logo search
ОЭВМ

10. Команды эвм. Машинные коды и команды ассемблера. Функциональные группы команд.

Машинные коды - "язык процессора ". Программа состоит из команд, записанных в двоичном коде (с помощью 0 и 1). Каждая команда имеет две составляющие: код операции и адресную часть. Код операции определяет какую команду должен исполнить процессор. Адресная часть указывает, где в памяти компьютера хранятся операнды и куда поместить результат выполнения операции. (Операнды - это данные, над которыми выполняется операция) В настоящее время программисты не пользуются непосредственно машинными кодами при создании программ, так как это трудоёмко и ненагдядно, но, на каком бы языке программирования ни была написана программа, перед выполнением она переводится в машинные коды. Перевод производится автоматически программой - компилятором (транслятором).

Ассемблер - семейство языков низкого уровня, то есть близких к машинным кодам. Такой язык могут использовать только высококвалифицированные программисты, знакомые с архитектурой процессора. Отличия ассемблера от машинных кодов заключаются в том, что двоичный код операции заменяется буквенным обозначением (мнемокодом), подсказывающим суть операции, а двоичные адреса операндов заменяются именами переменных.

Функциональные группы команд:

- команды с продвижением (переходом);

- вычислительные команды (добавить, очистить, сохранить, вырезать и т.д.);

- для сохранения всех регистров. Команды объединены в понятие архитектуры. А архитектурой компьютера считается его представление на некотором уровне, включающее описание пользовательских возможностей программирования, системы команд, системы адресов, организации памяти и т.д.