logo
Ответы по курсу

Особенности методов

Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей и тренеров активизировать познавательную деятельностьобучающихся или способствовать её повышению. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности:мышление, действие иречь. Ещё один в неявном — эмоционально-личностноевосприятиеинформации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется. Например, налекциииспользуется мышление (в первую очередьпамять), на практическом занятии — мышление и действие, вдискуссии— мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре — все видыактивности, наэкскурсии— только эмоционально-личностное восприятие. Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%. Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Существуют также принципы активизации традиционных форм обучения. Подходы к системному использованию МАО изложены в теорииАктивного обучения.

М.Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

- принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

- достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обуча