logo search
Tema6_sokr

Программный продукт Primavera

Очень многие компании в нашей стране, в том числе и строительные, начинали свой путь к внедрению систем управления проектами с продукта Time Line (разработчик - Time Line Solutions). Этот пакет начал продаваться еще в начале девяностых. Были локализованы две версии - 5.0 для DOS и 1.0 для Windows. Отличная функциональность и при этом простота использования, сделали его весьма распространенным пакетом. Очень хорошей, по тем временам, была возможность создание вычисляемых пользовательских полей. В дистрибутив пакета входит генератор отчетов Crystal Report.

В 1995 году, уже под лейблом Symantec, была выпущена версия 6.5 для Windows. Недостатком этой версии можно считать не очень хорошо реализованный принцип WYSIWYG. На этом развитие пакета, к сожалению, остановилось. Локализированной версии выпущено не было. По сведениям компании, занимавшейся продвижением Time Line на российском рынке, продажи его прекращены около 2 лет назад.

SureTrak Project Manager, являясь, младшим продуктом в семействе Primavera, позиционируется как продукт начального уровня для управления несложными проектами в небольших компаниях. Он умеет читать формат .трх и сохранять в нем проектные данные. Интерфейс - вполне стандартный. Очень хорошо реализован принцип WYSIWYG и масштабирование временной оси при отображении диаграммы Ганта. Пакет совместим с MAPI-совместимыми системами электронной почты (умеет отправлять с помощью них данные проектов). Встроенный wizard "Быстрый старт" проектов помогает создать систему кодов для типовых проектов (правда до её четвертого шага доходить весьма нудно и незачем).

В российском варианте поставки русскоязычный интерфейс, система помощи и руководство пользователя. Из особенностей можно отметить удобную функцию "луч" (Progress Spotlight). При выделении на временной оси (диаграмме Ганта) временного промежутка, в таблице работ выделяются цветом операции, выполнение которых запланировано в этот временной интервал. SureTrak имеет как собственный формат данных, так и без каких либо дополнительных настроек "понимает" формат РЗ. В настоящее время представлен версией за № 2.0.

Сейчас профессиональные системы управления проектами в своей функциональности уже заметно отличаются. Это уже не отдельные программы, а комплексы, в состав которых входят различные утилиты и модули, предназначенные для решения специфических задач.

Программные продукты Primavera предназначены для создания автоматизированных систем управления проектами (СУП) и представлены во всех основных сегментах рынка. СУП на базе продуктов Primavera является гибкой информационной системой. Сочетание различных приложений, работающих на единой базе данных и с единой системой прав доступа, позволяет оптимально распределить функции между всеми участниками. Подобная СУП обладает такими необходимыми для корпоративных систем свойствами, как масштабируемость и надежность. Увеличение масштабов системы не порождает принципиальных проблем, поскольку они решаются путем замены аппаратуры сервера и практически не затрагивают прикладную часть информационной системы. Система способна непрерывно поддерживать одновременную работу большого числа пользователей при пиковых рабочих нагрузках, обеспечивая целостность и защиту данных.

Основной продукт в составе Primavera Enterprise — Primavera Project Planner for the Enterprise (РЗе). Он обеспечивает функции планирования работ и составления бюджета проекта, анализа и координации хода работ. РЗе позволяет формировать общую картину всех, нескольких или одного конкретного проекта, проводить укрупненный анализ по выбранным категориям, статьям затрат и структуре работ, контролировать сроки и отслеживать фактические результаты.

Архитектура СУП Primavera Enterprise (см. рис. 154) разработана для поддержания и хранения больших объемов стандартной и дополнительной информации по проектам и ресурсам. Она включает:

• Две базы данных на Oracle или MS SQL Server. (База данных проектов, база данных методологий);

• Три windows-приложения. (Project Manager, Methodology Manager, Portfolio (потрфель) Analyst)

• Два ролевых web-приложения, разработанных по Java 2 технологии (Progress Reporter, Primavision)

• Два web-сервера для поддержки Progress Reporter и Primavision

• Один ODBC интерфейс для доступа к базе данных (Primavera Enterprise SDK)

• Одна NT/2000 служба (Служба задач)

Рис. 154. Общая архитектура комплексов ПО Primavera Enterprise и Primavera Expedition

Для пользователей, которым требуются только отдельные функции Primavera Enterprise или Primavera Expedition, предназначены Web-приложения, основанные на Internet/intranet-технологии: Primavision, Progress Reporter и Expedition Analyzer. Для пользователей, которым нужна только информация по проектам, поддерживается автоматически формируемый и динамически обновляемый Web-сайт проекта.

Использование специализированных Web-приложений позволяет минимизировать состав программно-технических средств на клиентском рабочем месте. В частности, это упрощает настройку, сопровождение системы, снижает затраты на внедрение и эксплуатацию, делает прикладные программные средства доступными с любого рабочего места. Такой подход обеспечивает работу системы с тысячами пользователей (причем многие из них могут работать за удаленными терминалами). В таблице приведена типовая схема использования программных средств Primavera на рабочих местах основных участников проектов.

Ключевая роль СУП на предприятии состоит не в том или не только в том, чтобы собирать и передавать данные по состоянию процессов. Известно, что только 5% проектов выполняются в срок и в рамках бюджета. Значительное большинство отклоняется от графика и требует постоянного внимания со стороны руководителей. Поэтому любые средства «интеллектуализации» процессов принятия решений в управлении проектами существенно повышают эффективность автоматизированных систем.

Традиционно Primavera Enterprise позволяет строить графики и обеспечивает их контроль. Как корпоративная система она фиксирует бюджеты проектов, планы финансирования и поступления средств для реализации проектов, обеспечивает коммуникации между многочисленными участниками. Важно, что Primavera вступает в игру всякий раз, когда с ее помощью проводится многовариантный анализ данных по проекту, готовятся специализированные отчеты, с помощью «глобальных замен» перенастраивается весь проект в соответствии с изменившимися требованиями и т. д.

Если в организации одновременно ведется большое количество проектов, Primavera Enterprise и Primavera Expedition предоставляют широкие возможности по формированию и обзору сводной информации и анализу работ как по одному, так и по нескольким проектам (при этом их можно группировать по множеству критериев: уровням готовности, местам проведения, рискам и т. п.).

Primavera Expedition определяет наиболее приоритетные для каждого пользователя задачи и требующие обработки документы, контролирует графики рассмотрения и согласования проектных материалов, фиксирует отклонения и сообщает о них ответственным лицам, отслеживает объемы и стоимость поставок.

На рабочем месте руководителя система может быть настроена на формирование оперативных предупреждений, возникающих в случае превышения сроков, объемов или стоимости работ, а также нарушения ряда других важнейших показателей. При этом с помощью Primavera Expedition руководитель может быстро перейти к исходному документу, связанному с выявленным отклонением, и найти ответственного.

Проект можно просматривать с различных точек зрения — как с помощью средств подготовки отчетов Primavera Enterprise, так и с помощью собственных средств Primavera Expedition, позволяющих создать итоговый отчет на основании справок конкретных исполнителей. Primavera Expedition способна дать менеджерам ответы на вопросы: «У кого на согласовании находится определенный материал?», «Утвержден ли такой-то документ?», «Кому направлены замечания?», «Подготовлены ли нужные спецификации?» и т. п.

Доступ к проектным данным возможен из браузера с помощью модуля Primavera Expedition Express или с мобильных устройств типа Palm с помощью модуля Primavera Expedition Mobile, например, когда инженеру на строительной площадке требуется ввести информацию о поступивших материалах и согласовать определенные действия с руководством.

Каждая организация может использовать набор функциональных модулей:

• РЗе для планирования и контроля,

• Primavision для инициации и анализа реализации проектов,

• Progress Reporter для ввода информации о фактически выполненных объемах работ и отработанном времени,

• Primavera Expedition для сопровождения договоров и контроля обязательств, например по подрядным договорам,

• Expedition Mobile для сбора информации о факте выполнения поставок и другой информации по договорам,

• Primavera Expedition Express для работы с удаленных рабочих мест.