logo search
Ответы по курсу

Модель педагогического процесса формирования информационной субкультуры педагога

Жилкин В.В. (Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина) Другими словами, свободная ориентация в любом информационном пространстве предполагает обладание информационной субкультурой в рамках доминирующей информационной культуры как одной из составляющих общей культуры человека.Процесс ее формирования – процесс целостный, а не в коем случае не фрагментарный. Необходимо формировать не только информационную грамотность, но и информационное поведение, информационное мышление и в целом – информационное мировоззрение.

Процесс формирования педагога на стадии моделирования обусловливается, подходом к построению самого процесса обучения преподавателя.

Представленная модель (см. рис. 1) педагогического процесса формирования информационной субкультуры педагога была создана в ходе проектировочной деятельности (осуществляемой автором), состоящей из трех этапов: 1) подготовительного (диагностика готовности педагогического коллектива или его части к самому процессу формирования); 2) основного (разработка непосредственно методики формирования); 3) заключительного (экспертная оценка полученных результатов, корректировка педагогического процесса).

На подготовительном этапе формирования информационной субкультуры педагога следует определиться с наличием развитой инфопотребности и объективно обусловленной необходимости в обучении, осознаваемых самим потенциальным обучающимся. Далее педагог должен осознать разрыв между нынешним состоянием и желательным или необходимым уровнем и оценить перспективы своего профессионального роста с учетом приобщения к информационной субкультуре. На стадии формулирования конкретных целей обучения он должен уже окончательно осознать свою готовность к формированию информационной субкультуры.

 

Применение активно творческого подхода при формировании информационной субкультуры педагога в корне меняет сам процесс обучения и тактику взаимодействия обучающего и обучающегося. Эффективность образовательного процесса в данном случае будет зависеть от создания соответствующего психологического климата, так называемой образовательной среды, поддерживающей рост, стимулирующей раскрытие ресурсов человека, необходимой мотивационной базы.

Эффективность формирования информационной субкультуры педагога также обусловлена развитием его творческого потенциала, готовности к инновационно-креативной деятельности.

Пилотажная группа освоения информационной субкультуры, как показывает авторская экспериментальная практика, должна состоять из 5-7 обучающихся – педагогов, имеющих высокий образовательный и творческий ресурс, с которыми можно работать по индивидуальной, рассчитанной на возможные совместные корректировки, программе. Формирование пилотажной группы, безусловно, может осуществляться в соответствии с критериями, предложенными на местах, тем не менее, следует принимать во внимание классификацию преподавателей, предложенную американским педагогом Э.М. Роджерсом и характерную практически для любого учебного заведения или его подразделения, согласно которой можно выделить пять типов.

Преподаватели I типа – «новаторы» – всегда открыты новому, постоянно интересуются новыми технологиями педагогическими и информационными, извлекают новое для себя из любых контактов. Эта категория преподавателей смело воспринимает, определяет, внедряет и распространяет все новое.

За новаторами следуют преподаватели II типа – «ранние реализаторы», которых часто рассматривают как «информаторов», советников, потому что они не стремятся рисковать, но при этом первыми осуществляют практическую (экспериментальную) проверку нововведений в конкретной среде. Эта категория преподавателей, обычно, очень высоко ценится в коллективе.

III тип – «предварительное большинство», отличающееся свободой действий. Свободное и интенсивное общение субъектов этой группы с первыми группами, отнюдь не способствует их лидерству, им требуется гораздо больше времени для принятия решения и внедрения новшеств. Такой тип преподавателей не воспринимает новое до тех пор, пока его не воспримет большинство коллег.

Общей характеристикой преподавателей IV типа – «позднего большинства» является скепсис, из-за которого инновации не осваиваются ими до тех пор, пока не будут приняты обществом. Эта категория преподавателей большее предпочтение отдает старому и способны принять новое после подавляющего большинства преподавателей.

И, наконец, для преподавателей V типа – «колеблющихся» характерна консервативная ориентация на традиционные ценности, что обусловливает их сомнения в новаторах и в инициаторах изменений. Они последними осваивают новшества и являются тормозом для распространения инноваций, у них сильно выражено расхождение между первыми знаниями о новшествах и их освоением [2].

Таким образом, формирование пилотажной группы освоения информационной субкультуры с целью повышения эффективности этого процесса должно осуществляться из педагогов, относящихся к типу «новаторов» и «ранних реализаторов». Преподаватели первого типа, в силу высокой степени развития творческой компоненты личности и открытости новшествам, в реальные сроки и с большим коэффициентом полезного действия освоят предложенную методику, внеся в нее соответствующие практико-ориентированные коррективы, а «ранние реализаторы» смогут способствовать формированию адекватной мотивации к освоению информационной субкультуры у оставшейся части педагогического коллектива.

В методике формирования информационной субкультуры педагога выделяются следующие цели:

глобальная цельпредполагает формирование информационной субкультуры педагога как системного мышления при применении цифровых информационных технологий в своей педагогической деятельности;

этапные целисоответствуют конкретным этапам формирования информационной субкультуры педагога, отражающим освоение компонентов информационной субкультуры педагога;

оперативные целидостигаются в рамках изучения, разработки и внедрения конкретного учебного и/или практического материала и заключаются в формировании готовности к установке необходимого программного обеспечения и к созданию образовательных информационных продуктов.

Организация педагогического процесса формирования информационной субкультуры педагога требует определения системы методических принципов, обеспечивающих его эффективность. К основным из них можно отнести следующие:

принципнаучности(обусловливает соответствие обучающего компонента методики формирования информационной субкультуры педагога уровню развития науки и техники);

принцип последовательности и системности(направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков в области цифровых информационных технологий, их последовательное развитие и совершенствование);

принцип доступности(обусловливает построение методики формирования информационной субкультуры педагога на основе учета реальных возможностей, возрастных особенностей и интеллектуального склада личности обучаемого);

принцип дифференцированности(процесс формирования информационной субкультуры является поэтапным и рассчитан на разную степень готовности педагогов к овладению информационной субкультурой);

принцип практико-ориентированного подхода в обучении(предполагает соотнесение содержания обучающего компонента методики формирования информационной субкультуры с конкретной педагогической деятельностью обучаемого педагога;

принцип индивидуализации(обусловливает построение методики формирования информационной субкультуры педагога с учетом личностных приоритетов обучаемых и ее коррекцию в зависимости от индивидуальных особенностей);

принцип диалогичности(предполагает многоплановую «интерактивность» процесса формирования информационной субкультуры педагога, как в процессе работы обучаемого с цифровыми информационными технологиями, так и в процессе общения с педагогом и/или своей группой).

В свою очередь на систему методических принципов опираются условия реализацииэффективного формирования информационной субкультуры педагога, такие как: применение системы практических задач, использование специализированного программного обеспечения и средств цифровых информационных технологий. Выделенные условия и принципы оказывают непосредственное влияние на выбор методов, средств и организационных форм процесса формирования информационной субкультуры педагога.

Эффективность процесса формирования информационной субкультуры педагога обусловливается применением метода проблемного обучения (эвристический метод) в рациональном поэтапном сочетании с методами интерактивности обучения, создания экстремальности в творческом процессе и системного анализа. Безусловно, формирование информационной субкультуры педагога должно осуществляться посредством цифровых информационных технологий и специализированного программного обеспечения, а также соответствующих учебных пособий, которые в совокупности выступают в качестве средств обучения.

Поскольку освоение и усвоение необходимого материала происходит быстрее и на более глубоком уровне в процессе общения и коллективного обсуждения, но, в то же время, интерактивный характер обучения подразумевает возможность построения индивидуального «сценария» нахождения в информационном пространстве, эффективной организации формирования информационной субкультуры педагога будет способствовать сочетание индивидуальной и групповой формобучения.

На своем основном этапе педагогический процесс формирования информационной субкультуры педагога характеризуется цикличностью, обусловленной необходимостью формирования информационной субкультуры у подавляющего большинства преподавателей в коллективе, другими словами, формирования информационно-педагогической среды. После формирования информационной субкультуры у пилотажной группы, целесообразно проводить набор следующей группы из 5-7 человек, осуществляемый по принципу наличия собственного желания у преподавателей, обусловленного отчасти результатом неформального общения с представителями пилотажной группы, и осознания педагогом внутренней готовности к работе с информационно-коммуникативными технологиями.

На заключительном этапе педагогического процесса формирования информационной субкультуры, когда в учебном заведении или на факультете уже сформируется информационно-педагогическая среда.

Методы активного обучения(МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организациюучебного процессаи создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.