2. Понятие информационной технологии
Термин технология произошел от греческого teche + logos, т.е. мастерство + учение. В производственном процессе под технологией понимают систему взаимосвязанных способов обработки материалов и приемов изготовления продукции. В общем случае технология – это правила действия с использованием каких-либо средств, которые являются общими для целой совокупности задач или задачных ситуаций. Если реализация технологии направлена на выработку управляющих воздействий, то это технология управления.
Информационные процессы (сбор, обработка и передача информации) всегда играли важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее содержание по существу часто остается неизменным.
Информационная технология (ИТ) — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, регистрацию, обработку, накопление, хранение, отображение, поиск, анализ, защиту и распространение информации на базе применения программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
Современная технология должна отвечать следующим требованиям
а) высокая степень расчлененности процесса на стадии (фазы);
б) системная полнота (целостность) процесса, который включает все элементы, обеспечивающие необходимую завершенность действий в достижении поставленной цели;
в) регулярность процесса и однозначность его фаз, позволяющие применять средние величины при их характеристике, а значит, осуществить стандартизацию и унификацию этих фаз.
Автоматизированная информационная технология — информационная технология, в которой для передачи, сбора, хранения и обработки данных используются средства вычислительной техники и систем связи. Другими словами, они используют средства автоматизации для всех операций, связанных с информацией. В дальнейшем изложении материала под ИТ будут пониматься именно автоматизированные информационные технологии.
Чтобы терминологически выделить традиционную технологию решения экономических и управленческих задач, был введен термин «предметная технология». Предметная технология представляет собой последовательность технологических этапов по модификации первичной информации в результатную в какой-либо предметной области и содержательно не зависит от использования средств вычислительной техники и информационных технологий.
Так, любой участок бухгалтерского учета предполагает поступление первичной документации, которая трансформируется в форму бухгалтерской проводки. Последняя, изменяя состояние аналитического учета, приводит к изменению счетов синтетического учета и далее — баланса. Предметная технология и информационная технология влияют друг на друга. Так, использование компьютера для операций по бухгалтерскому учету внесло изменения в предметную технологию, исключив из обработки значительное количество журналов и ведомостей, используемых при традиционной системе учета, а также предоставив принципиально новые оперативные возможности. С другой стороны, предметные технологии, наполняя специфическим содержанием информационные технологии, акцентируют их на вполне определенные функции.
Технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения разнообразных задач разной степени сложности, принято называть обеспечивающими. Примеры обеспечивающих технологий: технологии баз данных, технология клиент-сервер, технологии обработки текстов, технологии Data Mining и т.д.
Функциональные информационные технологии реализуют технологию решения задач в конкретной предметной области путем использования комбинации нескольких различных обеспечивающих технологий.
Так, например, работа юриста, использующего ПК, обязательно предполагает применение следующих технологий:
технологии автоматизированного составления документов (договоров, исковых заявлений и т.д.) на основе типовых шаблонов;
технологий поиска документированной информации (реализованных в справочно-правовых системах);
использование алгоритмов юридических расчетов (расчет государственной пошлины, процентов по задолженности, пени);
технологии бухгалтерского учета (например, учет рабочего времени, использующийся в деятельности частнопрактикующих юристов с повременной оплатой);
использование других технологий, реализованных в какой либо ИТ (СУБД, текстовом процессоре, электронной таблице).
Трансформация обеспечивающей ИТ в функциональную (модификация некоторого общеупотребительного инструментария в специальный) может быть сделана как специалистом-проектировщиком, так и самим пользователем, в зависимости от того, насколько она сложна (т.е. доступна самому пользователю).
Таким образом, функциональная технология представляет собой синтез обеспечивающей и предметной технологий, осуществленный по некоторым правилам. Являясь некоторой средой преобразования данных и одновременно частью информационной системы, она базируется на платформе, которая состоит из технической, программной, организационной и информационной части.
Дадим еще одно важное определение.
Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи информации [5].
Понятия АИС и АИТ являются взаимопроникающими и взаимодополняющими. С одной стороны АИТ базируется на АИС; можно сказать, что информационная технология — это информационная система плюс действия персонала по работе с нею, направленные на получение нужного результата. С другой стороны (эта точка зрения закреплена в российском законодательстве) информационная система может пониматься как «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств». Очевидно, что рассматривать информационные системы и информационные технологии в отрыве друг от друга бессмысленно. Однако при характеристике информационной системы мы в первую очередь акцентируем внимание на ее структуре и используемых алгоритмах, в то время, как говоря об информационных технологиях, основное внимание следует уделять этапам технологического процесса, а также аспектам взаимодействия пользователя с программно-техническими средствами и программно-технических средств друг с другом на этих этапах.
- Елисеева е.В.
- 2. Понятие информационной технологии
- 3. Свойства информационной технологии
- 4. Особенности разработки и реализации современных информационных технологий. Понятие платформы.
- 5. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества
- Тема 2. Развитие и классификация информационных технологий
- 1. Эволюция информационных технологий
- Тенденции развития информационных технологий
- Информационные технологии экспертных систем и др.
- 2. Классификация информационных технологий
- 3. Характеристика этапов технологического процесса автоматизированной обработки информации
- Параметрическая модель технологического процесса автоматизированной обработки информации
- 3. Критерии оценки информационных технологий
- Тема 3. Инструментальная база информационных технологий
- Составляющие информационных технологий
- 1. Основы построения инструментальных средств информационных технологий
- 2. Составляющие информационных технологий
- 3. Стандарты пользовательского интерфейса информационных технологий Понятие и виды пользовательского интерфейса
- Необходимые свойства пользовательского интерфейса:
- Графический интерфейс пользователя gui
- 4. Автоматизированное рабочее место Концепция арм
- Классификация арм управленческих работников
- Автоматизированное рабочее место руководителя
- Автоматизированное рабочее место специалиста
- Автоматизированное рабочее место технического работника
- Техническая база создания автоматизированных рабочих мест
- Обеспечение автоматизированных рабочих мест
- Тема 4. Информационные технологии конечного пользователя
- 1. Информационная технология обработки данных (итод)
- 2. Информационная технология электронного офиса (итэо)
- 3. Информационная технология обеспечения безопасности обработки информации
- 4. Информационно — справочные правовые системы (испс)
- Тема 5. Сетевые информационные технологии
- Принципы организации компьютерных сетей
- 1. Сетевое использование вычислительной техники. Основные понятия и базовые концепции
- 2. Принципы организации компьютерных сетей
- Сетевое оборудование
- 3. Архитектура клиент-сервер
- Тема 6. Технологии открытых систем
- 1. Модель взаимосвязи открытых систем
- 2. Технологии Интернет
- Краткая история Интернета
- Структурные компоненты Интернета
- Ресурсы Интернета
- Функции Интернета
- Виды и способы подключения к Интернету
- Принципы функционирования Интернет-технологий
- Имя@домен
- Ivanov@online.Debryansk.Ru
- Технологии работы в World Wide Web. Основные понятия World Wide Web
- Основные компоненты технологии World Wide Web
- Универсальный способ адресации ресурсов в сети url (Universal Resource Locator)
- Протокол обмена гипертекстовой информацией http (HyperText Transfer Protocol)
- Универсальный интерфейс шлюзов cgi (Common Gateway Interface)
- 3. Технологии Интранет
- 4. Беспроводные технологии
- Тема 7. Гипертекстовая технология
- 1. Понятие гипертекста
- Тема 8. Технология мультимедиа и видеоконференции
- 1. Основные понятия, терминология
- 2. Технологии видеоконференции
- Тема 8. Технологии интегрированных информационных систем общего наpначения
- 1. Технологии геоинформационных систем
- 2. Технологии распределенной обработки данных
- 3. Технологии информационных хранилищ
- 4. Технологии электронного документооборота
- 5. Технологии групповой работы
- Тема 9.
- 2. Информационная технология поддержки принятия решений (ит ппр)
- 3. Информационная технология экспертных систем (итэс)
- 4. Технологии построения корпоративных информационных систем
- Информационные технологии создания кис, построенной на базе интрасети
- Вопросы для контроля и самоанализа
- Глоссарий
- Автор-составитель:Елисеева е.В. «Информационные технологиие» Учебно-методический комплекс