logo search
ответы осапр

44) Портал

Концепция порталов появилась в процессе развития Web-сайтовПортал есть ориентированная на пользователя информационная Web-система с единой для каждого конкретного пользователя точкой доступа к разнообразной информации, относящейся к определенному приложению. Порталы, в основном, базируются на технологиях Web-приложений, таких как Web-серверы и Java 2 Platform Enterprise Edition (J2EE). Если Web-сайты в большинстве случаев представляют собой наборы статических Web-страниц, то порталы являются совокупностями программных средств и заранее неструктурированной информации, которую эти средства превращают в структурированные данные по запросу конкретных пользователей.

Типы порталов варьируются в зависимости от пользователей, которым они адресованы, и служб, которые они предлагают.

Общедоступные порталы, такие как Yahoo, открыты для всех и объединяют информацию из различных источников и приложений и поступающую от разных людей, предлагая персонифицированные Web-сайты для произвольных категорий посетителей.

Корпоративные порталы предоставляют сотрудникам предприятий доступ к характерным приложениям и информации, используемым внутри организации.

Порталы в сфере образования создают в образовательных учреждениях. Различают порталы университетские, образовательные, административные, приложений и др. Университетские порталы содержат наиболее общую информацию о вузе, обеспечивают доступ к информации о кафедрах, специальностях, учебных планах, условиях приема абитуриентов и т.п. Другие порталы образовательных учреждений можно рассматривать как части университетского портала. Так, образовательные порталы содержат электронные учебные материалы, методические указания, расписания занятий и консультаций и другие данные, относящиеся непосредственно к учебному процессу.

Торговые порталы, такие как eBay и ChemWeb, — это торговые площадки, которые связывают продавцов и покупателей.

Специализированные порталы, такие как портал MySAP.com, предлагают путь доступа к приложениям определенного вида.

Названные типы порталов предполагают различные сценарии работы, однако все они обладают некоторыми общими характеристиками. Технология сервера порталов предусматривает реализацию порталов с общим набором служб.

Особенности порталов, отличающие их от обычных Web-сайтов:

Возможности порталов определяются следующими основными функциями и сервисами (рис. 1):

  1. Поиск как по атрибутам (например, предмет, тип материала, уровень образования), так и по ключевым словам.

  2. Средства публикации и рубрикации материалов.

  3. Персонализация и кастомизация. Служба настройки (customization) распознает различных пользователей и предлагает им информационное наполнение, сконфигурированное с учетом их специфических требований. Эта служба основана на сборе информации о пользователях и сообществах пользователей и должна предоставлять нужное информационное наполнение в нужное время.

  4. Наличие раздела новостей, списков рассылки, средства опроса

  5. Доступ к форумам, справочным базам данных, телеконференциям.

  6. Служба агрегирования информационного наполнения (content aggregation) готовит информацию, полученную из различных источников для различных пользователей. Она учитывает ориентированный на конкретного человека контекст, идентифицируя пользователя с помощью службы защиты и службы настройки.

  7. Служба получения информационного наполнения (content syndication) накапливает информацию из различных источников. Поставщики коммерческого информационного наполнения часто предоставляют информацию в стандартизованных форматах, например, распространенная операция — "клиппировать" (вырезать) копирует информацию с существующих Web-сайтов в формате HTML. Портал для сотрудников, к примеру, может вырезать информацию из внутрикорпоративной интранет-сети.

  8. Служба поддержки устройств (multidevice support) готовит информационное наполнение для различных каналов коммуникаций (например, проводные и беспроводные телефоны, пейджеры и факсы), анализируя их характеристические особенности. Как правило, для этого необходимо фильтровать информационное наполнение (скажем, из информации, предназначенной для беспроводного телефона, при этом удаляют все изображения, а для беспроводных соединений WML — преобразуют HTML в нужный язык разметки).

Рис. 1.   Основные части и функции порталов

Пользовательский портал должен предоставлять средства коммуникации такие, как электронная почтафайловый обмен, различные виды конференц-связи, участие в телеконференциях и т.п. В образовательных порталах эти средства успешно используются при реализации связей "студент-преподаватель", "студент-деканат", "студент-студент". Особенно они необходимы при дистанционном обучении.

Дополнительно подразумевается наличие в порталах средств индикации изменений, происходящих в источнике используемой информации. В частности, необходимы средства постоянного контроля доступности ресурсов, расположенных на разных серверах в распределенной ИОС. В образовательном портале необходимо также иметь средства ведения каталога учебных ресурсов, специфического интерфейса авторов и редакторов учебных материалов, фиксируемых в каталоге.

Среда для корректного выполнения и взаимодействия всех сервисов портала обеспечивается ядром – сервером приложений (Application Server). В ядро системы интегрированы функции поддержки авторизации и персональной настройки сервисов портала. Логика работы всех сервисов портала реализуется на основе портлетов – специализированных программных модулей на языке Java (преимущество которого – многоплатформность). Портлетами могут являться как самостоятельные компоненты портала, реализующие конкретный сервис, так и интерфейсы (коннекторы) к интегрированным в портал приложениям и источникам данных. Портал может представлять собой мультиагентную систему, тогда функции управления порталом выполняют программные агенты.

В основе портала лежит концепция разделения внутренних и внешних функций системы по блокам и модулям. Любой запрос пользователя к порталу проходит через блок, ответственный за авторизациюаутентификацию и персонализацию. Далее он поступает в блок маршрутизации, где определяется, с какими параметрами должен быть вызван соответствующий функциональный модуль (портлет). Портлет интерпретирует запрос пользователя и выполняет его, обращаясь к программным подсистемам, базам данных, внешним приложениям и другим источникам через DCOM, JDBC, API, CORBAHTTP и т. д. Так как в качестве входных данных портлет использует информацию о клиенте и его правах доступа, работа происходит с учетом разделения прав доступа.

Результаты работы портлета представляют собой описание сведений на расширяемом языке разметки данных XML, которое передается блоку, ответственному за их предоставление. Последний форматирует результаты работы портлета с использованием XSL-трансформации на основе различных XSL-шаблонов с учетом персональных предпочтений и типа используемого им клиента: Web-браузер, карманный компьютер, мобильный телефон с поддержкой WAP или какое-либо другое устройство.

Каждый портлет помимо модуля, отвечающего за взаимодействие с пользователями, содержит также административную компоненту, которая позволяет администратору системы определять режимы работы, информационное наполнение и права доступа на работу с конкретным сервисом.

Физически различные портлеты могут выполняться на разных серверах в единой программной среде. Это позволяет балансировать нагрузку и обеспечить высокий уровень безопасности. "Открытые" сервисы портала, к защищенности которых не предъявляются высокие требования, выделяются в одну группу и размещаются на сервере, включенном в общую корпоративную сеть. Сервисы, которые нуждаются в большей защищенности от несанкционированного доступа, устанавливаются на выделенном сервере со специальными мерами безопасности на нем.

Аутентификация пользователей при входе в систему и их авторизация при доступе к различным ресурсам выполняется отдельными компонентами портала, служащими элементами системы безопасности. Аутентификация основывается на информации LDAP-сервера. Для обеспечения доступа через Web-интерфейс к корпоративной Интранет-сети может учитываться информация о правах доступа домена Windows NT.

Примером системы создания и поддержки порталов может служить система WebSphere Portal Server, предлагаемая корпорацией IBM. В IBM разработан также продукт под названием WebSphere Portal — Express Plus. Дополнительно к типичным функциям пакета WebSphere Portal Server, таким как индивидуальная настройка интерфейса, однократная регистрация для доступа к нескольким приложениям, единый механизм аутентификации и взаимодействия для всех компонентов портала, пакет WebSphere Portal-Express Plus поддерживает коллективное обсуждение вопросов (чат), виртуальные комнаты для семинаров, ведение архива различных материалов с возможностями обмена ими и совместной работы над документами.