2. Технологии видеоконференции
К истокам видеоконференции можно отнести появление первого видеотелефона, созданного НИИ телевидения СССР в 1947 году. Однако он не получил широкого распространения по психологическим причинам, так как никто не захотел показывать свое лицо во время телефонного разговора.
Появление интернет-технологии оживило потребность в средствах одновременного общения нескольких удаленных пользователей. Оказалось, что трем собеседникам уже трудно говорить одновременно, не видя друг друга.
Конвергенция технологии мультимедиа и сетевой технологии интернет создала технологии видеоконференции. В сентябре 1995 г. американские космонавты впервые провели из космоса видеоконференцию в реальном времени. Использовалось приложение ProShare, разработанное корпорацией Intel и названное видеоконференцией.
Видеоконференция — это технология, обеспечивающая двум или более удаленным друг от друга пользователям возможность общаться между собой, видеть и слышать других участников «встречи», и совместно работать на компьютерах. Видеоконференция ускоряет деловой процесс в бизнесе, повышает эффективность использования времени и ресурсов, расширяет и повышает качество обслуживания участников, т.к. разрозненные данные, хранимые в локальных базах, могут обрабатываться совместно участниками конференции.
Для проведения видеоконференции необходимо укомплектовать компьютер миниатюрной видеокамерой, аудио- и видеоплатами, пакетом программ для проведения видеоконференций, современным оборудованием цифровых телекоммуникационных сетей. Технология организации и проведения видеоконференций содержит следующие этапы.
Организатор видеоконференции совместно с провайдером (оператор телекоммуникационных сетей) определяет дату, время, продолжительность сеанса и список участников. Каждому участнику выдается код пользователя и пароль.
В назначенное время участники встречи звонят провайдеру. Их проверяют на право участия в конференции и подсоединяют к сети участников, после чего они слышат всех, видят и могут коллективно обрабатывать данные.
Начинается сеанс связи. Участникам доступны средства совместной работы с документами посредством текстовых и графических процессоров и других программных средств. Участники видят себя и говорящего. Алгоритм переключения и показа другого оратора зависит от способа управления сеансом. При вызове с голосовым управлением абонент видит себя в «локальном» окне, а в «удаленном» - говорящего. Как только последний перестает говорить, «удаленное» окно переключается на нового оратора. Если одновременно начинают говорить несколько человек, выбирается тот, кто говорит громче. В других приложениях видеоконференций алгоритм выбора очередного оратора может быть другим.
В режиме постоянного присутствия на экране видны четыре последних оратора. Для этого «удаленное» окно делится на несколько окон. Пятое окно остается пустым для показа следующего оратора.
По окончании сеанса прямое включение прерывается, и освобождаются ресурсы сети.
Число участников конференции зависит от провайдера и возможностей приложения, реализующего видеоконференцию.
Сфера применения технологий видеоконференций постепенно расширяется. Если раньше главными пользователями были юридические фирмы, предприятия здравоохранения, издательской деятельности, дизайна, то сегодня трудно назвать отрасль, где бы ни применялась технология видеоконференции. Американские исследования показали, что при телефонном разговоре в среднем можно передать 11% необходимого объема информации; при использовании телефонной связи в совокупности с факсимильной - до 24 %; посредством видеоконференций - до 60 %.
Примеры использования телеконференций: установление тесных отношений разработчиков различных систем, сотрудничество с поставщиками, организация финансовых услуг посредством создания киосков, оборудованных средством поддержки телеконференций, дистанционное обучение, во всех сферах деятельности, где требуется «удаленное» общение.
Возможности общения, функции, поддерживающие работу с разделяемыми приложениями, интерактивный обмен информацией, предоставляемые видеоконференциями, позволили их рассматривать как инструменты автоматизации управления деятельностью предприятия.
На рынке видеоконференций существует три сектора. Первый ~ настольные видеоконференции. Они ориентированы на бизнес - применение, совместную работу с документами с поддержкой звука и видео. Второй сектор — групповые видеоконференции, ориентированные, в основном, на звук и видео. Обычно они устанавливаются в специально оборудованных комнатах - конференцзалах. Третий - студийные видеоконференции, их цены еще выше, качество лучше, причем документы совместно не обрабатываются.
На рынке настольных видеоконференций лидером является технология ProShare. Последние версии обеспечивают выход в интернет. Фирма Microsoft разработала программу NetMeeting, обеспечивающую проведение видеоконференций для массовых пользователей.
Технология видеоконференций породила новый вид передачи информации ~ видеопочту. Это вид связи является расширением электронной почты (текстовой) и напоминает работу автоответчика. Человека, делающего вызов по видеотелефону, «приветствует» изображение вызываемого, после чего он просит оставить текст или голосовое письмо.
Получает распространение технология записи процесса видеоконференции, чтобы пользователи могли повторно просматривать отдельные ее фрагменты.
Визуальные системы связи используются не только на компьютерах, но и поддерживаются NoteBook (ноутбуками). Ими можно пользоваться в качестве интернет-телефона для передачи факсов и т. д.
Вопросы для самоконтроля к модулю 3
Перечислите названия уровней в модели ISO/OSI.
Чем отличается понятие сетевого интерфейса от понятия сетевого протокола?
Что такое гипертекст?
Что такое всемирная паутина WWW?
Охарактеризуйте Интернет как пример глобальной информационной технологии, т.е. раскройте ее четыре необходимые составляющие.
Чем Интранет отличается от Интернета?
Назовите основные современные беспроводные технологии передачи данных.
В чем разница между сетевыми и распределенными ИТ?
Назовите свойства распределенной системы.
В чем заключается модель-клиент-сервер?
На какие три компонента удобно разбивать распределенное приложение при использовании модели клиент-сервер? Можно ли разбить на эти компоненты приложение, не предназначенное для работы в сети?
Microsoft Word умеет выполнять автосохранение документа каждые 5 минут. Функциями какого из компонентов программы реализуется эта возможность?
Назовите основные разновидности модели клиент-сервер.
Назовите известные вам объектно-ориентированные распределенные технологии.
Какой разновидности модели клиент-сервер соответствует, по-вашему, технология DCOM?
Что такое безопасность информации?
Перечислите основные категории программных средств защиты информации.
Какие бывают виды антивирусов? Какими современными антивирусными программами вы пользуетесь? Укажите их место в классификации антивирусных программ.
Назовите известные вам возможные каналы утечки конфиденциальной информации предприятия.
Модуль 4. Интеграция информационных технологий
- Елисеева е.В.
- 2. Понятие информационной технологии
- 3. Свойства информационной технологии
- 4. Особенности разработки и реализации современных информационных технологий. Понятие платформы.
- 5. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества
- Тема 2. Развитие и классификация информационных технологий
- 1. Эволюция информационных технологий
- Тенденции развития информационных технологий
- Информационные технологии экспертных систем и др.
- 2. Классификация информационных технологий
- 3. Характеристика этапов технологического процесса автоматизированной обработки информации
- Параметрическая модель технологического процесса автоматизированной обработки информации
- 3. Критерии оценки информационных технологий
- Тема 3. Инструментальная база информационных технологий
- Составляющие информационных технологий
- 1. Основы построения инструментальных средств информационных технологий
- 2. Составляющие информационных технологий
- 3. Стандарты пользовательского интерфейса информационных технологий Понятие и виды пользовательского интерфейса
- Необходимые свойства пользовательского интерфейса:
- Графический интерфейс пользователя gui
- 4. Автоматизированное рабочее место Концепция арм
- Классификация арм управленческих работников
- Автоматизированное рабочее место руководителя
- Автоматизированное рабочее место специалиста
- Автоматизированное рабочее место технического работника
- Техническая база создания автоматизированных рабочих мест
- Обеспечение автоматизированных рабочих мест
- Тема 4. Информационные технологии конечного пользователя
- 1. Информационная технология обработки данных (итод)
- 2. Информационная технология электронного офиса (итэо)
- 3. Информационная технология обеспечения безопасности обработки информации
- 4. Информационно — справочные правовые системы (испс)
- Тема 5. Сетевые информационные технологии
- Принципы организации компьютерных сетей
- 1. Сетевое использование вычислительной техники. Основные понятия и базовые концепции
- 2. Принципы организации компьютерных сетей
- Сетевое оборудование
- 3. Архитектура клиент-сервер
- Тема 6. Технологии открытых систем
- 1. Модель взаимосвязи открытых систем
- 2. Технологии Интернет
- Краткая история Интернета
- Структурные компоненты Интернета
- Ресурсы Интернета
- Функции Интернета
- Виды и способы подключения к Интернету
- Принципы функционирования Интернет-технологий
- Имя@домен
- Ivanov@online.Debryansk.Ru
- Технологии работы в World Wide Web. Основные понятия World Wide Web
- Основные компоненты технологии World Wide Web
- Универсальный способ адресации ресурсов в сети url (Universal Resource Locator)
- Протокол обмена гипертекстовой информацией http (HyperText Transfer Protocol)
- Универсальный интерфейс шлюзов cgi (Common Gateway Interface)
- 3. Технологии Интранет
- 4. Беспроводные технологии
- Тема 7. Гипертекстовая технология
- 1. Понятие гипертекста
- Тема 8. Технология мультимедиа и видеоконференции
- 1. Основные понятия, терминология
- 2. Технологии видеоконференции
- Тема 8. Технологии интегрированных информационных систем общего наpначения
- 1. Технологии геоинформационных систем
- 2. Технологии распределенной обработки данных
- 3. Технологии информационных хранилищ
- 4. Технологии электронного документооборота
- 5. Технологии групповой работы
- Тема 9.
- 2. Информационная технология поддержки принятия решений (ит ппр)
- 3. Информационная технология экспертных систем (итэс)
- 4. Технологии построения корпоративных информационных систем
- Информационные технологии создания кис, построенной на базе интрасети
- Вопросы для контроля и самоанализа
- Глоссарий
- Автор-составитель:Елисеева е.В. «Информационные технологиие» Учебно-методический комплекс