3.3. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую
Перевод чисел из одной системы счисления в другую составляет важную часть машинной арифметики. Рассмотрим основные правила перевода.
1. Для перевода двоичного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 2, и вычислить по правилам десятичной арифметики:
При переводе удобно пользоваться таблицей степеней двойки:
Таблица 4. Степени числа 2
n (степень) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 | 256 | 512 | 1024 |
Пример . Число перевести в десятичную систему счисления.
2. Для перевода восьмеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 8, и вычислить по правилам десятичной арифметики:
При переводе удобно пользоваться таблицей степеней восьмерки:
Таблица 5. Степени числа 8
n (степень) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 8 | 64 | 512 | 4096 | 32768 | 262144 |
Пример . Число перевести в десятичную систему счисления.
3. Для перевода шестнадцатеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 16, и вычислить по правилам десятичной арифметики:
При переводе удобно пользоваться таблицей степеней числа 16:
Таблица 6. Степени числа 16
n (степень) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 16 | 256 | 4096 | 65536 | 1048576 | 16777216 |
Пример . Число перевести в десятичную систему счисления.
4. Для перевода десятичного числа в двоичную систему его необходимо последовательно делить на 2 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 1. Число в двоичной системе записывается как последовательность последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.
Пример. Число перевести в двоичную систему счисления.
5. Для перевода десятичного числа в восьмеричную систему его необходимо последовательно делить на 8 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 7. Число в восьмеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.
Пример. Число перевести в восьмеричную систему счисления.
6. Для перевода десятичного числа в шестнадцатеричную систему его необходимо последовательно делить на 16 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 15. Число в шестнадцатеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.
Пример. Число перевести в шестнадцатеричную систему счисления.
7. Чтобы перевести число из двоичной системы в восьмеричную, его нужно разбить на триады (тройки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую триаду нулями, и каждую триаду заменить соответствующей восьмеричной цифрой (табл. 3).
Пример. Число перевести в восьмеричную систему счисления.
8. Чтобы перевести число из двоичной системы в шестнадцатеричную, его нужно разбить на тетрады (четверки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую тетраду нулями, и каждую тетраду заменить соответствующей восьмеричной цифрой (табл. 3).
Пример. Число перевести в шестнадцатеричную систему счисления.
9. Для перевода восьмеричного числа в двоичное необходимо каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной триадой.
Пример. Число перевести в двоичную систему счисления.
10. Для перевода шестнадцатеричного числа в двоичное необходимо каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной тетрадой.
Пример. Число перевести в двоичную систему счисления.
11. При переходе из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную и обратно, необходим промежуточный перевод чисел в двоичную систему.
Пример 1. Число перевести в восьмеричную систему счисления.
Пример 2. Число перевести в шестнадцатеричную систему счисления.
3.6. Контрольные вопросы. Системы счисления
1. Что называется системой счисления?
2. На какие два типа можно разделить все системы счисления?
3. Какие системы счисления называются непозиционными? Почему? Приведите пример такой системы счисления и записи чисел в ней?
4. Какие системы счисления применяются в вычислительной технике: позиционные или непозиционные? Почему?
5. Какие системы счисления называются позиционными?
6. Как изображается число в позиционной системе счисления?
7. Что называется основанием системы счисления?
8. Что называется разрядом в изображении числа?
9. Как можно представить целое положительное число в позиционной системе счисления?
10. Приведите пример позиционной системы счисления.
11. Опишите правила записи чисел в десятичной системе счисления: а) какие символы образуют алфавит десятичной системы счисления? б) что является основанием десятичной системы счисления? в) как изменяется вес символа в записи числа в зависимости от занимаемой позиции?
12. Какие числа можно использовать в качестве основания системы счисления?
13. Какие системы счисления применяются в компьютере для представления информации?
14. Охарактеризуйте двоичную систему счисления: алфавит, основание системы счисления, запись числа.
15. Почему двоичная система счисления используется в информатике?
16. Дайте характеристику шестнадцатеричной системе счисления: алфавит, основание, запись чисел. Приведите примеры записи чисел.
17. По каким правилам выполняется сложение двух положительных целых чисел?
18. Каковы правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления?
19. Для чего используется перевод чисел из одной системы счисления в другую?
20. Сформулируйте правила перевода чисел из системы счисления с основанием р в десятичную систему счисления и обратного перевода: из десятичной системы счисления в систему счисления с основанием S. Приведите примеры.
21. В каком случае для перевода чисел из одной системы счисления (СС) в другую может быть использована схема Горнера вычисления значения многочлена в точке? Каковы преимущества ее использования перед другими методами? Приведите пример.
22. Как выполнить перевод чисел из двоичной СС в восьмеричную и обратный перевод? Из двоичной СС в шестнадцатеричную и обратно? Приведите примеры. Почему эти правила так просты?
23. По каким правилам выполняется перевод из восьмеричной в шестнадцатеричную СС и наоборот? Приведите примеры.
- Лекции по информатике Лекция 1 Понятие информации. Предмет и задачи информатики Введение
- 1. Понятие информации. Предмет и задачи информатики
- 1.1. Концепции информации
- 1.2. Основные определения
- 1.3. Классификация информации
- 1.1. Концепции информации
- 1.2. Основные определения
- 1.3. Классификация информации
- Лекция 2 Кодирование информации
- 2.1. Количественное измерение информации
- 2.2. Кодирование различных типов информации
- 2.1. Количественное измерение информации
- 2.2. Кодирование различных типов информации
- 2.4. Тестирование. Кодирование информации
- 3. Виртуальный объект - это:
- 9. Один бит:
- 10. Сообщением называется:
- 2.5. Контрольные вопросы Кодирование информации
- Лекция 3 Системы счисления
- 3.1. Основные понятия систем счисления
- 3.2. Виды систем счисления
- 3.3. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую
- Лекция 4 История вычислительной техники
- 4.1. Этапы развития эвм
- 4.2. Поколения эвм
- 4.5. Контрольные вопросы. История вычислительной техники
- Лекция 5. Технические средства реализации информационных процессов
- 5.2. Состав системного блока
- 5.3. Центральный процессор
- 5.4. Устройства памяти эвм
- 5.5. Устройства ввода-вывода
- 5.8. Контрольные вопросы. Архитектура эвм
- Лекция 6. Модели и моделирование
- Модели и моделирование
- Лекция 7. Алгоритмизация и технология программирования
- Алгоритмы и способы их записи
- Лекция 8. Языки программирования высокого уровня
- Языки программирования
- Лекция 9. Программное обеспечение и технологии программирования. Офисные приложения
- Программное обеспечение и технологии программирования
- Лекция 10. Базы данных
- I этап. Постановка задачи.
- VI этап. Работа с созданной базой данных.
- Базы данных
- Лекция 11. Методы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну
- 2. Защита пароля.
- 3. Процедуры авторизации.
- 4. Предосторожности при работе.
- 5. Физическая безопасность.
- 6. Защита носителей информации (исходных документов, лент, картриджей, дисков, распечаток).
- 7. Выбор надежного оборудования.
- 8. Источники бесперебойного питания.
- 9. Разработка адекватных планов обеспечения непрерывной работы и восстановления.
- 10. Резервное копирование.
- 11. Дублирование, мультиплексирование и резервирование офисов.
- 12. Резервирование каналов связи.
- 12. Защита данных от перехвата.
- Методы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну
- Лекция 12. Компьютерные сети
- Компьютерные сети
- 13.1. История развития Internet
- 1. Персональный компьютер.
- Телеконференции
- Сетевой этикет
- Глобальная компьютерная сеть Интернет