logo search
Информатика — курс лекций

Виды и формы представления информации в информационных системах

Всё многообразие окружающей нас информации можно классифицировать по различным признакам. Так, по признаку «область возникновения» информацию, отражающую процессы, явления неодушевленной природы, называют элементарной, или механической, процессы животного и растительного мира — биологической, человеческого общества — социальной. Информацию, создаваемую и используемую человеком, по общественному назначению можно разбить на три вида: личная, массовая и специальная. Личная информация предназначается для конкретного человека, массовая для любого желающего ею пользоваться (общественно-политическая, научно-популярная и т.д.), а специальная — для применения узким кругом лиц, занимающихся решением сложных специальных задач в области науки, техники, экономики и т.п. Информация может быть объективной и субъективной. Объективная информация отражает явления природы и человеческого общества. Субъективная информация создаётся людьми и отражает их взгляд на объективные явления.

В автоматизированных информационных системах выделяют:

структурную (преобразующую) информацию объектов системы, заключённую в структурах системы, её элементов управления, алгоритмов и программ переработки информации;

содержательную (специальную, главным образом осведомляющую, измерительную и управляющую, а также научно-техническую, технологическую и др.) информацию, извлекаемую из информационных массивов (сообщений, команд и т.п.) относительно индивидуальной модели предметной области получателя (человека, подсистемы).

Первая связана с качеством информационных процессов в системе, с внутренними техноло-

гическими эффектами, затратами на переработку информации. Вторая — как правило, с внешним целевым (материальным) эффектом.

Один из возможных вариантов классификации информации в автоматизированных системах:

по отношению к объекту:

внутренняя;

внешняя;

по форме проявления в задачах управления:

осведомляющая;

преобразующая;

управляющая;

связь с целью:

синтаксическая;

семантическая;

прагматическая;

по качеству проявления:

полезная;

42