Классификация
Сегодня существуют различные подходы к классификации МАО. В качестве отличительных признаков, используются: степень активизации слушателей, характер учебно-познавательной и игровой деятельности, способ организации игрового взаимодействия, место проведения занятий, их целевое назначение, тип используемой имитационной модели и многие другие.
По характеру учебно-познавательной деятельности(чаще всего используют именно эту классификацию) методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся наимитациипрофессиональной деятельности, и неимитационные. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относятанализ конкретных ситуаций(АКС),разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на:
деловые игры,
дидактическиеили учебные игры,
игровые ситуации,
ролевые игры
игровые приемы и процедуры,
тренинги в активном режиме,
имитационные модели,
имитационные игры.
При этом к игровым процедурам и приемамотносят средства реализации отдельных, единичных принципов. В первую очередь, различные формы активизации лекций и других традиционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства активизации. Например, лекцию с использованием метода анализа конкретных ситуаций в виде иллюстрации осуществляемой преподавателем, лекцию с запланированными ошибками, лекцию вдвоем, проблемную лекцию, творческую задачу — реализующие принцип проблемности; лекцию пресс-конференцию, лекцию-дискуссию, лекцию-беседу — принцип диалогового общения.
Игровые ситуациипредставляются средством реализации двух и более принципов, не совпадающим с деловой игрой (по количеству) составом элементов и не имеющим формализованной структуры, правил поведения на игровой площадке, регламента. Примером игровой ситуации можно считать дискуссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с незапланированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно кто и в каком качестве (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении. А также ситуации, используемые дляролевых игр, театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов и т. п.
Если же игровая ситуация используется в качестве основы, но деятельность участников формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий, регламент, то можно считать, что мы имеем дело с Дидактической игрой.
К Деловым играмсоответственно относятся методы, реализующие всю совокупность элементов, а, следовательно, и весь комплекс принципов активизации, характерных для методов активного обучения.
Под не имитационными методами понимают — стажировку на рабочем месте, программированное обучение,проблемную лекцию, выпускную работу. По назначению выделяют:мотивацию познавательной деятельности, сообщение учебной информации; формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков; освоение передового опыта, контроль результатов обучения.
По типу деятельности участниковпри поиске решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.
По численности участвующихвыделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.
По месту проведенияразличают: аудиторные и внеаудиторные, выездные, экскурсионные.
По принципу использования вычислительной техники— ручные, (без использования ВТ); компьютерные — игры на ЭВМ; и игры с компьютерным обеспечением.