2. Основные направления реформирования судебной власти
Обращаясь к краткому обзору основных исторических этапов развития судебной системы России, можно проследить непростой путь становления судебной власти от одного из рядовых инструментов борьбы с преступностью, функционирующего под непосредственным руководством партийных структур и органов исполнительной власти, до независимого, демократически организованного и действенного органа правосудия.
Положение о народном суде РСФСР 1918 г. и принятое позже Положение о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. предусматривали образование единого народного суда, которому поручалось рассмотрение в первой инстанции всех дел, не входящих в компетенцию революционных и военно-революционных трибуналов.
В целом на данном этапе развития судебной системы значительное влияние на осуществление правосудия оказывала исполнительная власть (Наркомат юстиции).
Очередной этап связан с Положением о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. Была установлена единая система общегражданских судов: народные суды, губернские суды и Верховный Суд РСФсР. В новых условиях тенденция вмешательства в правосудие исполнительной власти не ослабла.
В период репрессий (1930–1950 гг.) суды осуществляли карательные функции в условиях отсутствия защиты, без права на обжалование, негласного процесса и немедленного приведения приговора в исполнение.
Основные направления реформирования системы судебной власти в 1960–1980 гг. связаны с проведением мер по реабилитации жертв политических репрессий и устранением из судопроизводства наиболее одиозных норм, ущемляющих независимость суда и нарушающих элементарные демократические принципы правосудия.
После внесения в 1957 г. изменений в Конституцию СССР Верховный Совет СССР принял 25 декабря 1958 г. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Закон о судоустройстве РСФСР, принятый в 1960 г., был пересмотрен и уточнен в 1981 г.
Корректировка законодательства послужила правовой основой демократического обновления судебной системы, внедрения принципов осуществления правосудия только судом, гласности процессов, расширения прав обвиняемых на защиту.
Однако отсутствовали реальные гарантии независимости суда, на законодательном уровне устанавливались надзор и вмешательство прокуратуры в деятельность суда. Не обеспечивались реальная состязательность и равенство сторон в процессе.
Радикальные изменения, связанные с ролью суда в системе правоохранительных органов, относятся к периоду распада СССР и реформирования российской государственности.
В Конституцию РСФСР в 1990–1992 гг. были внесены следующие изменения, связанные с регулированием судебной системы:
– об образовании Конституционного Суда РСФСР и системы арбитражных судов;
– о возможности бессрочного наделения судейскими полномочиями;
– о рассмотрении отдельных категорий дел судьями единолично, а также с участием присяжных заседателей;
– о расширении права суда по контролю за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти.
Конституция РФ 1993 г. закрепила роль и место судов в системе органов государственной власти как самостоятельной и независимой ее ветви, исчерпывающе определила принципы организации и деятельности суда.
- 1.Судебная власть в системе разделения властей в Российской Федерации
- 2. Основные направления реформирования судебной власти
- 3. Принципы организации и деятельности судебной власти
- 4. Основные нормативные правовые акты, регулирующие организацию деятельности судов
- 5. Должностной состав судов общей юрисдикции. Распределение обязанностей между судьями и аппаратом судов первого, второго звена
- 6. Содержание и основные принципы научной организации труда в суде
- 7. Правовые и организационные основы делопроизводства в судах
- 8. Правовые и организационные основы делопроизводства в судах
- 9. Организация работы судьи по подготовке дел к судебному разбирательству.
- 10. Юридическая квалификация как основа правосудия
- 1. По субъекту квалификации :
- 11. Организация рассмотрения дела в судебном заседании суда первой инстанции.
- 12. Организация подготовки и рассмотрения судом дел в апелляционном и кассационном порядке.
- 13. Организация рассмотрения дел в порядке надзора
- 14. Организация работы судьи по обращению к исполнению судебных решений.
- 15. Организация в суде исполнения судебных решений
- 16. Деятельность судебных приставов по исполнению судебных решений
- 17. Организация работы по рассмотрению обращений граждан и приему посетителей в судах.
- 1. Общие положения
- 18. Организация судебной статистики, изучение и обобщение судимости и судебной практики. Ведение справочной работы по учету законодательства и судебной практики
- 19. Организационно-правовые основы обеспечения деятельности конституционных (уставных) судов
- 20 Организация работы арбитражных судов
- 21. Функции и структура Судебного департамента при Верховном Суде рф. Правовые основы его деятельности.
- 22. Правовое положение, задачи и функции помощников председателей, помощников судей, администраторов и других работников судов.
- 23. Задачи аппарата суда и организация его работы
- 24. Организация хозяйства суда. Правила внутреннего распорядка судов
- 25. Информатизация судов и органов судейского сообщества
- 26. Финансовое обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества.
- 27. Материально-техническое обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества
- 28. Кадровое обеспечение деятельности судов. Профессиональная подготовка и повышение квалификации работников судов.
- 29. Понятие, виды и полномочия органов судейского сообщества, их роль в организации деятельности судов
- 30. Организация квалификационных коллегий судей, их полномочия по организации деятельности судов