46 Ввод и вывод данных в языке Turbo-Pascal. Привести примеры.
Ввод: read()»в этойже строке»
readln()»с новой строки»
Вывод: write() в этой же строке и writeln() с новой строки readln(a);-с клавиатуры вводится значение которое примет переменная «а» writeln(a);- на экран выведется значение переменной «а» с новой строчки writeln(‘a=’,a) на экран выведется значение переменной «а» с новой строчки c пояснительным текстом «а=»
47 Оператор ветвления (разветвления) в языке Turbo-Pascal .
if "условие" then "выполняемое действие если условие выполняется" else " выполняемое действие если условие не выполняется "
48 Операторы циклов в языке Turbo-Pascal.
Цикл – это многократные повторяемые действия. В Турбо Паскале существует
3 основных вида циклов:
-цикл с параметром
-цикл с предусловием
-цикл с постусловием
Цикл с параметром
Оператор имеет следующий формат:
For i:=A to B do S;
где i – счетчик цикла, является переменной порядкового типа данных.
А – начальное значение, В – конечное значение счетчика цикла.
S – тело цикла (повторяющиеся действия).
Цикл работает следующим образом: переменной i присваивается начальное значение A, если A<=B, то выполняется тело цикла S, после чего значение счетчика цикла i автоматическиувеличивается на 1 и опять сравнивается с B. Цикл будет повторяться до тех пор, пока значение счетчика i не станет больше B. Если тело цикла S состоит из нескольких операторов, то они заключаются в операторные скобки (begin…end). Если в операторе for .. to последнее значение счетчика цикла меньше первого, то тело цикла не выполняется ни одного раза.
Цикл с предусловием
Цикл с параметром следует применять, когда заранее известно, сколько раз необходимо повторить те или иные действия. Однако во многих случаях циклические действия необходимо выполнять пока не будет достигнут определенный результат. В этом случае используются другие разновидности циклов: цикл с предусловием и цикл с постусловием.
Цикл с предусловием(цикл «пока») имеет следующий формат:
While условие do S
В качестве условия можно использовать любое логическое выражение, которое может быть либо истиной (true) ли ложью (false). S – тело цикла.
Сначала проверяется условие, если оно – истина, то выполняется тело цикла S и опять проверяется условие. Цикл будет повторяться до тех пор, пока условие – истина, как только условие станет ложным – происходит выход из цикла. Если изначально условие – ложь, то тело цикла не выполнится ни разу. В отличии от цикла с параметром в этом виде цикла не предусмотрено автоматическое изменение переменной цикла, поэтому в теле цикла S должны быть команды, изменяющие значение переменной цикла. В противном случае при запуске произойдет так называемое зацикливание программы (т.е. выполнение бесконечного цикла).
Цикл с постусловием.
Формат оператора:
Repeat
S
Until условие;
где S – тело цикла, условие – любое логическое выражение.
Принципиальное отличие оператора repeat...until (повторять до тех пор, пока) от оператора while...do в том, что проверка условия производится не перед началом выполнения оператора, а в его конце, когда решается вопрос, повторить ли еще раз действия. Поэтому тело этого цикла всегда выполняется по крайней мере один раз. Кроме того цикл будет повторяться, когда условие – ложно, как только условие станет истинным – происходит выход из цикла.
Если тело цикла S состоит из нескольких операторов, то они заключаются в операторные скобки (begin…end).
49 Операторы по обработке одномерных массивов.
Массив – это упорядоченная совокупность данных, обозначаемых одним именем, доступ к элементам массива осуществляется по их номерам (индексам). Элементами массива могут быть данные любого типа, включая структурированные, но в одном массиве могут храниться данные только одного типа (real, integer, string, char и пр.).
Если за каждым элементом массива закреплен только один его порядковый номер, то такой массив называется линейным, одномерным или вектором.
Одномерные массивы
Объявление одномерных массивов
Описать одномерный массив можно несколькими способами:
В разделе переменных
Var имя массива : Array [тип индекса] of тип элементов ;
В разделе описания типов
Type имя типа = Array [тип индекса] of тип элементов ;
Var имя массива : имя типа ;
В разделе констант
Const имя массива : Array [тип индекса] of тип элементов = (список элементов);
Ввод данных в одномерный массив
1. Ввод массива с клавиатуры оператором Read.
For i:=1 to n do
Begin
Writeln('введите элемент массива');
Read (A[ i ]);
2. Заполнение массива с помощью генератора случайных чисел Random на интервале (a,b):
Randomize;
For i:=1 to n do
A[ i ] := Random (b-a)+a;
3. Ввод массива в разделе констант (производится вместе с объявлением).
Const N=5;
A:=array [1..N] of integer (-8,0,4,1,3);
Вывод данных в одномерном массиве
Вывод массива в Паскале осуществляется также поэлементно, в цикле, где параметром выступает индекс массива, принимая последовательно все значения от первого до последнего.
Вывод в строку.
A: array [1..10] of integer;
i : integer ;
Begin
For i :=1 to 10 do
Write ( a [ i ],' ');
End
Вывод в столбец.
var
A: array [1..10] of integer;
i : integer ;
Begin
For i :=1 to 10 do
Writeln ( a [ i ]);
End
50 Операторы по обработке двумерных массивов.
Двумерные массивы
Массивы, положение элементов в которых описывается двумя индексами, называютсядвумерными. Их можно представить в виде прямоугольной таблицы или матрицы.
Каждый элемент имеет свой номер, как у одномерных массивов, но сейчас номер уже состоит из двух чисел - номера строки, в которой находится элемент, и номера столбца. Таким образом, номер элемента определяется пересечением строки и столбца. Например, a12 - это элемент, стоящий в первой строке и во втором столбце.
Существуют несколько способов объявления двумерного массива.
Способ 1. В Паскале двумерный массив можно описать как одномерный, элементами которого являются одномерные массивы. Например, для матрицы А, приведённой выше:
Const n = 2; m = 3;
Type omyarray = Array[1..m] Of <тип элементов >;
dmyarray = Array[1..n] Of omyarray;
Var v : omyarray;
a : dmyarray;
В данном случае переменная v объявлена как одномерный массив из трёх элементов вещественного типа. Переменная а описана как двумерный массив из двух строк, каждую из которых включено по три элемента.
Способ 2. Описание массива А можно сократить, исключив определение типа omyarray в определении типа dmyarray:
Const n = 2; m = 3;
Type dmyarray = Array[1..n, 1..m] Of <тип элементов>;
Var a : dmyarray.
Способ 3. Ещё более краткое описание массива А можно получить, указывая имя массива и диапазоны изменения индексов для каждой размерности массива:
Const n = 2; m = 3;
Type dmyarray = Array[1..n, 1..m] Of <тип элементов >;
Var a : dmyarray.
Если указанный тип используется для определения одного массива в программе, то удобно объявление массива в разделе описания переменных:
Var a: Array [1..n, 1..m] Of < тип элементов >.
Рассмотренные выше методы решения задач обработки одномерных массивов могут применяться для обработки двумерных массивов. Поскольку положение элемента в двумерном массиве описывается двумя индексами [первый - номер строки, второй - номер столбца], программы большинства матричных задач строятся на основе вложенных циклов. Обычно внешний цикл работает по строкам матрицы, то есть с его помощью выбирается требуемая строка матрицы, а внутренний цикл - по столбцам матрицы, то есть здесь выбирается нужный элемент из выбранной уже строки.
- 1 Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Привести примеры.
- 2Информатика. Определение. Основные направления информатики.
- 3Основные этапы развития вычислительной техники. Информатизация общества.
- 4 Качественные и количественные характеристики информации. Свойства информации. Единицы измерения количества информации.
- 5Кодирование информации, его способы. Привести примеры.
- 6 Арифметические основы компьютера. Системы счисления. Определение системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления.
- 7 Двоичная система счисления. Запись чисел в двоичной системе счисления.
- 8 Восьмеричная система счисления. Запись чисел в восьмеричной системе счисления. Привести примеры.
- Алгоритм перевода из 8-ой в 2-ую
- 9 Шестнадцатеричная система счисления. Запись чисел в шестнадцатеричной системе счисления. Привести примеры.
- Примеры:
- Алгоритм перевода чисел из 16-ой в 2-ую
- 10 Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую позиционную систему счисления. Привести примеры.
- 11 Перевод чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления. Привести примеры.
- 12 Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Привести примеры.
- 13 Арифметические операции в позиционных системах счисления. (в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной). Привести примеры.
- 14 Что такое компьютер. Классификация компьютеров по поколениям.
- 15 Краткая историческая справка.
- 16 Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера, их назначения и взаимосвязь.
- 17 Основные характеристики компьютера. (Объём оперативной и внешней памяти, разрядность и т.Д.).
- 18 Внешняя память компьютера. Различные виды носителей информации.
- 19 Программное управление работой компьютера. Программное обеспечение компьютера.
- 20 Что такое мультимедиа.
- 21 Что такое операционная система. Основные функции операционной системы. Привести примеры операционных систем.
- 22 Файловая система. Основные операции с файлами в операционной системе.
- 23 Что такое транслятор, компилятор, интерпретатор.
- 24 Алгебра логики. Что такое логическая формула.
- 27 Логическое сложение и умножение.
- 28 Основные законы алгебры логики.
- 29 Таблица истинности для логической формулы.
- 30 Этапы решения задач на эвм
- 31 М оделирование, как метод научного познания. Модели физические и математические. Привести примеры.
- 32 Алгоритм. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов.
- 33 Алгоритмическая структура «ветвление». Привести примеры.
- 34 Алгоритмическая структура «цикл». Привести примеры.
- 35 Одномерные массивы и алгоритмы их обработки. Привести примеры.
- 36 Двумерные массивы и алгоритм их обработки. Привести примеры.
- 37 Язык и информация. Естественные и формальные языки
- 38 Языки программирования
- 39 Общая характеристика языка Turbo-Pascal.
- 40 Алфавит, синтаксис, семантика языка Turbo-Pascal.
- 41 Классификация типов данных языка.
- 42 Операторы. Классификация операторов.
- 43 Структура программы на языке Turbo-Pascal.
- 44 Простые и структурированные операторы языка.
- 45 Логические операторы языка Turbo-Pascal.
- 46 Ввод и вывод данных в языке Turbo-Pascal. Привести примеры.