logo search
1

Государственная политика России в области информатизации

В концепции информатизации советского общества были определены следующие основные принципы государственной политики в этой области:

Централизованная политика должна быть направлена на достижение национальных стратегических целей (национальная безопасность, развитие науки и образования, формирование и использование государственных информационных ресурсов). Децентрализованная политика ориентируется, главным образом, на создание условий, обеспечивающих саморазвитие процесса информатизации и удовлетворение на этой основе социальных потребностей населения в информационных продуктах и услугах:

Перечисленные выше основные принципы государственной политики в полной мере остаются актуальными и сегодня. Для проведения в жизнь государственной политики в области информатизации был образован специальный правительственный орган управления – Государственный комитет по вычислительной технике и информатизации (ГКВТИ), которому из Госплана СССР были переданы функции распределения производимой в стране вычислительной техники, в условиях плановой экономики осуществлявшиеся централизованно. В начале 1985 года в стране была разработана и одобрена ЦК КПСС «Общегосударственная программа создания, развития серийного производства и эффективного использования вычислительной техники и автоматизированных систем до 2000 года». С ее утверждением начался решительный поворот в направлении ускоренного развития отечественной индустрии средств информатики. Достаточно сказать, что объем капиталовложений в сферу информатики за 1986– 1990 гг. превысил объем капиталовложений в эту область за предыдущие 10 лет. В стране было проведено ряд крупных всесоюзных и международных конференций по проблеме информатизации. На них впервые было сказано о неизбежности перехода ряда стран от индустриальных к информационным формам общества. Таким образом, новые понятия «информатизация» и «информационное общество» стали восприниматься все большей частью интеллектуальной элиты России. Необходимо отметить еще один этап в развитии общественного сознания граждан России в области проблем формирования информационного общества. Это этап 1988–1994 гг. В этот период выходит ряд статей и монографий ведущих российских ученых, которые заложили основы современных научных представлений о глобальном характере процесса информатизации и его ожидаемых цивилизационных последствиях. В первую очередь здесь хотелось бы отметить блестящую прогнозную статью академика А.П. Ершова «Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества» [33]. Эта работа стала классической, а ее многие концептуальные положения остаются актуальными и сегодня. Затем в 1991 году появилась монография профессора А.И. Ракитова «Философия компьютерной цивилизации» [8], в которой был развит его подход к процессу информатизации общества как социотехнологической революции. Затем в 1993 году вышла в свет фундаментальная монография академика А.Д. Урсула «Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации» [6]. В ней впервые с философских позиций формирования ноосферной цивилизации была проанализирована общецивилизационная значимость развития глобального процесса информатизации. Автор убедительно показал, что глобальная информатизация общества является магистральным направлением дальнейшего развития цивилизации. Ибо только этот путь создает предпосылки перехода от использования ограниченных вещественно-энергетических ресурсов к практически не ограниченным информационным ресурсам. А это является одним из важнейших условий перехода будущей цивилизации на путь безопасного и устойчивого развития, практического решения экологических, энергетических, сырьевых и многих других глобальных проблем. Хотелось бы подчеркнуть, что формирование информационного общества, по мнению А.Д. Урсула, не является конечной целью глобального процесса информатизации. Он будет развиваться и далее при других видах общественного устройства. Что же касается самого информационного общества, то оно является лишь первой стадией формирования ноосферы – сферы разума, представителями которой будут люди новой цивилизации, которая должна начать свое формирование уже в XXI веке. Такое понимание роли информатизации и места информационного общества в будущей истории развития цивилизации на нашей планете характерно лишь для российской науки, которая продолжает сегодня ноосферные исследования, начатые еще К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским, Н.В. Тимофеевым-Ресовским и А.Л. Чижевским. Сегодня эти идеи развивает А.Д. Урсул, который избран президентом Международной академии ноосферы, а также академик Н.Н. Моисеев, опубликовавший в 1999 году очередную монографию «Быть или не быть человечеству?» [7]. Таким образом, концептуальная позиция российских ученых в проблеме формирования информационного общества опирается на основные идеи ноосферогенеза, которые сегодня значительно опережают другие философские концепции, развиваемые западными учеными. ^ Рыночный период развития информатизации в России Достаточно подробный анализ состояния и основных тенденций развития процесса информатизации общества в России в последние 8 лет, т. е. в период перехода к рыночной экономике, проведен в работах [63, 77, 80]. В них показано, что в этот период влияние централизованной составляющей в государственной политике, проводимой правительством России в сфере информатизации, было существенным образом снижено. Ликвидирован ГКВТИ, а затем и образованный ему на смену Комитет при президенте РФ по политике информатизации. Сегодня вопросы информатизации в России на правительством уровне рассматривает лишьГосударственный комитет по связи и информатике и частично – Министерство промышленности, науки и технологий. Таким образом, единого органа для управления и координации происходящими в этой важной области процессами сегодня в России нет. Это свидетельствует о том отношении, которое имеется со стороны руководства страны к проблеме информатизации общества, а также об уровне понимания этой проблемы этим руководством. Все это, безусловно, весьма негативные факторы нашей действительности, которые обязательно скажутся на других аспектах развития России. Ведь в области информатизации глобальные мировые процессы развиваются сегодня исключительно высокими темпами. Поэтому фактор времени здесь важен как никогда. Известный афоризм «Кто не успел, тот опоздал!» очень хорошо применим к современной ситуации в России и в мире в области информатизации. Однако существует и ряд положительных моментов. 1. В структурах управления органов федеральной власти, а также в администрациях регионов России все больше появляется образованных людей, которые получили необходимую подготовку и поэтому хорошо представляют себе современные проблемы и методы информатизации общества (по крайней мере, на административном и региональном уровнях). Таких специалистов сейчас готовит Российская академия государственной службы при президенте РФ, которая имеет сегодня целый ряд филиалов в областных центрах России. В самой же академии имеется специальная кафедра «Информатизации структур государственной службы», которая обладает хорошим научным и педагогическим потенциалом. Она то и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов (в том числе докторов и кандидатов наук), которые получив необходимые знания возвращаются к месту своей основной работы в различных регионах России и становятся там проводниками передовых научных идей и технологий в сфере информатизации. 2. В России все более увеличивается влияние региональных органов управления, которое начинает положительно сказываться на процессах информатизации ее регионов. В большинстве регионов страны сегодня уже разработаны или же разрабатываются собственные региональные концепции и программы информатизации. Их реализация, как правило, финансируется из региональных бюджетов и направлена, в первую очередь, на информатизацию управления в административных структурах региона, а затем уже и на создание региональных информационно-телекоммуникационных систем. Очень часто для научно-методического руководства этими процессами привлекаются крупные университеты или технические вузы, которые имеются в данном регионе. Для работников вузов это дает дополнительный заработок, а для администрации региона – необходимую профессиональную помощь. И тем не менее, сегодня совершенно очевидно, что России остро необходима национальная программа информатизации общества. Она должна учесть новые реалии в экономике и социальном развитии страны, а также геополитическую обстановку в современном мире, в котором развитые страны уже активно формируют новое информационное пространство и новое информационное общество, которое идет на смену постиндустриальному. Несмотря на то, что экономика России испытывает сегодня весьма существенные трудности, а производство современных отечественных средств информатики до сих пор не налажено, в России все же имеются определенные социокультурные предпосылки для развития информатизации с перспективой последующего перехода непосредственно к информационному обществу. Дело в том, что в России имеется достаточно мощный интеллектуальный потенциал, который мог бы быть эффективно использован при создании перспективных средств информатизации, глобальных информационно-телекоммуникационных систем и интеллектуальных технологий. Основу этого потенциала составляют не только организации науки и образования, но также и предприятия оборонного комплекса промышленности, которые по конверсии вполне успешно могли бы разрабатывать многие средства и технологии двойного применения. Кроме того, массовое общественное сознание граждан России сегодня гораздо лучше подготовлено к тем нововведениям, которые влечет за собой глобальная информатизация общества. Время и информация сделали свое дело, и сегодня в России совершенно иная психологическая ситуация по сравнению с той, которая имела место 10–15 лет назад. Весьма существенно, что информатизация общества может дать новые возможности для России и в решении основных социально-экономических проблем: подъема промышленности, увеличения занятости населения в новой информационной сфере производства и услуг, развития науки, образования и культуры. Все это будет иметь и соответствующий резонанс в геополитике и положении России на международном рынке разделения труда.

Информация (от лат. informatio — «разъяснение, изложение, осведомлённость») — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, где невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия (так же, в геометрии, например,невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «прямая», «плоскость» через более простые понятия). Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путём их сопоставления с содержанием других понятий. В случае с понятием «информация» проблема его определения ещё более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

Информацию можно разделить на виды по различным критериям:

по способу восприятия:

по форме представления:

по назначению:

по значению:

по истинности:

Информационный продукт - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара. Информационными продуктами являются программные продукты, базы и банки данных и другая информация.

Информационные ресурсы

Отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). И.р. являются объектом права собственности. И.р. могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на И.р. регулируются гражданским законодательством РФ. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения иди наследования. Российская Федерация и субъекты РФ являются собственниками И.р., создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а тж. полученных путем иных установленных законом способов. Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Собственник И.р., содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти. Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них. И.р., являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством РФ. И.р., являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества. И.р. могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Собственник И.р. пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством РФ, в т.ч. правами: назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение И.р. или оперативное управление ими; устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты И.р. и доступа к ним; определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.

Информатизация (англ. Informatization) — политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Процесс информатизации является следствием развития информационных технологий и трансформации технологического, продукт-ориентированного способа производства в постиндустриальный. В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий.

По определению ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г., информатизация представляет собой "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов".

В постановлении Совета Министров Республики Беларусь даётся следующее определение понятия «информатизация»:[1]информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений.

Информатизация – направленный процесс системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позволяющих более эффективно организовать продуктивную деятельность человека, группы, социума.