 14.3. Методы оценки качества программного средства.
- 15. Оъектный подход к разработке программных средств
- 15.1. Объекты и отношения в программировании. Сущность объектного подхода к разработке программных средств.
- 15.2. Объектный и субъектный подходы к разработке программных средств.
- 15.3. Объектный подход к разработке внешнего описания и архитектуры программного средства.
- 16. Компьютерная поддержка разработки и сопровождения программных средств
- 16.1. Инструменты разработки программных средств.
- 16.2. Инструментальные среды разработки и сопровождения программных средств.
- 16.3. Инструментальные среды программирования.
- 16.4. Понятие компьютерной технологии разработки программных средств и ее рабочие места.
- 16.5. Инструментальные системы технологии программирования.